Международный валютный фонд (МВФ)

МВФ является ведущим мировым финансовым институтом, который имеет статус специализированного учреждения ООН. Основан в 1944 году, начал действовать в 1947 году. Основные цели деятельности:

- содействие развитию международной торговли;

- сотрудничество в сфере валютного регулирования;

- выдача кредитов в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов стран-членов Фонда.

Организационная структура и членство в МВФ.

Число стран-членов МВФ постоянно растет, и на начало 2001 года составило 182 страны. В 90-х годах в МВФ вступили страны СНГ, а также Швейцария, которая до этого придерживалась «конструктивного нечленства». Сейчас только несколько стран мира по разным причинам не являются членами МВФ, среди них Тайвань, Куба, Южная Корея и Гонконг.

Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, в котором каждая из стран-участниц имеет своего представителя – в основном своего министра, отвечающего за валютную политику, либо президента центрального банка.

Совет управляющих уполномочен решать важнейшие вопросы: прием новых членов, установление и изменение квот участия, предоставление странам СДР, контроль функционирования валютной системы и ее дальнейшее развитие.

Текущее хозяйственное руководство МВФ осуществляет исполнительный директорат, состоящий из 24 человек. Пятеро из них определяются членами МВФ с высшими квотами, остальные каждые 2 года выбираются управляющими других стран-участниц по региональным группам. Исполнительный директорат выбирает на 5 лет директора-распорядителя.

Вес в каждой стране как в Совете управляющих, так и в исполнительном директорате напрямую зависит от финансового участия страны в МВФ.

Каждый из членов МВФ имеет 250 основных голосов, а также 1 дополнительный голос на 100000 СДР квоты страны.

Взнос Украины в 1996 году составил 997.3 млн. СДР. Отсюда число голосов Украины составило:

250 + (997300000/100000)*1= 250+9973=10223.

Квота рассчитывается на основе таких показателей, как ВНП, количество ЗВР, объем экспорта и импорта и другое. пересматривается 1 раз в 5 лет.

Основной долей голосов располагают США (около 20 %), страны Европейского Союза (в сумме –30 %). Однако в исполнительном директорате действует правило-вето, что часто нейтрализует значение числа голосов у государства.

Основу финансовых средств МВФ составляют платежи стран-участниц в счет установленных для них квот, в соответствии с квотами определяются права заимствования и число голосов у страны. Первоначально 25 % взносов выполнялось золотом, остальное – валютой страны.

В 1976 году взнос золотом был заменен свободно конвертируемой валютой.

Каждая страна должна определить фискального агента и депозитарий для проведения ее финансовых операций с МВФ.

Фискальным агентом может быть казначейство или центральный банк страны. МВФ ведет дела только с фискальными агентами, которые имеют право от лица страны осуществлять все операции.

Кроме того, каждая страна обязана назначить свой центральный банк в качестве депозитария для активов в МВФ, выраженных в национальной валюте. Если страна не имеет центрального банка, то для этих целей должен быть выбран другой институт. вплоть до коммерческого банка.

Депозитарий обязан перечислять фонду по запросу и без задержки средства, которые держит страна-член в своей валюте.

Специальное право заимствования (СДР) играет ключевую роль в расчетно-платежных отношениях МВФ со странами-членами. СДР представляет собой международную денежную единицу, которая эмитировалась МВФ. Первоначально СДР была равна 0,889 грамм чистого золота, что соответствовало 1 доллару США, но с отменой золотого обращения необходимость в определении золотого содержания СДР отпала.

СДР не обращается на рынке, поэтому не имеет цены, как у национальных валют. Для определения цены СДР в настоящее время используют метод корзины четырех[4] важнейших валют – доллара США, японской иены, британского фунта стерлингов и евро (USD, JPY, GBP, EUR). Каждой валюте присваивают свой вес, вычисляемый на основе показателей:

- доля экспорта товаров и услуг страны в общемировом экспорте;

- размер резервов соответствующей валюты, которые держат другие члены МВФ (за исключением страны, валюта которой рассматривается).

Список и веса валют пересматриваются каждые 5 лет.

Ежедневно МВФ производит переоценку СДР по валютной корзине с учетом рыночных курсов учитываемых валют по отношению к доллару.

Например, на 15 марта 2001 года курс 1 СДР в долларах:

Валюта Относительный вес в корзине Рыночный курс единицы в долларах Эквивалент 1 СДР в долларах
Евро 0,43 0,91 0,43*0,91=0,39
Цена 21,00 0,0082 0,17
Фунт стерлингов 0,10 1,44 0,14
Доллар 0,58 1,00 0,58
Итого - - 1,28

то есть 1 СДР = 1.28 долларов США.

Использование метода корзины позволяет сглаживать курсовые колебания, которым подвержены курсы отдельных валют и, следователь, уменьшить курсовой риск. Поэтому СДР активно используется и другими международными организациями.

СДР-счета могут держать сам МВФ, страны-участницы Фонда и так называемые прочие владельцы (эмиссионные банки, которые выполняют свои задачи более чем для одного члена МВФ). Частные лица не могут быть держателями СДР-счетов.

В финансовых отношениях МВФ со своими членами СДР используется как платежное средство при вкладах в Фонд, погашении кредитов, а также при выплате процентов по кредитам.

Страны-члены могут использовать имеющиеся у них резервы СДР без политических и экономических обязательств.

Члены МВФ могут в случае финансовой потребности покупать на СДР другие валюты. В этом случае они обращаются в МВФ, который определяют, у каких стран-участниц системы СДР можно осуществить покупку и организует процесс обмена. Правила обмена устанавливает МВФ и регистрируются в Уставе фонда. Недопустимым считается использование СДР только в целях изменения структуры страны. СДР не могут быть использованы для интервенции на валютных рынках, а должны быть в таких случаях сначала обменены на какую-либо валюту.

В общем объеме международных резервно-платежных средств СДР составляют менее 2 % (без учета золота). Это связано с ограниченным характером их использования.

Помимо платежей членов МВФ может использовать и другие возможности для пополнения своих кредитных ресурсов:

1) обязательная продажа членами МВФ своей валюты в установленных границах за предоставление СДР;

2) заимствование у членов МВФ при их согласии (большую роль здесь играют США);

3) операции на международном финансовом рынке;

4) процентные платежи по предоставленным кредитам и возврат основных сумм долга;

5) кредитные линии[5], открываемые группами стран

6) продажа золотого запаса, который накопился за счет прежних золотых платежей стран-участниц.

Возможность привлечения средств на МВФ практически не используется фондом. Ряд наиболее активных членов МВФ опасается, что операции на МВФ поставят фонд в сильную зависимость от тенденций их развития, не всегда являющихся благоприятными.

Чтобы прибегнуть к реализации Золотого резерва, требуется решение большинства членов МВФ, не менее 85 % голосов. Почти 1/3 рыночной реализации золота МВФ была направлена как безвозмездная помощь большому количеству развивающихся стран пропорционально их квоте в МВФ.

Кредитные формы МВФ постоянно изменяются: одни виды кредитной помощи странам-членам прекращают свое существование, другие – вводятся в практику. Отметим общие черты и наиболее важные виды кредитов фонда. Наибольшее значение имеют следующие виды помощи со стороны МВФ:

- «чистые» резервные транши[6];

- кредитные линии транши;

- специальные кредитно-фондовые линии;

- кредиты структурной перестройки для наиболее слаборазвитых стран.

Большинство видов кредита фонда имеют ряд общих черт:

1) размер кредита всегда увязывается с квотой страны в МВФ.

2) Кредит представляется в виде заимствования, при котором страна покупает у МВФ иностранную валюту или СДР за собственную валюту; по истечении установленного срока страна-член обязана выкупить национальную валюту в тех средствах, в которых был предоставлен кредит.

3) Кредит дается при условии принятия и выполнения страной определенных обязательств по реформированию экономики.

Резервные транши осуществляются за счет собственных предварительно внесенных в МВФ средств. «Чистый» резервный транш соответствует квоте страны в МВФ за вычетом доли, выплаченной в собственной валюте, если последняя не была использована МВФ для кредитов другим странам. На резервный транш не начисляются проценты.

Кредитные линии-транши. Основное назначение - кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов. Средства предоставляются траншами (общее число - 4), каждый из которых составляет 25 % квоты страны, и при условии выполнения стабилизационных программ. Эти программы составляются с участием МВФ и включают меры по преодолению дефицита бюджета, снижению уровня инфляции, смягчению экспортных и импортных квот и пошлин и т.п.

Если страна не выполняет условий, то очередной транш может быть задержан или аннулирован.

Специальные кредитные линии открываются для стран-экспортеров сырья, зерна, валютные поступления которых сильно зависят от изменения мировых цен, от погодных условий и т.д.

Обычный срок кредитных траншей и специальных линий от 3.5 до 5 лет, фондовых линий – 4.5 ¸ 10 лет. За предоставленные кредиты МВФ взимает проценты (зависят от источника средств) и комиссионный сбор в размере 0.5 % суммы кредита на покрытие организационных расходов.

Для облегчения развивающимся странам финансового бремени при получении кредитных траншей и специальных линий МВФ может предоставлять им процентные субсидии со специального счета, достигающие порой половины ставки по кредиту. Поскольку МВФ придерживается принципа равного отношения к своим членам, процентные субсидии выдаются крайне редко.

В 1993 году МВФ учредил Фонд поддержки структурных преобразований, предназначенный в основном для стран СНГ. Кредитные линии структурных преобразований предоставляются развивающимся странам с низким доходом на душу населения. Эти кредиты льготные – всего 0.5 % годовых. Перед выдачей кредита страна- заемщик, МВФ и Всемирный банк разрабатывают совместно среднесрочный план экономического развития, который служит основой программы структурных преобразований в стране, конкретизируемой ежегодно. Этот план в отличие от стабилизационных программ носит менее жесткий характер (не устанавливают целевые уровни инфляции государственного долга и т.п.).

Срок погашения таких кредитов - 5.5 ¸ 10 лет.

К Всемирному банку (ВБ) причисляют две организации:

- Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

- Международная ассоциация развития (МАР) – основан в 1960 г.

- МБРР был основан в 1945 году, начал действовать с 1946г. Основная цель деятельности:

1 Содействие реконструкции и развитию н/х стран-членов.

2 Поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий.

3 Стимулирование сбалансированного роста международной торговли и поддержание сбалансированного платежного баланса стран-членов.

Общие положения. Органами Управления являются Совет управляющих, исполнительный директорат, Президент.

Принципы определения квот стран-членов, количества голосов, представительства в органах управления ГВБ сходны с МВФ. Советы управляющих в МВФ и ГВБ проводят один раз в году совместное собрание.

В организациях ГВБ действует весьма представительный состав специалистов: помимо экономистов и финансистов (как в МВФ) здесь работают инженеры, агрономы, юристы, эксперты по телекоммуникации и другим разнообразным отраслям. Их задача заключается в тщательной экспертизе проектов, на которые предлагается выделение средств.

Членом МБРР может быть только государство, которое является членом МВФ. Членство в МБРР является, в сою очередь, предпосылкой для членства в других организациях Группы Всемирного банка.

При основании банка финансовые ресурсы были получены за счет взносов его членов и пополняются за счет этого источника при вступлении новых членов. Однако Уставной капитал играл основную роль лишь на первом этапе.

Основные средства МБРР получает за счет эмиссии средне- и долгосрочных облигаций, которые имеют наивысший кредитный рейтинг. МБРР размещает через МФР свои ценные бумаги более чем в 100 странах и является крупнейшим заемщиком средств. При этом МБРР занимает не только у стран (как МВФ), но и у частных организаций.

В последнее время все большее значение в средствах МБРР приобретает погашение раннее выданных ссуд и процентов по ним.

С 1982 г. помимо традиционных средне- и долгосрочных облигаций МБРР стал привлекать средства на денежных рынках, в частности, за счет краткосрочных дисконтных нот (ценных бумаг).

У МАР основными источниками ресурсов являются:

- взносы в Уставной капитал;

- часть прибыли, перечисляемой ей МБРР;

- погашение ранее выданных ссуд.

МАР ведет свою деятельность практически на некоммерческих началах.

Ссуды и кредиты представляются для проектов, которые в экономическом и техническом плане безупречны. Кредиты выдаются на срок до 20 лет под гарантии правительств. Средства, как правило, выдаются не в национальной валюте дольника, а в девизах[7] (признанные на международном уровне средства платежа). В соответствии с Уставом МБРР платежеспособность стран-должников должна быть достаточно высокой, потому проверяется, прежде всего, раз мер и структура ее международных долгов.

Если развивающаяся страна в этом отношении неблагополучна, то ей в кредите откажут. Требования МАР более мягкие и предъявляются в основном к целевому и эффективному использованию кредитов.

МБРР предоставляет также ссуды для преодоления последствий катастроф, например, засухи, землетрясения и т.п., однако значение их невелико (около 1 % выделяемых средств).

Особый приоритет при распределении финансовых средств МАР являются:

- борьба с бедностью;

- защита окружающей среды;

- поддержка макроэкономической политики государств.

МАР выдает ссуды на 35 – 40 лет.

Банк международных расчетов (БМР) Создан в 1930 году на основе соглашения Англии, Франции, Германии, Италии, Бельгии и Японии. Эти страны подписали также конвенцию со Швейцарией, по которой БМР размещен в Базеле.

В 1932 г. его участниками стали еще 19 стран, сейчас их более 30.

Являясь учредителями (БМР имеет статус ЗАО) БМР, центральные банки стран-участниц выступают одновременно и его клиентами. Акциями БМР владеют, в основном, центральные банки (86 % капитала) и международные финансовые институты (14 % капитала). В то время как все акции дают равные права на получение дивидендов, акционеры - не центральные банки не имеют права участвовать в заседаниях и голосовать на общих собраниях БМР. Поэтому БМР называют международным банком центральных банков.

Основной функцией БМР является содействие кооперации центральных банков в целях поддержания международной финансовой стабильности.

В настоящее время БМР ведет дела с центральными банками более 120 стран, поэтому его деятельность носит глобальный характер.

На депозитах БМР сосредоточена значительная доля мировых валютных резервов. БМР содействует также как доверенный агент центральных банков при проведении расчетов между участниками. БМР активно сотрудничает с другими кредитно-финансовыми организациями.

 

К региональным международным кредитно-финансовые организациям относятся прежде всего региональные банки:

- межамериканский банк развития (МаБР);

- Африканский банк развития (АфБР);

- Азиатский банк развития (АзБР);

- Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР);

- Европейский инвестиционный банк (ЕИБ);

- Европейский центральный банк (ЕЦБ).

Европейский банк реконструкции и развития Учрежден в 1991 г. для содействия странам Центральной и Восточной Европы (в т.ч. странам СНГ) в становлении рыночной экономики.

Учредители – более 60 стран: страны ЕС, СНГ, а также другие страны МВФ, в том числе находящиеся вне Европы, а также Европейский инвестиционный банк. Штаб-квартира в Лондоне. Основная цель – содействие перехода к рыночной экономике и стимулирование развития частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы.

Устав ЕБРР предусматривает преимущественное (не менее 60 %) направление его финансовых ресурсов на поддержку деятельности негосударственных коммерческих структур и развитие инфраструктуры, необходимой для поддержки частного сектора.

Банк не работает с индивидуальными клиентами. ЕБРР не предоставляет займов, если считает, что заявитель может получить средства на приемлемых условиях из других источников.

Европейский инвестиционный банк Учрежден в 1958 г. странами Европейского Союза (ЕС). Цель – долгосрочное (20 – 25 лет) кредитование слабо развитых регионов, а также льготное кредитование (до 30 – 40 лет) стран-участниц.

Европейский центральный банк Это первый в истории наднациональный центральный банк. который начал свою деятельность в 1999 г. с переходом большей части государств ЕС к единой валюте евро.

ЕЦБ стоит во главе европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), которая включает все 15 банков стран ЕС. Центральные банки государств, не входящих в зону евро, являются участниками ЕСЦБ с особым статусом: они не имеют права влиять на решения, которые действительны только для зоны евро.

ЕСЦБ управляется тремя органами:

- Совет управляющих – включает членов правления ЕЦБ и управляющих центральных банков стран зоны евро;

- Правление ЕСЦБ – избирается на 8 лет без права переизбрания, а его члены независимы от рекомендовавших и избравших их стран и правительств. Правление состоит из президента, вице-президента и 4-х членов;

- Общим советом – наряду с президентом и вице-президентом включает управляющих всех центральных банков стран ЕС.

Правление и Общий совет ЕСЦБ выступают связующим звеном между странами зоны евро и странами, не вошедшими в эту зону.

Уставной фонд ЕЦБ – 5 млрд. евро. Доля центральных банков в нем определяется исходя из доли этих стран в ВВП и населения ЕС. При этом страны зоны евро должны носить 100 % своей доли, а другие – 5 %.

ЕЦБ принадлежит ключевая роль в формировании кредитно-денежной политики в рамках Европейской валютной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: