Современные экономические отношения постепенно развиваются и, пока ещё медленно. Они сталкиваются постоянно с множеством преград, большинство из которых появилось совершенно неожиданно. Люди с недоверием встречают какие-либо новшества, если они не проверены предшествующим опытом. Неприязнь к новым формам общественной и хозяйственной жизни особенно остра, если они противоречат ранее выработанным стереотипам мышления, если они разрушают накопленные традиции и взгляды. В этом случае оказываются скованными возможности индивидуализации и обособленности. Анализ свойств и особенностей различных форм хозяйствования даёт возможность соединить эти два противоположных направления, и сохранить производственные структуры, развить рыночные отношения.
Современный этап развития экономики России характеризуется ростом предпринимательской активности, внедрением, хотя и медленно, передовых технологий и достижений научно-технического прогресса, развитием информационных технологий и коммуникаций, усилением социальных результатов. В таких условиях переход к новым эффективным методам управления не только необходим, но и возможен.
|
|
Для большинства предприятий характерно то, что они практически всё время естественным образом находятся в процессе организационных изменений. Их окружает быстро меняющаяся, турбулентная внешняя среда в виде: нестабильной экономики, неразвитого рынка, несовершенной законодательно-правовой базы, разорванных межхозяйственных связей, неразвитой производственной и социальной инфраструктуры, слабой технической и технологической оснащённости, а также непредсказуемых и сложных природно-климатических условий.
В современных условиях массовый рынок раскололся на множество подверженных изменениям мини-рынков, требующих непрерывно расширяющегося диапазона продуктов и услуг, соответствующих требованиям потребителя.
Стремительно начала развиваться сфера услуг, пытаясь совместить несовместимое – производительность и скорость массового производства с пристальным вниманием к конкретному клиенту, его особенностям. Но чем теснее предприятия связаны со своими клиентами, тем больше времени и сил приходится на них тратить, однако тем ниже производительность труда. Непросто обеспечить и высокую прибыльность товаров индивидуализированного характера, в отличие от типовых товаров массового спроса.
В этих условиях необходимы новые научные подходы в управленииэкономикой предприятия, которые позволят ответить на следующие главные вопросы: Как решать проблемы современных хозяйствующих структур? Быстрее? Качественнее? Или все же – эффективнее? Ответ однозначен: в современных условиях работать и управлять необходимо именно эффективнее. Эффективнее управлять – означает реализовывать новшества.
|
|
Не обязательно быть пионерами, однако надо быстро перенимать новшества. Если раньше для того, чтобы скопировать чужую новинку (продукт, услугу) требовалось несколько лет, сейчас это делается за 5-6 месяцев, а в более динамичных отраслях – за несколько недель или даже дней. Следует понимать, когда каждое предприятие знает, что делают другие – и даже, если ему удалось вырваться вперёд, через некоторое время конкуренты всё равно его настигнут. Сегодня только те предприятия, которые способны быстро выводить свою продукцию на рынок, могут обеспечить конкурентные преимущества.
В последнее время большинство собственников и руководителей всё чаще приходят к выводу, что нет универсальных критериев и показателей успешной деятельности предприятий. Не определяют успешность предприятия в современных условиях, тем более в долгосрочной перспективе даже такие показатели как «прибыльность», «рентабельность», «широкий ассортимент», «качество персонала», «количество клиентов», «качество их обслуживания» и «доля рынка». При этом каждая группа заинтересованных лиц имеет свои критерии оценки деятельности предприятия.
Необходимо учитывать следующие критерии оценки деятельности предприятий со стороны различных заинтересованных групп лиц: современные потребители хотят получить товары и услуги более высокого качества, а также дополнительные услуги и удобства, ориентированные на потребителя, возможность возврата и гарантии – и всё это по более низкой цене. При этом работники предприятий хотят иметь творческую работу и достойную оплату собственного труда, что является острой проблемой в экономике страны. Инвесторы хотят видеть отдачу от инвестиций; партнёры хотят, чтобы предприятия учитывали и их выгоду. Акционеры рассчитывают на дивиденды.
В условиях развитых рыночных отношений руководители предприятий сами решают, какие требования акционеров, инвесторов, покупателей, сотрудников, партнёров и в какой мере они смогут их выполнить, обеспечивая функционирование и развитие своих предпринимательских структур.
Важно просчитывать, что даёт предприятию каждый сегмент рынка, отдельный клиент, товар, канал сбыта и регион – чтобы сосредоточить усилия на наиболее выгодных клиентах, товарах и каналах. В этих условиях важно учитывать региональные особенности развития всех отраслей.
Необходимо постоянно отслеживать множество разнообразных параметров, динамически расставляя приоритеты:
ñ урегулировать отношения с акционерами;
ñ приступить к созданию нового продукта;
ñ мотивировать персонал;
ñ достойно ответить на поведение конкурентов и новые пожелания клиентов.
Данные приоритеты должны быть заложены в основу формирования эффективной системы управления экономикой предприятий и организаций.
Отечественная экономика уже вышла из этапа экстенсивного развития, когда с увеличением объёмов пропорционально увеличивалась результативность. У многих предприятий наступил момент, когда развиваться стало бессмысленно: «объёмы растут, а прибыль не увеличивается». Причиной такого положения является, прежде всего, отсутствие отлаженной системы управления, которая должна основываться на стратегическом, инновационном, ресурсном, проектном подходах. Следствие – постоянная колоссальная нагрузка на собственников и менеджеров, принятие неэффективных управленческих решений.
Однако именно наличие гибкой системы управления не только снижает нагрузку на руководителей, но и обеспечивает конкурентоспособность предприятия, его динамичный устойчивый рост, позволяет извлекать выгоды из нестабильной экономической ситуации. При этом очередной кризис для таких предприятий должен стать своеобразной стартовой площадкой для нового роста.
|
|
Управление новой системой ведения хозяйства на предприятиях должно учитывать специфику развития рыночных отношений, дальнейшего развития различных форм собственности и хозяйствования, становления новых форм производства и сервисного обслуживания, изменения роли главного фактора производства – человека, а также специфику и особенности всех отраслей экономики. Возрождение экономики страны возможно только на основе эффективного проведения в жизни хозяйств и предприятий, инновационных по характеру изменений и совершенствования управления предприятиями. В современных условиях предприятие из производящего субъекта становится хозяйствующим субъектом, поскольку средства производства принадлежат ему. Хозяйствование направлено не только на создание продукта, но и на использование возможности произвести товар, пользующийся спросом на рынке, а также прибыльно его реализовать.
Главными целями предприятий на перспективу должны стать: исследования и разработки, новая продукция, новая технология, новая техника, доля рынка, потребности в финансовых средствах, капитальные вложения, производственные мощности, организационная культура и структура, производственная и социальная инфраструктура.
Именно эти факторы обусловливают необходимость применения аутсорсинга на предприятиях.