Недостача при приемке товарно-материальных ценностей выявлена до оплаты

Итак, принимая товарно-материальные ценности от поставщика, организация выявила недостачу товарно-материальных ценностей.

Каким образом организация должна отразить данную операцию в бухгалтерском учете. Для этого обратимся к пункту 59 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ.

В соответствии с этими указаниями фактическая себестоимость недостач и порчи сверх норм естественной убыли учитывается по дебету счета 76/2 "Расчеты по претензиям" и списывается с кредита счета расчетов (по лицевому счету поставщика).

При постановке на учет поступивших от поставщиков недостающих материалов, подлежащих оплате покупателем, соответственно уменьшается стоимость материалов, транспортно-заготовительных расходов и налог на добавленную стоимость, включенные в фактическую себестоимость недостачи и порчи.

Аналогично учитываются претензии к поставщикам на суммы излишней оплаты, произведенные в связи с несоответствием цен, указанных в расчетных документах, ценам, предусмотренным в договоре (завышение цен), арифметических ошибок, допущенных в расчетных документах поставщика, и по другим подобным причинам.

Если к моменту обнаружения недостачи, порчи, завышения цен, других ошибок в расчетных документах поставщика расчеты не были произведены, то оплата производится за вычетом стоимости недостающих и испорченных по вине поставщика материалов, других завышений сумм расчетного документа, о чем покупатель письменно сообщает поставщику. В этом случае неоплаченные суммы на счете учета расчетов по претензиям не отражаются.

Полученные материалы (сырье, полуфабрикаты, комплектующие, топливо, тара, запчасти и тому подобное) или товары должны быть отражены в бухгалтерском учете по фактической себестоимости, то есть в нее включаются, кроме стоимости самих ТМЦ, все затраты, которые необходимы, чтобы довести их до пригодного состояния. Это услуги посредников, проценты по кредитам и займам, таможенные пошлины и так далее.

Кроме того, по правилам бухгалтерского учета в фактическую себестоимость будут включаться и транспортно-заготовительские расходы.

При этом необходимо обратить внимание на пункт 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ N 119н.

Транспортно-заготовительные расходы - это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию. В состав транспортно-заготовительных расходов входят:

- расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

- расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников.

Если работники организации, перечисленные в предыдущем абзаце, занимаются не только заготовкой, приемкой, хранением и отпуском материалов, но и ценностей, относящихся к внеоборотным активам, готовой продукции, полуфабрикатам собственной выработки и тому подобное, то допускается отнесение затрат по содержанию заготовительно-складского аппарата непосредственно на затраты на производство по соответствующим калькуляционным статьям накладных расходов;

- расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды);

- наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;

- плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;

- плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;

- расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;

- стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча), в пределах норм естественной убыли;

- другие расходы.

Данные правила установлены для бухгалтерского учета, в отношении налогового учета нужно отметить следующее: в целях налогообложения прибыли в стоимость МТЦ не будут включаться заработная плата, начисленные на нее налоги и взносы, проценты по кредитам. В налоговом учете данные затраты учитываются соответственно в составе расходов на оплату труда, в прочих и внереализационных расходах.

Пример

ООО "Монтаж" по договору купли-продажи приобрело 20 кубометров "вагонки" по цене 960 рублей за кубометр (в том числе НДС - 146 рублей).

Доставку строительных материалов организация осуществила самостоятельно, при этом затраты составили 8000 рублей.

При приемке "вагонки" была обнаружена недостача 1,5 кубометра.

На момент обнаружения недостачи ООО "Монтаж" не произвело оплату древесины, поэтому оно оплатило поставщику сумму за фактически полученное количество материалов (1,5 кубометра).

Бухгалтер ООО "Монтаж" отразил это в учете организации следующим образом:

┌──────────────────┬──────────────┬─────────────────────────────────────────────────┐

│ Корреспонденция │Сумма, рублей │ Содержание операции │

│ счетов │ │ │

├────────┬─────────┤ │ │

│ Дебет │ Кредит │ │ │

├────────┼─────────┼──────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤

│ 10 │ 60 │ 15 059 │Приняты к учету 18,5 кубометров "вагонки" и│

│ │ │ │отражена ее стоимость │

├────────┼─────────┼──────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤

│ 19 │ 60 │ 2 701 │Отражена сумма НДС по принятым к учету│

│ │ │ │строительным материалам │

├────────┼─────────┼──────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤

│ 10 │ 23 │ 8000 │Затраты по доставке строительных материалов│

│ │ │ │отнесены на их стоимость │

├────────┼─────────┼──────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤

│ 60 │ 51 │ 17 760 │Оплачены строительные материалы поставщику │

├────────┼─────────┼──────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤

│ 68 │ 19 │ 2 701 │Сумма НДС по оплаченным и принятым к учету│

│ │ │ │материалам поставлена к возмещению │

└────────┴─────────┴──────────────┴─────────────────────────────────────────────────┘

Таким образом, в бухгалтерском и налоговом учете стоимость строительных материалов будет равна 22 800 рублей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: