double arrow

Г. Среднестатистический россиянин и градус приоритета

Прежде, чем сформулировать содержание воспитательно-образовательного процесса, следует определиться с физической картиной Космоса и целями общества. Поэтому говорить без оговорок не получится: набросок – это всего лишь набросок черновика, который всё ещё находится под силой тяготения прошлого и только ещё пытается нащупать контур будущего.

Итак, набросок нового курса. Непреднамеренное обучение (по Илличу); участие в научно-исследовательской деятельности вроде заныров на мини-подводных лодках для изучения речного и озёрного дна и подъёма с него вековых лесин и коряг для нужд медицины и строительных целей; прогонка речного гравия через центрифугу и магнитную ленту на предмет обнаружения метеоритов; прокладка лесных дорог и вывоз на моторных лодках уже отвеянного ореха из труднодоступных кедрачей; помощь бригаде лесозаготовителей; изучение местности с помощью малой авиации; компьютерное исследование снимков со спутника на предмет газовых месторождений и метеоритных кратеров; съёмка тематических фильмов; участие в производстве подводных лодок для реки. Я набросал этот эскиз, имея ввиду свой опыт 15-летнего капитана и ту свободу и ответственность, которую только и можно ощущать в соприкосновении со стихиями.

Ещё раз повторю, что о педагогике можно говорить всерьёз только тогда, когда обозначены цели общества. Цели будущего общества пока обозначены очень общо: познание мира, долголетие человека, рациональность социальных отношений, выход на другие космические ветви человечества, развитие. Но в том-то всё и дело, что не существует идеальных состояний. Если бы мы чётко представляли всё космическое многообразие, можно было бы говорить о выдвижении соответствующих целей общества. Но мы не знаем, как устроен мир. А то, что уже знаем, не умеем передать: скорость полной передачи знаний имеющимися средствами занимает больше времени, чем продолжительность жизни человека на Земле. Узнавая о мире больше, мы вынуждены менять структуру общества. Поэтому и задачка «Космос - цели общества - педагогика» решается только в узких рамках, после отсечения многообразия, которое мы не способны ни воспринять, ни оценить. Отсюда вытекает неизбежность не то что погрешности – ляпы. Сколько-нибудь устойчивое развитие общества на отдельно взятой планете невозможно, т.к. ограниченность в представлениях о мире и в выборе средств познания и производства будет накапливать противоречия и срываться в штопор кризиса. И так каждый раз. И с каждым разом всё быстрее, потому что историческое время сжимается под действием демографического давления, усиление которого (т.е. рост численности населения планеты) тесно связано с космическими факторами.

Именно по этим причинам необходимо перевести воспитательно-образовательный процесс из ручного режима в режим самоуправляющийся, с развитой обратной связью. Если же его – процесс – снова замкнуть на социальный заказ, то это снова приведёт к краху. Обратная связь – это хорошо, но недостаточно. Необходимо так же не только реагировать на ситуацию, но и предвидеть её, предпринимая упреждающее воздействие. Это означает, что недостаточно реагировать на перемены, когда они уже начали происходить, нужно реагировать на них до. Однако в современном обществе мы наблюдаем редкостный дурдом, когда нет обратной связи между образованием и целями общества, цели общества заземлены на получение прибыли одной частью общества за счёт другой, а упреждающее воздействие – это прямо невидаль какая-то с точки зрения временщиков. В б..дском обществе и школы все – б..дские, и учителя – б..ди, которые готовят пушечное мясо и б..дей в офисы и на панель. При этом интеллигентно поправляют очёчки и находят иносказательные словесные эквиваленты, оправдывая свою палаческую по отношению к будущему роль.

Будет обучение проходить так, как я описал, или как-то иначе – это не столь важно. Важно, чтобы это время не вычиталось из жизни, чтобы соответствовало замыслам природы и чтобы инициатива в выборе деятельности исходила от ребят, а не пионервожатого или бригадира. Дети хотят перепробовать всё, всё потрогать, разобрать, испытать. И их необходимо поддержать в этом желании. Из того множества поверхностно и азартно опробованных направлений со временем они выберут себе занятие по душе, в которое углубятся и пустят корни и впоследствии достигнут своих вершин. Но, в то же время, любая, даже любительского рода деятельность, должна строиться на практичной основе, а не быть полётом души. Летать хорошо в одиночку. Поясню. Чтобы исследовать речное дно на миниатюрной подводной лодке с прозрачным днищем или управлять автомобилем, моторной лодкой самолётом, совсем не обязательно «сдавать на права», но совершенно необходимо разбираться в устройстве данной техники и в управлении ей. Здесь не может быть возрастных ограничений, но здесь обязательно будут ограничения сознательные: если ты в свои 12 лет не можешь дотянуться до педалей, то можно смастерить более высокие педали, но если ты, берясь за штурвал, не в состоянии ощутить ответственность, то тебе, действительно, рановато, в твои сорок. Многие нынешние автолюбители дотягиваются до педалей, но имея, «права», «корочки», «дипломы» не шарят в теме. Потому что пока завтрашние жмурики делают «корочки», автошколы делают деньги на завтрашних жмуриках. Потому что пока студенты делают свои дипломы, университеты делают свой бизнес на лохах.

Революционное воспитобразование может долгое время избегать уродств образования постсоветского, но задачи по выплавке человека новой формации оно не осилит. В раз, в одно поколение достичь цели, разумеется, не удастся. Цель – изменение в сторону повышения среднего уровня целеполагания в обществе. Проще говоря, нужен рост приоритетов. И этим параметром уже задаётся вся воспитательно-образовательная структура. Содержание определяет форму. Насчёт приоритетов немного распространюсь. В капиталистическом обществе (особенно в странах периферийного капитализма) приоритетными являются низменные цели, и они являются таковыми в силу отсутствия социальных гарантий, ведь человек вынужден концентрировать своё внимание на удовлетворении своих биологических потребностей. На потребности более высокого ряда у него просто не хватает времени и желания. В обществе коммунистическом (такого общества современность ещё не знала) высокий уровень социальных гарантий оставляет в о з м о ж н о с т ь для реализации стремлений более высокого полёта вроде познания мира. Однако, в советском (то есть НЕ коммунистическом) обществе, где такая возможность частично присутствовала, конструирование и научный поиск были развиты в любительской среде в очень умеренной степени. Гораздо больше людей смотрело футбол и играло в шахматы. Поэтому возможность так и осталась только возможностью. Средний уровень притязаний был весьма примитивен. Сейчас же в российском обществе процветает приоритет примитива, и если рассматривать некого среднего человека, то мы увидим весьма неприглядное существо, которое если назвать человеком, то значит сделать ему комплимент. И чтобы повысить этот средний градус и требуется много сил и времени.

К.Петров уделял большое внимание методологии. В своих ведеолекциях «Академии управления» он, помимо прочего, говорил о разрозненности школьных и университетских знаний, их «калейдоскопическом идиотизме», альтернативой которому он считал целостное (а не системное!, т.к. системность предполагает субъективность!) восприятие мира. Для того, чтобы целостно воспринимать мир, нужно владеть методологией, то есть ключом к пониманию, каркасом, на который будут крепиться факты. Школа и университет такой методологии, по мнению К.Петрова, умышленно не дают, так как это не соответствует интересам определённого круга лиц, осуществляющих бесструктурным способом через финансы и политику управление процессом глобализации. Эта мысль в части общности школ, находящихся в разных частях мира, пересекается с мыслью Ивана Иллича («Освобождение от школ» https://golosa.info/node/3425), где он приходит к выводу о неких общих недостатках системы образования (бюрократизм, заорганизованность, манипуляция при формировании потребностей человека, школа как придаток рынка) в различных странах. Таким образом, можно говорить, что процесс обучения управляем вероятностно-предопределённым способом – ц.у. никто не даёт, но создаёт ситуацию, которая исключает принятие любого другого решения, за исключением принятого, и уж точно гарантирует высокий процент предопределённых, но, как будто, независимо друг от друга складывающихся отношений.

Болонская система образования, как видно из ролика «ВУЗы готовят марионеток» (https://tomsk.fm/watch/54986, мнение социолога Андрея Фурсова), имеет далеко идущие цели. Существует прямая зависимость образования от экономики. Сырьевому придатку учёные не нужны. Нужны функционально эффективные, конкурентоспособные и износостойкие рабы, по совместительству - потребители. А ни рабам, ни тем, кто ими понукает, совсем не обязательно понимать, что происходит, к чему это ведёт и чем закончится. Рабы должны хотеть каждый заниматься своим делом. А когда раб изнашивается или функционально устаревает, эффективные менеджеры его заменяют другим, более конкурентоспособным (до поры до времени) рабом. Укоренение рыночных отношений в сфере образования – это подходящий способ доразвалить то, что перестроить под цели завтрашнего общества уже нельзя. Нужно быть готовыми начать всё заново.

Уйдя в апреле 1997 года из 10-го класса общеобразовательной школы, я столкнулся не то что с непониманием - с травлей, направленной на то, чтобы я ОСОЗНАЛ необходимость моего возвращения в лоно матрицы. И меня учили быть рабом вовсе не рабовладельцы, а сами рабы. Уже позже меня подвергали прямолинейной травле (но это не шло ни в какое сравнение с «благими пожеланиями» 1997 года) различного толка социалисты, марксисты, анархисты ЗА СПОСОБНОСТЬ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ МИРА, за то уникальное свойство, которое я обрёл в походах, за записками у костра и на привале, за чтением книг и в общении с бывалыми людьми. В зауженное школой и университетом сознание политтусовщиков солнечная активность ну никак не вписывалась. Земля стояла уже не на трёх китах, но человек всё ещё был пупом Земли и, конечно же, не мог зависеть в своих действиях от какого-то там Солнца, наздёвывая на себя побольше курток, «потому что зима». И это понятно, потому что сознание проистекает из практики восприятия мира, из взаимодействия с ним. А если человек, кроме бетонных джунглей, призматических форм и людей с квадратно-правильными убеждениями, ничего в своей жизни не видел, то откуда ему это знать. И отсутствие этой целостности, нити, связывающей воедино множественные явления – не вина, а беда этих людей. Но они даже не попытались понять… Они учили жить: «А кто тебя кормить будет?», «А пенсию тебе тогда не заплатят!». Они дёргали за какие-то отдельные нити, которые считали исчерпывающими многообразие реальности, и не замечали, что сами висят на нитях. Да им и не надо было этого замечать, ведь «каждый должен заниматься своим делом». Эту расхожую фразу следует считать девизом рваного сознания. Поставить в их биографиях точку – это тоже дело, и для кого-то оно тоже может стать своим.

«Допрос хорошего человека.

Подойди. Говорят,

Ты хороший человек.

Ты неподкупен. Впрочем,

Молния, ударившая в дом, -

Тоже.

Ты не отступаешься

От того, что когда-то сказал.

Но что ты сказал?

Ты честен: что думаешь, то и говоришь.

Но что ты думаешь?

Ты храбр. Но в борьбе против кого?

Ты умен. Но кому служит твой ум?

Ты не заботишься о своей выгоде.

А о чьей?

Ты хороший друг. Но хороших ли людей?

Слушай же, мы знаем:

Ты наш враг. Поэтому

Мы тебя поставим к стенке.

Но, учитывая твои заслуги и твои достоинства,

Мы поставим тебя к хорошей стенке

И расстреляем тебя из хороших винтовок хорошими пулями,

А потом закопаем

Хорошей лопатой в хорошей земле».

Бертольд Брехт (1898 – 1956).

</lj-cut>

август-сентябрь 2009 Вадим Тюменцев https://vadim1980.livejournal.com/28443.html

"Д, Е" 11:05 am September 7th, 2009


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: