Понятие организационной структуры управления (ОСУ)

В процессе деятельности между сотрудниками фирмы и ее структурными подразделениями, между управляемой и управляющей подсистемами устанавливаются постоянные связи. Они носят информационный, технологический, трудовой, финансовый, управленческий характер. В целом они характеризуют целостность, интеграцию. Требования к этим связям противоречивы:

1. Для устойчивости работы системы необходимо, чтобы связи были стабильны, устойчивы.

2. Включение новых факторов требуют: функциональной гибкости, подвижностей связи

Таким образом, внутренняя противоречивость управления должна быть заключена в структуре и функциональных связях.

Совокупность всех элементов и звеньев систем управления и установленных между ними постоянных связей называется организационной структурой управления.

ОСУ - это выражение целостности, взаимосвязи элементов управления в управляющей системе.

Различают ОСУ на уровне: цеха, фирмы, отрасли, региона и т.д.

На каждом ОСУ имеет качественное различие в зависимости от специфики отрасли, уровня концентрации и специализации производства, потребностей рынка, условий включения предприятия системы национальной экономики и др.

ОСУ зависит от личности руководителя фирмы, его профессиональных качеств, умение подбирать кадры и работать с ними.

При формировании структуры управления нужно учитывать много факторов:

1. Цели и систему функций

2. Объем работ и норму управляемости

ОСУ характеризуется следующими свойствами:

1. ОСУ выражает определенную субординацию органов управления, отношение власти и подчиненности. Эта субординация закрепляется юридически-нормативными актами, положениями, уставами.

2. ОСУ выражает определенную технологию управленческой деятельности, процессы разделения и кооперация труда в сфере управленческой деятельности, последовательность реализации управленческих процедур.

3. ОСУ связывает структуру и функцию управления. Управленческие действия не должны исходить от элементов находящихся вне ОСУ.

4. ОСУ осуществляет интеграцию вертикального и горизонтального, профессионального и функционального разделения труда.

При разработке организационных структур необходимо ориентироваться на следующие основные требования:

1. Направленность на достижение цели. Цель является главной характеристикой любой организации, следовательно - структура управления должна способствовать ее достижению. Это обеспечивается с помощью установления прав и необходимой полноты ответственности каждого управленческого звена, сбалансированности задач звеньев одного уровня управления по отношению к целям вышестоящего уровня, рационального разделения и кооперация труда между звеньями и уровня управления, и их взаимодействие.

2. Перспективность. В управляющей системе не должны решаться только вопросы оперативного характера, необходима работа над определением стратегии, связанной с будущим развитием производства и управления. С этой целью в организационной структуре необходимо предусмотреть блок стратегического управления, отделив его от блока оперативного и текущего управления.

3. Способность к развитию. Необходимость развития ОСУ объясняется тенденцией постоянного совершенствования производства, изменением внешних условий, появляющимися диспропорциями в системе управления. В этих условиях организационная структура должна быть достаточно эластичной, способной к восприятию корректирующих воздействий. На практике это может достигаться с помощью создания временных целевых групп (подразделений), службы развития и т. п.

4. Согласование интересов. Интересы участников системы управления часто противоречивы: между цехами, между поставщиком и потребителем и др. В организационной структуре должен присутствовать механизм позволяющий применить, установить компромиссы. Это можно достичь введением в структуру юридической, социологической, организации советов трудового коллектива.

5. Индивидуализация. Каждое предприятие уникально в том смысле, что имеет особенности, обусловленные сложившимся составом кадров, оборудования, формальными и неформальными управленческими связями и многими другими чертами. Поэтому разработка и осуществление мер по совершенствованию ОСУ должны вытекать из её особенностей. В связи с этим всякого рода типовые рекомендации могут быть использованы лишь как ориентировочные данные.

6. Экономичность. Организационная структура должна способствовать наиболее рациональному осуществлению процессов управления, повышению производительности труда управленческих работников при выполнении ими необходимых функций. Экономичность может достигаться с помощью различных мероприятий, в том числе созданием подразделений, в функции которого входило бы проведение анализа действующей ОСУ, функционального и иерархического разделения труда, организации процессов управления и т. п.

Методы построения организационных структур

· 1. Метод разделения по функциям.

Формирование управленческой единицы осуществляется по функциям предприятия, это означает, что для таких функций как снабжение, производство, кадровые и финансовые вопросы существует своя управленческая единица. С учетом специфики каждого предприятия отделы и службы управления подразделяются на следующие главные группы:

1) Технические

2) Вспомогательные

3) Коммерческие

4) Экономические

5) Административные

Преимущества метода разделения по функциям:

1. Выделение относительной важности каждой управленческой функции

2. Использование специализации и ее преимуществ

3. Высокая степень согласованности и контроля в пределах одной определенной функции и возможность единого подхода к решению какой-либо проблемы, связанной с данной функцией.

Недостатки:

1. Усложнение согласованности и координации между различными функциональными управлениями.

2. Затруднение централизованного контроля за управленческими функциями, особенно если они распределены по различным географическим районам.

3. Расширение сфер управленческой функции затрудняет подбор соответствующего руководителя. Так как он должен обладать широкой специализацией.

· 2. Метод разделения по производимой продукции.

Управленческая единица специализируется на определенном товаре или группе товаров. Управленческая единица осуществляет функции производства, снабжения, реализации, финансирования определенного товара и независимо от других управленческих единиц.

Преимущества:

1. Эффективное выполнение и качество производства, координация и использование преимуществ специализации.

Недостатки:

1. Независимость одной единицы от других ведет к дублированию функций и затрудняет координацию их деятельности.

2. Не используются преимущества специализации на уровне всего предприятия. 3. Узкая специализация руководителя управленческой единицы усложняет управление им различными функциями.

· 3. Метод разделения по группам потребителей.

Каждая управленческая единица специализируется на определенной группе потребителей. Этот метод применяется для формирования управленческих подразделений, которые выполняют такие функции, как снабжение, разработка продукции, ее производство, реклама, реализация в соответствии с требованиями каждой группы потребителей.

Преимущества:

Эффективный сбыт готовой продукции. Позволяет набирать специалистов и планировать работу в соответствии с требованиями потребителей.

Недостатки:

Затруднение координации деятельности различных правленческих единиц.

· 4. Метод разделения по этапам производства

Дает возможность формирования для каждого этапа правленческой единицы, выполняющей все необходимые функции, независимо от другой единицы

Преимущества:

Позволяет полно использовать возможности работников, оборудования, совершенствовать процесс производства и координировать деятельность в пределах этапа производства.

Недостатки:

Затруднение координации деятельности управленческих единиц различных этапов из-за взаимозависимости этапов друг от друга

· 5. Метод деления по рабочим сменам.

Используется при организации управления производства. Применяется там, где необходима сменная работа. Возглавляет работу смены - начальник смены.

· 6. Метод разделения по географическому положению.

Каждый завод или филиал рассматривается как независимая управленческая единица.

Преимущества:

1. Организация работы с учетом местных условий.

2. Отсутствие бюрократических преград.

3. Способствует продвижению руководителей филиалов на более высокие должности.

Недостаток:

Раздробление функций предприятия по филиалам, следовательно ослабление координации деятельности, уменьшение роли центрального аппарата

· 7. Метод комбинированного разделения.

По мере укрепнления организации применяют различные методы, при этом используют преимущества каждого метода, избегая его недостатков. Но чаще всего разделение организационной структуры основывается на таких методах: разделение по географическому положению, по видам продукции, по этапам производства и по группам потребителей в соответствии с конкретными условиями предприятия. Это позволяет использовать научные принципы построения организационных структур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: