Датский мыслитель Серен Кьеркегор (1813-1855), которого можно рассматривать как предшественника экзистенциализма, направляет свою атаку против лишенного экзистенции абстрактного мышления Гегеля. Он противопоставляет абстрактное и конкретное мышление, подчеркивая наличие мыслящего индивида в случае конкретного мышления. Его защита конкретного субъекта как основания всякого мышления в противоположность абстрактно-всеобщему значительно повлияла на развитие европейской культуры начала XX в.
Одним из влиятельных философских течений XIX в. был позитивизм., который видел прогресс человечества в том, чтобы перевести мышление из его метафизической стадии в научную. Позитивисты полагали, что только наука, под которой понималось современное им естествознание, дает положительное, или «позитивное» знание. Основателем позитивизма был Огюст Конт. Позитивизм побуждал философов к тому, чтобы они искали новое обоснование философии по аналогии с методами естествознания, поскольку только естествознание задает правильный метод философствования.
Под влиянием идей Конта находился философ, экономист и общественный деятель Джон Стюарт Милль (1806-1873). В своей «Системе дедуктивной и индуктивной логики» (1843) он стремился обосновать унифицированную методологию для всех наук. Разработанная им индуктивная логика из анализа данной в опыте, регулярно повторяющейся последовательности событий приходит к заключению о всеобщей закономерности. Индуктивная логика представляется основанием так называемых дедуктивных наук, таких, как математика или формальная логика. В гуманитарных же науках следует применять только каузальные описания.
Фридрих Ницше (1844-1900), один из классических авторов философии жизни, подверг резкой критике традиционные моральные ценности, разоблачая скрытые мотивации человеческих действий. К первому периоду его творчества (1869-1876) относится произведение «Рождение трагедии из духа музыки», где характеризуются изначальные силы эллинизма: аполлоническое и дионисийское начала. Аполлоническое начало относится к рациональному, дионисийское - к инстинктивному. Они слиты в античной трагедии и приведены к гармоническому синтезу. Гибель трагедии - это возникновение греческой рационалистической философии, воплощенной в творчестве Сократа. Работы Ницше второго периода (1876-1882) характеризует борьба против декаданса1 и христианской морали. Позднее творчество Ницше открывает новые горизонты, исходя из переоценки всех
1 Маркс, К. Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.., 1961. Т. 3. С. 4.
1Под декадансом Ницше понимал упадок европейской культуры.
7 4
ценностей и провозглашения эстетически понятого «сверхчеловека».
Вслед за Ницше в первой половине XX в. общество и культуру подвергают острой критике такие философы жизни, как Анри Бергсон (1859-1941) и Георг Зиммель (1858-1918), показывающие человеку стихийные основания его жизни и указывающие на присутствующую в современной им культуре опасность, которая, скорее, извращает принципы гуманности, чем содействует их развитию.
2.8. Философия и национальное самосознание
Национальные традиции философствования являются частью мирового философского процесса, обладая при этом значительным историческим и содержательным своеобразием. Однако степень этой вариативности различна. Если европейские национальные традиции отличаются преимущественно своеобразием стилей философствования, то традиции, возникшие в культурах, которые оказались на периферии процессов промышленной революции и формирования либеральной идеологии, характеризуются особенностями тематики.
Русская философия |
В русской философии, начиная с П. Я. Чаадаева (1792-1856),
мотив «России и Европы» становится системообразующим. Вопрос развития русской философской мысли, включает ответы на вопрос о пути развития России и создает особое смысловое поле.
Одной из первых попыток решения этого вопроса стал спор западников - А. И. Герцена (1812 - 1870), П. Л. Лаврова (1823-1900) и других и славянофилов -А. С. Хомякова (1804-1860), И. В. Киреевского (1806 -1856) и др. Полемика славянофилов и западников оказала определяющее влияние на русскую философскую мысль Х1Х-ХХ вв.: именно в рамках ответа на вопрос о русской идентичности решаются онтологические, познавательные, этические, антропологические и социальные вопросы. Причем для западников признание приоритетности европейского пути развития вовсе не
означало призыва к слепому копированию западных форм жизни. Критическое отношение западников к капитализации европейской жизни привело многих из них к попыткам теоретического соединения западных технологических преимуществ с русским традиционным коммунитаризмом. Эта тенденция во многом повлияла на актуализацию во второй половине XIX в. позитивизма и материализма, и способствовала активному усвоению русскими теоретиками социальной проблематики марксизма.
В свою очередь, теоретические подходы славянофилов (критика индивидуализации, двойственности и излишней рационализации западной культуры) оказали влияние на религиозную философию второй половины XIX в., базовой концепцией для которой стала метафизика всеединства В. С. Соловьева (1853 - 1900). Известные философы С. Н. Трубецкой (1862 - 1905), Н. О. Лос ский (1865-1970), П. А. Флоренский (1882-1937), Л. П. Карсавин (1882-1952), А. Ф. Лосев во многом опирались на соловьевские идеи о необходимости построения новой философии как более адекватного выражения цельной жизни. Жизнь не может быть понята и отражена в рамках односторонних теорий, частных идей и принципов. Западная рационалистическая философия, теология и наука не достигли успеха на пути жесткой дисциплинарное™. «Сверхфилософия», преодолевающая ограниченность теологии, философии и науки, должна быть основана на началах нравственности, что предполагает построение философского знания не столько как теории, сколько как практической философии.
Современный этап философской мысли России характеризуется как простым возрождением национальной философской традиции, так и новыми попытками решения традиционной проблематики.
Философская мысль Беларуси |
Философскую мысль Беларуси можно охарактеризовать как пограничное явление, которое во многом определялось внешними обстоятельствами. Становление самостоятельного философствования связано с развитием институализированного преподавания философии в иезуит-
ских коллегиях, чему предшествовало освоение мыслительных ходов европейской философии.
В истории белорусской философии можно выделить следующие этапы развития:
• распространение идей Ренессанса и Реформации (ХУЬХУПвв.);
• развитие схоластической философии в эпоху Контрреформации (XVII - первая половина XVIII в.);
• распространение философии Просвещения и Романтизма (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.);
• становление национального самосознания (вторая половина XIX в.);
• развитие ведущих проблем марксистской философии (20-80 гг. XX в.);
• включение в мировой философский процесс.
Начало распространения идей Ренессанса и Реформации на территории Великого княжества Литовского связано, прежде всего, с деятельностью доктора Франциска
Скорины (ок. 1490-1541). Особенно активно движение Реформации развернулось с середины XVI в. Его видным представителем был Сымон Будный (1533-1593), который издал на белорусском языке «Катехизис», а также предисловие и комментарии к Новому Завету.
Последствиями движения Контрреформации на территории Великого княжества Литовского стало развитие сети учебных заведений, с чем было связано появление профессионального философствования. В 1570 г. был основан Виленский коллегиум (с 1579 г. - академия, с 1803 г. - университет), открывались иезуитские коллегиумы и во многих других городах Великого княжества Литовского: в Полоцке (1580), Несвиже (1587), Орше (1616), Бресте (1616), Хойниках (1622), Гродно (1625), Новогрудке (1638), Витебске (1649), Минске (1672). В этих учебных заведениях десятки «докторов философии» преподавали схоластическую философию, основанную на идеях аристотелевской и томистской философии. В XVII в. в Виленской академии работал Войцех Адальберт Тылковский (ок. 1624 - 1695). Здесь же преподавал профессор Мартин Смиглецкий (1564 - 1618). Его основная работа «Логика» (1596, Вильно), написан-
ная на латинском языке (в то время это был язык образования), служила учебником в университетах Германии и Англии вплоть до XIX в. Значительный след в истории белорусской и русской культуры оставил Симеон Полоцкий (1629-1680). Во второй половине XVIII в. активно развивалась так называемая эклектическая философия, которая представляла собой сочетание схоластики с идеями новоевропейской науки и философии.
Во второй половине XVIII в. в Великом княжестве Литовском стали распространяться идеи Просвещения. Важную роль в и х распространении сыграли Казимир Нарбут (1738 - 1807) и Иероним Стройновский (1752-1815). Трактат Стройновского «Наука о естественном и политическом праве, политической экономии и праве народов», получивший широкое распространение как учебное пособие для учащихся высших и средних учебных заведений, был опубликован на польском (1785, Вильно) и русском языках (1809, Петербург). В конце XVIII - начале XIX в. наряду с просветительскими воззрениями получили распространение и де и романтизма.
В 1812 г. в Полоцке открылось второе высшее учебное заведение на территории Великого княжества Литовского - Полоцкая академия. На страницах «Виленского дневника» и «Полоцкого ежемесячника» обсуждались вопросы образования и воспитания. В 1817-1823 гг. в Виленском университете действовало Общество филоматов (любителей наук), ориентированное на идеи Просвещения. После польского восстания 1830-1831 гг. Виленский университет был закрыт.
Видную роль в развитии белорусской мысли XIX в. сыграло творчество Винцента Дунина-Марцинкевича (1807-1884). Во второй половине XIX в. заметными явлениями в общественно-политической жизни были деятельность Кастуся Калиновского (1838 - 1864) и творчество Франтишка Богушевича (1840 - 1900).
В 20-70 гг. XX в. в научных и учебных центрах БССР развивались разнообразные темы марксистской философии (диалектического и исторического материализма). В 70-80-х гг. XX в. исследуются разные варианты философии и методологии науки, категориальный аппарат философской мысли, диалектическая логика и др.
7 8
С начала 90-х гг. XX в. белорусское философствование включается в мировой философский процесс. Происходит освоение идей современного западного марксизма, семиотики, феноменологии, герменевтики и других течений современной философской мысли, проводится их критический анализ.
2.9. Современная философия
Основной характеристикой XX в. является взрывоподобное увеличение объема знания в области техники и естествознания. Теория относительности и квантовая физика задают новую перспективу мира, биология и психология, прежде всего психоанализ Зигмунда Фрейда (1856-1939), подвергшего критике идею цельности человеческой психики и высказавшего предположение о наличии в ее структуре подавленных желаний и скрытых мотиваций, вносят новое измерение в вопрос о человеке. Перед философией встает задача интеграции элементов новой картины мира в единое целое.
Различные течения и направления философии XX в. подходят к этой проблеме с разных сторон: исследуя цели и методы познания, преодолевая ограниченные идеалы формальной (естественно-математической) рациональности, создавая идеал рациональности культурно-исторической, утверждая новое видение человека.
При этом философия как особая дисциплина сохраняет свое смысловое единство при всем разнообразии философских школ, к основным из которых можно отнести аналитическую философию, экзистенциализм, феноме-нолого-герменевтический и структуралистско-декон-структивистский проекты.
Аналитическая философия |
Аналитическая философия
оформляется как своеобразная методологическая реакция на созерцательность идеализма. Аналитики видят в философии не теорию, а метод «философского анализа» и пытаются переориентировать философию на исследование языка науки. Естествознание становится критерием и объектом философии. Идеалом
становится точность и перепроверяемость предложений естествознания. Логистика как метод и точность как цель заменяют традиционные философские постановки вопроса. Старые проблемы метафизики рассматриваются как смешение понятий. Аналитики стремятся к расколдовыванию мира, мировоззренческие проблемы сами по себе для них больше не существуют. С этим тесно связан так называемый «лингвистический поворот» в философии XX в., т. е. обращение к языку как к предмету исследования, что достигается введением в философию логического анализа. Ряд философских проблем решается только путем перевода в корректную и осмысленную языковую форму, вследствие чего обнаруживаются и устраняются двусмысленности в высказываниях. Первые формы аналитического мышления развивались философами Готтлобом Фреге (1848-1925), Бертраном Расселом (1872-1970), Джорджем Эдвардом Муром (1873-1958) и ранним Людвигом Витгенштейном
(1889-1951).
Приблизительно в 30-е гг. XX в. начинается отход от логического анализа. Исследования синтаксиса и семантики искусственных языков приводит аналитиков к идее создания идеального, т. е. совершенного, языка.
Позднее развивается философия так называемого нормального (естественного) языка. Ее предметом является язык в его фактически употребляемых формах. При анализе естественного языка было выявлено, что значение терминов и высказываний можно обнаружить только в реальном словоупотреблении, в контексте языковой практики. Во второй половине XX в. в аналитической традиции происходит резкое расширение проблемного поля, обращение к традиционным философским проблемам, в недавнем прошлом отвергаемым как бессмысленные. Аналитические философы ставят проблемы метафизики, онтологии, истории философии, методологии науки и техники, этики и права, философии языка, эстетики, теологии, социальной философии, философии истории, политической истории, социологии, этнографии и т. д. Необходимо, однако, подчеркнуть, что реальность и познавательные факты не стали для аналитиков предметами исследования, ими традиционно продолжали оставаться системы высказываний о бытии и познании и логические связи между суждениями.
8 1
Экзистенциализм |
Экзистенциализм (философия существования) также формируется как реакция на рационализм и гносеологизм философской традиции. Усилия философов-экзистенциалистов были направлены на создание концепции «единичного» человека. В центре философии экзистенциализма стоит конкретное осуществление жизни.
Предшественником экзистенциализма называют Кьеркегора. Расцвет этого направления приходится на середину XX в. В это время экзистенциализм является одним из наиболее влиятельных и значительных философских течений.
Концепции Карла Ясперса (1883-1969), Жана-Поля Сартра (1905-1980) и Алъбера Камю во многом различны. Однако их объединяет постановка вопроса о специфике человеческой реальности; идея целостности непосредственного понимания человеком себя и своей ситуации в мире.
Феноменология и герменевтика |
В отличие от экзистенциализма, феномена лого-герменевтический проект ставит во главу угла проблему зависимости человека от его «жизненного мира». Метод феноменологии, обоснованный Эдмундом Гуссерлем (1859-1938), должен посредством возвращения к внутренним процессам сознания вновь обеспечить уверенность в сущности вещей и человека. Феноменология Гуссерля оказала влияние на философствование Мориса Мерло-Понти (1908 - 1961), который с ее помощью пытался выяснить, как человеческое сознание и поведение открывает и структурирует мир, а также на Макса Шелера (1874-1928), применившего ее в этике и антропологии, и Николая Гартмана (1882-1950), внесшего свой вклад в обоснование новой онтологии. Феноменология Гуссерля явилась тем методологическим инструментом, с помощью которого М. Хайдеггер предпринял грандиозную попытку по-новому «подумать бытие». В «Бытии и времени» (1927) он поставил вопрос о действительности мира. Хайдеггер полагал, что человека нельзя представить как некий принципиально изолированный от мира субъект познания, который
теоретически познает мир, объект. Конкретный человек -есть изначальное бытие в мире. Человек без его отношения к миру невозможен.
Хайдеггер описывает два способа изначального «Бы тия-в-мире»: во-первых* находимость, настроенность сознания, и, во-вторых, понимание. Понимание обладает двумя существенными характеристиками. Он о имеет структуру проекта и заброшенности.
С одной стороны, человек - это проект, он не является готовой личностью, но, скбрее, представляет собой существо, открытое будущему. Поскольку для человека не существует твердых, предписанных природой целей, он сам полагает себе план своей жизни, проектирует ее.
С другой стороны, к структуре первоначального понимания относится заброшенность, невозможность для человека абстрагироваться от своего собственного бытия. Его бытие, его происхождение предшествуют ему и задают его будущее. Мы определены в нашем понимании нашим прошлым. Таким образом, понимание не может существовать без предпонимания. Такое понимание понимания исключает любые претензии на универсальную и абсолютную истину. Истина всегда связана с первоначальной открытостью миру.
Под влиянием этих идей Хайдеггера герменевтика - способ систематического размышления о специфике проблем понимания и истолкования, берущий свое начало в античности - превращается в философскую дисциплину и становится одним из самых актуальных направлений философии XX в.
Философская герменевтика пытается осознать то, что предшествует всякому пониманию, и ставит вопрос об условиях возможности всякого познания.
Один из наиболее известных представителей философской герменевтики XX в. Ганс-Георг Гадамер (1900 - 2002), опираясь на опыт искусства, истории и языка, показал ограниченность применения понятий объекта и объективности. Этих понятий недостаточно там, где речь идет не об овладении предметом, а о возвращении причастности смыслу, которое и называется пониманием. Интерпретатор идет к пониманию объекта, отталкиваясь от своего собственного опыта, перемещая объект в свой собственный духовный горизонт. Он не может абстраги-
8 3
ровать свою собственную субъективность. Таким образом, процесс понимания нельзя отделить от субъекта понимания, но и объект не может бы ть адекватно понят б е з субъекта. Гадамер фиксирует не только историчность предмета интерпретации, но и историчность самого интерпретатора. Так и м развивается и углубляется хай-деггеровская идея «заброшенности» человека в мир.
Структурализм — постструктурализм — декон-структивизм |
Структурализм как метод возник в литературоведении и искусствоведении в 30- е гг. XX в. и был основан на анализе умозрительных конструктов (структур), детерминирующих (определяющих) различные явления культуры.
Формирование структурализма как философского направления произошло в 50- е гг. XX в. и связано с обращением к концепции предшественника структурализма, французского лингвиста Фердинанда де Соссюра (1857 - 1913), деятельностью американской школы семиотики, русского формализма, структурной антропологии Клода Леви-Стросса (р. 1908), структурного психоанализа французского философа Жака Лакана (1901 - 1981), изучением структур познания историком и теоретиком культуры Мишелем Фуко (1926-1984).
Постструктурализм представлял собой радикализацию структурного подхода, основанную на отказе от ранее принятого разделения на форму и содержание, выражение и значение, обозначающее и обозначаемое. Попытка установить значение обозначаемого, считают постструктуралисты, ведет лишь к другому обозначающему, которое необходимо для его понимания. Отсюда вытекал принципиальный отказ постструктуралистов от выяснения смысла текста в качестве дословного, от п о пы ток давать дефиниции и рассматривать литературный текст как закрытое произведение. Наиболее ярко эта тенденция представлена в сочинениях Ролана Барта, Жака Лакана и Жана Водрияра. Они не просто писали и пишут о литературе, но в своем прочтении изучают интертекстуальные связи читаемого текста и других текстов.
В то время как в структурном анализе текста речь шла о дешифровке литературного кода, постструктура-
листы рассматривали свою деятельность как подрыв ную, поскольку они разрушали с помощью самих текстов применяемые в этих же текстах коды. Вследствие этого Барт и Фуко выдвинули концепцию отказа от инстанции автора, как метафизического по своей сути представления о б идентичности и субъекте. Автора не существует, впрочем, как и читателя, поскольку и тот, и другой задаются предшествующими им культурными кодами. Таким образом, существует только текст. Такое восприятие текста приводит к тому, что постструктуралистская теория вырастает до солидной теории культуры, в рамках которой мир прочитывается как текст. Внеязыковой действительности, к которой текст мог бы иметь еще как бы дополнительное отношение, просто не существует. Скорее, правильно обратное - и собственный образ, и образ другого кодируются как текст и поэтому никогда окончательно не постижимы.
Деконструктивизм можно рассматривать либо как дальнейшее развитие и дальнейшую радикализацию постструктуралистских ходов мысли, либо как самостоятельное культурное явление. В настоящее время деконструктивизм все в большей степени осознается в качестве оригинального направления со своими классиками и каноническими текстами.
Деконструктивизм представляет собой целый ряд течений в философии, архитектуре, искусстве и литературе. Это специфический способ чтения и анализа текстов, который возник под влиянием французского философа Жака Деррида (1930 - 2005), в настоящее время он принципиально отграничивается от герменевтической теории и практики интерпретации. Тщательное изучение, «выслеживание» вложенных в текст противоречий стало практиковаться, прежде всего, в США, в так называемой Йельской школе, где последователи Деррида показывают в своих исследованиях, как именно уровень значения, смысла, означаемого, семантики текста вступает в противоречие с уровнем означающего, риторических фигур, посредством которых знаки получают значение.
Для деконструктивистского истолкования является типичным стремление преодолеть такие оппозиции, как буквальное - образное, наука - литература, объектный
8 4
язык - метаязык, внутреннее - внешнее, дух - тело, культура - природа, субъект - объект, означаемое -означающее, поскольку они показывают, что определенные регулярности, характеризующие одно из двух понятий, ем самым указывают на другое. Использование подобной методологии предполагает фундаментальную критику идеологии и культуры, так как подобные бинарные (двойные) оппозиции не только формируют в сознании и восприятии представление о непреодолимом различии между двумя элементами, но и приписывают одному из них более высокое значение, чем другому. Деконструкция отнюдь не объявляет эти оппозиции ложными, поскольку зачастую даже в канонических текстах скрыто (но может быть обнаружено) сопротивление унификации смысла.
Философия начала XXI века: общая характеристика |
Несмотря на национальные различия в развитии школ и направлений современной философии ситуация рубежа ХХ-ХХ1 вв. характеризуется наличием общих тенденций, связанных, прежде всего, с вниманием мирового философского сообщества к проблемам методологии философствования и проблемам адекватного подхода к анализу социальной реальности. Одной из таких тенденций, ярко проявившихся уже во второй половине XX в., является конвергенция школ и направлений, точнее, методов философского анализа, развиваемых в рамках различных школ. Отмечается определенное тождество подходов феноменологии, деконструктивизма, герменевтического и аналитического направлений. Эта тенденция подкрепляется унификацией философского образования в современном глобализирующемся мире, что приводит к бурным дискуссиям о статусе и объеме старых и новых дисциплин философии и философского знания в целом.
Внимание к методологическим проблемам философии вызывает к жизни тенденцию осознанного использования методологии, что, в свою очередь, приводит к активной популяризации данной проблематики. Знание методов и техник философского анализа становится необходимым компонентом общего образования.
Осознанное обращение к той или иной методологии, к стандартам определенной школы или направления ведет к изменению правил корпоративного поведения философов и гуманитариев. Одним из ведущих требований профессиональной деятельности становится признание со стороны ученого собственной ангажированности, обусловленности собственного познавательного интереса.
Это признание становится возможным в силу того, что не только в гуманитарных, но и в естественных науках происходит «снятие» классического «субъектно-объектного» разделения, как необходимого принципа всякого научного исследования. Исследователь рассматривается как индивидуум, обязанный понимать границы собственной культурно-исторической заданности, что приводит к активному пересмотру статуса гуманитарных наук, их методологии, границ и возможностей. Даже в рамках естественнонаучных подходов все в большей степени осознается необходимость различных форм исторического и литературного образования, ведь в конечном счете и естествоиспытатель живет среди людей и нуждается в знаниях о том, как общаться с другими и выстраивать собственный жизненный проект.
Именно поэтому, как показывает тематика последних международных философских форумов, все большее внимание уделяется проблематике так называемой практической философии, а именно темам, которые входят в исследовательское поле таких философских дисциплин, как этика, философия политики, философия права, социальная философия, философия истории. К ним присоединяются новые философские дисциплины, связанные с осмыслением человеческой деятельности в области техники, информации, медиа и коммуникаций.
В связи с политическими и социальными трансформациями последних десятилетий в круг практической философии входят такие темы, как моральные последствия глобализации и проблемы человеческой идентичности.
Контрольные вопросы и задания
1.В чем заключается специфика восточного философствования?
2. Назовите основные проблемы греческой философии.