Фундаментальные понятия онтологии 5 страница

Датский мыслитель Серен Кьеркегор (1813-1855), которого можно рассматривать как предшественника экзистенциализма, направляет свою атаку против ли­шенного экзистенции абстрактного мышления Гегеля. Он противопоставляет абстрактное и конкретное мыш­ление, подчеркивая наличие мыслящего индивида в слу­чае конкретного мышления. Его защита конкретного субъекта как основания всякого мышления в противопо­ложность абстрактно-всеобщему значительно повлияла на развитие европейской культуры начала XX в.


Одним из влиятельных философских течений XIX в. был позитивизм., который видел прогресс человечества в том, чтобы перевести мышление из его метафизической стадии в научную. Позитивисты полагали, что только наука, под которой понималось современное им естест­вознание, дает положительное, или «позитивное» зна­ние. Основателем позитивизма был Огюст Конт. Позити­визм побуждал философов к тому, чтобы они искали но­вое обоснование философии по аналогии с методами ес­тествознания, поскольку только естествознание задает правильный метод философствования.

Под влиянием идей Конта находился философ, эконо­мист и общественный деятель Джон Стюарт Милль (1806-1873). В своей «Системе дедуктивной и индуктив­ной логики» (1843) он стремился обосновать унифици­рованную методологию для всех наук. Разработанная им индуктивная логика из анализа данной в опыте, регу­лярно повторяющейся последовательности событий приходит к заключению о всеобщей закономерности. Индуктивная логика представляется основанием так на­зываемых дедуктивных наук, таких, как математика или формальная логика. В гуманитарных же науках следует применять только каузальные описания.

Фридрих Ницше (1844-1900), один из классических авторов философии жизни, подверг резкой критике тра­диционные моральные ценности, разоблачая скрытые мотивации человеческих действий. К первому периоду его творчества (1869-1876) относится произведение «Рождение трагедии из духа музыки», где характеризу­ются изначальные силы эллинизма: аполлоническое и дионисийское начала. Аполлоническое начало относит­ся к рациональному, дионисийское - к инстинктивному. Они слиты в античной трагедии и приведены к гармони­ческому синтезу. Гибель трагедии - это возникновение греческой рационалистической философии, воплощен­ной в творчестве Сократа. Работы Ницше второго перио­да (1876-1882) характеризует борьба против декаданса1 и христианской морали. Позднее творчество Ницше открывает новые горизонты, исходя из переоценки всех



1 Маркс, К. Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.., 1961. Т. 3. С. 4.


1Под декадансом Ницше понимал упадок европейской культуры.



7 4



ценностей и провозглашения эстетически понятого «сверхчеловека».

Вслед за Ницше в первой половине XX в. общество и культуру подвергают острой критике такие философы жизни, как Анри Бергсон (1859-1941) и Георг Зиммель (1858-1918), показывающие человеку стихийные осно­вания его жизни и указывающие на присутствующую в современной им культуре опасность, которая, скорее, извращает принципы гуманности, чем содействует их развитию.

2.8. Философия и национальное самосознание

Национальные традиции философствования являют­ся частью мирового философского процесса, обладая при этом значительным историческим и содержательным своеобразием. Однако степень этой вариативности раз­лична. Если европейские национальные традиции отли­чаются преимущественно своеобразием стилей философ­ствования, то традиции, возникшие в культурах, кото­рые оказались на периферии процессов промышленной революции и формирования либеральной идеологии, ха­рактеризуются особенностями тематики.

Русская философия

В русской философии, начиная с П. Я. Чаадаева (1792-1856),

мотив «России и Европы» ста­новится системообразующим. Вопрос развития русской философской мысли, включает ответы на вопрос о пути развития России и создает особое смысловое поле.

Одной из первых попыток решения этого вопроса стал спор западников - А. И. Герцена (1812 - 1870), П. Л. Лаврова (1823-1900) и других и славянофилов -А. С. Хомякова (1804-1860), И. В. Киреевского (1806 -1856) и др. Полемика славянофилов и западников оказа­ла определяющее влияние на русскую философ­скую мысль Х1Х-ХХ вв.: именно в рамках ответа на воп­рос о русской идентичности решаются онтологические, познавательные, этические, антропологические и соци­альные вопросы. Причем для западников признание приоритетности европейского пути развития вовсе не


означало призыва к слепому копированию западных форм жизни. Критическое отношение западников к капи­тализации европейской жизни привело многих из них к попыткам теоретического соединения западных техноло­гических преимуществ с русским традиционным коммунитаризмом. Эта тенденция во многом повлияла на актуа­лизацию во второй половине XIX в. позитивизма и мате­риализма, и способствовала активному усвоению русски­ми теоретиками социальной проблематики марксизма.

В свою очередь, теоретические подходы славянофи­лов (критика индивидуализации, двойственности и из­лишней рационализации западной культуры) оказали влияние на религиозную философию второй половины XIX в., базовой концепцией для которой стала метафи­зика всеединства В. С. Соловьева (1853 - 1900). Извест­ные философы С. Н. Трубецкой (1862 - 1905), Н. О. Лос ский (1865-1970), П. А. Флоренский (1882-1937), Л. П. Карсавин (1882-1952), А. Ф. Лосев во многом опи­рались на соловьевские идеи о необходимости построе­ния новой философии как более адекватного выраже­ния цельной жизни. Жизнь не может быть понята и от­ражена в рамках односторонних теорий, частных идей и принципов. Западная рационалистическая филосо­фия, теология и наука не достигли успеха на пути жест­кой дисциплинарное™. «Сверхфилософия», преодоле­вающая ограниченность теологии, философии и науки, должна быть основана на началах нравственности, что предполагает построение философского знания не столько как теории, сколько как практической фило­софии.

Современный этап философской мысли России ха­рактеризуется как простым возрождением националь­ной философской традиции, так и новыми попытками решения традиционной проблематики.

Философская мысль Беларуси

Философскую мысль Белару­си можно охарактеризовать как пограничное явление, ко­торое во многом определялось внешними обстоятельствами. Становление самостоя­тельного философствования связано с развитием институализированного преподавания философии в иезуит-





ских коллегиях, чему предшествовало освоение мысли­тельных ходов европейской философии.

В истории белорусской философии можно выделить следующие этапы развития:

• распространение идей Ренессанса и Реформации (ХУЬХУПвв.);

• развитие схоластической философии в эпоху Контр­реформации (XVII - первая половина XVIII в.);

• распространение философии Просвещения и Роман­тизма (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.);

• становление национального самосознания (вторая половина XIX в.);

• развитие ведущих проблем марксистской филосо­фии (20-80 гг. XX в.);

• включение в мировой философский процесс.

Начало распространения идей Ренессанса и Реформа­ции на территории Великого княжества Литовского свя­зано, прежде всего, с деятельностью доктора Франциска

Скорины (ок. 1490-1541). Особенно активно движение Реформации развернулось с середины XVI в. Его видным представителем был Сымон Будный (1533-1593), кото­рый издал на белорусском языке «Катехизис», а также предисловие и комментарии к Новому Завету.

Последствиями движения Контрреформации на тер­ритории Великого княжества Литовского стало разви­тие сети учебных заведений, с чем было связано появле­ние профессионального философствования. В 1570 г. был основан Виленский коллегиум (с 1579 г. - академия, с 1803 г. - университет), открывались иезуитские колле­гиумы и во многих других городах Великого княжества Литовского: в Полоцке (1580), Несвиже (1587), Орше (1616), Бресте (1616), Хойниках (1622), Гродно (1625), Новогрудке (1638), Витебске (1649), Минске (1672). В этих учебных заведениях десятки «докторов филосо­фии» преподавали схоластическую философию, осно­ванную на идеях аристотелевской и томистской филосо­фии. В XVII в. в Виленской академии работал Войцех Адальберт Тылковский (ок. 1624 - 1695). Здесь же пре­подавал профессор Мартин Смиглецкий (1564 - 1618). Его основная работа «Логика» (1596, Вильно), написан-


ная на латинском языке (в то время это был язык образо­вания), служила учебником в университетах Германии и Англии вплоть до XIX в. Значительный след в истории белорусской и русской культуры оставил Симеон По­лоцкий (1629-1680). Во второй половине XVIII в. актив­но развивалась так называемая эклектическая филосо­фия, которая представляла собой сочетание схоластики с идеями новоевропейской науки и философии.

Во второй половине XVIII в. в Великом княжестве Литовском стали распространяться идеи Просвещения. Важную роль в и х распространении сыграли Казимир Нарбут (1738 - 1807) и Иероним Стройновский (1752-1815). Трактат Стройновского «Наука о естест­венном и политическом праве, политической экономии и праве народов», получивший широкое распростране­ние как учебное пособие для учащихся высших и сред­них учебных заведений, был опубликован на польском (1785, Вильно) и русском языках (1809, Петербург). В кон­це XVIII - начале XIX в. наряду с просветительскими воззрениями получили распространение и де и роман­тизма.

В 1812 г. в Полоцке открылось второе высшее учебное заведение на территории Великого княжества Литовско­го - Полоцкая академия. На страницах «Виленского дневника» и «Полоцкого ежемесячника» обсуждались вопросы образования и воспитания. В 1817-1823 гг. в Виленском университете действовало Общество филоматов (любителей наук), ориентированное на идеи Просвещения. После польского восстания 1830-1831 гг. Виленский университет был закрыт.

Видную роль в развитии белорусской мысли XIX в. сы­грало творчество Винцента Дунина-Марцинкевича (1807-1884). Во второй половине XIX в. заметными яв­лениями в общественно-политической жизни были дея­тельность Кастуся Калиновского (1838 - 1864) и твор­чество Франтишка Богушевича (1840 - 1900).

В 20-70 гг. XX в. в научных и учебных центрах БССР развивались разнообразные темы марксистской филосо­фии (диалектического и исторического материализма). В 70-80-х гг. XX в. исследуются разные варианты фило­софии и методологии науки, категориальный аппарат философской мысли, диалектическая логика и др.



7 8



С начала 90-х гг. XX в. белорусское философствова­ние включается в мировой философский процесс. Про­исходит освоение идей современного западного марксиз­ма, семиотики, феноменологии, герменевтики и других течений современной философской мысли, проводится их критический анализ.

2.9. Современная философия

Основной характеристикой XX в. является взрывоподобное увеличение объема знания в области техники и естествознания. Теория относительности и квантовая физика задают новую перспективу мира, биология и психология, прежде всего психоанализ Зигмунда Фрей­да (1856-1939), подвергшего критике идею цельности человеческой психики и высказавшего предположение о наличии в ее структуре подавленных желаний и скры­тых мотиваций, вносят новое измерение в вопрос о чело­веке. Перед философией встает задача интеграции эле­ментов новой картины мира в единое целое.

Различные течения и направления философии XX в. подходят к этой проблеме с разных сторон: исследуя це­ли и методы познания, преодолевая ограниченные идеа­лы формальной (естественно-математической) рацио­нальности, создавая идеал рациональности культурно-исторической, утверждая новое видение человека.

При этом философия как особая дисциплина сохраня­ет свое смысловое единство при всем разнообразии фило­софских школ, к основным из которых можно отнести аналитическую философию, экзистенциализм, феноме-нолого-герменевтический и структуралистско-декон-структивистский проекты.

Аналитическая фило­софия

Аналитическая философия

оформляется как своеобразная методологическая реакция на созерцательность идеализма. Аналитики видят в философии не теорию, а метод «фи­лософского анализа» и пытаются переориентировать философию на исследование языка науки. Естествозна­ние становится критерием и объектом философии. Идеалом


становится точность и перепроверяемость предло­жений естествознания. Логистика как метод и точность как цель заменяют традиционные философские поста­новки вопроса. Старые проблемы метафизики рассмат­риваются как смешение понятий. Аналитики стремятся к расколдовыванию мира, мировоззренческие проблемы сами по себе для них больше не существуют. С этим тес­но связан так называемый «лингвистический поворот» в философии XX в., т. е. обращение к языку как к предме­ту исследования, что достигается введением в филосо­фию логического анализа. Ряд философских проблем ре­шается только путем перевода в корректную и осмыс­ленную языковую форму, вследствие чего обнаружива­ются и устраняются двусмысленности в высказываниях. Первые формы аналитического мышления развива­лись философами Готтлобом Фреге (1848-1925), Берт­раном Расселом (1872-1970), Джорджем Эдвардом Му­ром (1873-1958) и ранним Людвигом Витгенштейном

(1889-1951).

Приблизительно в 30-е гг. XX в. начинается отход от логического анализа. Исследования синтаксиса и се­мантики искусственных языков приводит аналитиков к идее создания идеального, т. е. совершенного, языка.

Позднее развивается философия так называемого нор­мального (естественного) языка. Ее предметом является язык в его фактически употребляемых формах. При ана­лизе естественного языка было выявлено, что значение терминов и высказываний можно обнаружить только в ре­альном словоупотреблении, в контексте языковой практики. Во второй половине XX в. в аналитической традиции происходит резкое расширение проблемного поля, обра­щение к традиционным философским проблемам, в не­давнем прошлом отвергаемым как бессмысленные. Ана­литические философы ставят проблемы метафизики, он­тологии, истории философии, методологии науки и тех­ники, этики и права, философии языка, эстетики, теоло­гии, социальной философии, философии истории, поли­тической истории, социологии, этнографии и т. д. Необ­ходимо, однако, подчеркнуть, что реальность и познава­тельные факты не стали для аналитиков предметами ис­следования, ими традиционно продолжали оставаться системы высказываний о бытии и познании и логиче­ские связи между суждениями.




8 1


Экзистенциализм

Экзистенциализм (философия существования) также форми­руется как реакция на рацио­нализм и гносеологизм философской традиции. Усилия философов-экзистенциалистов были направлены на соз­дание концепции «единичного» человека. В центре фи­лософии экзистенциализма стоит конкретное осущес­твление жизни.

Предшественником экзистенциализма называют Кьеркегора. Расцвет этого направления приходится на середину XX в. В это время экзистенциализм является одним из наиболее влиятельных и значительных фило­софских течений.

Концепции Карла Ясперса (1883-1969), Жана-Поля Сартра (1905-1980) и Алъбера Камю во многом различны. Однако их объединяет постановка вопроса о специфике человеческой реальности; идея целостности непосредственного понимания человеком себя и своей ситуации в мире.

Феноменология и гер­меневтика

В отличие от экзистенциализма, феномена лого-герменевтиче­ский проект ставит во главу угла проблему зависимости человека от его «жизненного мира». Метод феноменологии, обоснован­ный Эдмундом Гуссерлем (1859-1938), должен посред­ством возвращения к внутренним процессам сознания вновь обеспечить уверенность в сущности вещей и человека. Феноменология Гуссерля оказала влияние на философ­ствование Мориса Мерло-Понти (1908 - 1961), который с ее помощью пытался выяснить, как человеческое соз­нание и поведение открывает и структурирует мир, а так­же на Макса Шелера (1874-1928), применившего ее в этике и антропологии, и Николая Гартмана (1882-1950), внесшего свой вклад в обоснование новой онтологии. Феноменология Гуссерля явилась тем методологиче­ским инструментом, с помощью которого М. Хайдеггер предпринял грандиозную попытку по-новому «подумать бытие». В «Бытии и времени» (1927) он поставил вопрос о действительности мира. Хайдеггер полагал, что че­ловека нельзя представить как некий принципиально изолированный от мира субъект познания, который


теоретически познает мир, объект. Конкретный человек -есть изначальное бытие в мире. Человек без его отноше­ния к миру невозможен.

Хайдеггер описывает два способа изначального «Бы тия-в-мире»: во-первых* находимость, настроенность сознания, и, во-вторых, понимание. Понимание облада­ет двумя существенными характеристиками. Он о имеет структуру проекта и заброшенности.

С одной стороны, человек - это проект, он не являет­ся готовой личностью, но, скбрее, представляет собой существо, открытое будущему. Поскольку для человека не существует твердых, предписанных природой целей, он сам полагает себе план своей жизни, проектирует ее.

С другой стороны, к структуре первоначального по­нимания относится заброшенность, невозможность для человека абстрагироваться от своего собственного бы­тия. Его бытие, его происхождение предшествуют ему и задают его будущее. Мы определены в нашем понима­нии нашим прошлым. Таким образом, понимание не мо­жет существовать без предпонимания. Такое понимание понимания исключает любые претензии на универсаль­ную и абсолютную истину. Истина всегда связана с пер­воначальной открытостью миру.

Под влиянием этих идей Хайдеггера герменевтика - способ систематического размышления о специфике проблем понимания и истолкования, берущий свое нача­ло в античности - превращается в философскую дисцип­лину и становится одним из самых актуальных направ­лений философии XX в.

Философская герменевтика пытается осознать то, что предшествует всякому пониманию, и ставит вопрос об условиях возможности всякого познания.

Один из наиболее известных представителей философ­ской герменевтики XX в. Ганс-Георг Гадамер (1900 - 2002), опираясь на опыт искусства, истории и языка, показал ограниченность применения понятий объекта и объек­тивности. Этих понятий недостаточно там, где речь идет не об овладении предметом, а о возвращении причаст­ности смыслу, которое и называется пониманием. Интер­претатор идет к пониманию объекта, отталкиваясь от своего собственного опыта, перемещая объект в свой собственный духовный горизонт. Он не может абстраги-




8 3


ровать свою собственную субъективность. Таким обра­зом, процесс понимания нельзя отделить от субъекта по­нимания, но и объект не может бы ть адекватно понят б е з субъекта. Гадамер фиксирует не только историчность предмета интерпретации, но и историчность самого ин­терпретатора. Так и м развивается и углубляется хай-деггеровская идея «заброшенности» человека в мир.

Структурализм — пост­структурализм — декон-структивизм

Структурализм как метод возник в литературоведении и искусствоведении в 30- е гг. XX в. и был основан на анализе умозрительных конструктов (структур), детерминирующих (определяющих) различ­ные явления культуры.

Формирование структурализма как философского направления произошло в 50- е гг. XX в. и связано с об­ращением к концепции предшественника структурализ­ма, французского лингвиста Фердинанда де Соссюра (1857 - 1913), деятельностью американской школы семи­отики, русского формализма, структурной антрополо­гии Клода Леви-Стросса (р. 1908), структурного психо­анализа французского философа Жака Лакана (1901 - 1981), изучением структур познания историком и теоретиком культуры Мишелем Фуко (1926-1984).

Постструктурализм представлял собой радикали­зацию структурного подхода, основанную на отказе от ранее принятого разделения на форму и содержание, вы­ражение и значение, обозначающее и обозначаемое. По­пытка установить значение обозначаемого, считают постструктуралисты, ведет лишь к другому обозначаю­щему, которое необходимо для его понимания. Отсюда вытекал принципиальный отказ постструктуралистов от выяснения смысла текста в качестве дословного, от п о­ пы ток давать дефиниции и рассматривать литературный текст как закрытое произведение. Наиболее ярко эта тен­денция представлена в сочинениях Ролана Барта, Жака Лакана и Жана Водрияра. Они не просто писали и пишут о литературе, но в своем прочтении изучают интертексту­альные связи читаемого текста и других текстов.

В то время как в структурном анализе текста речь шла о дешифровке литературного кода, постструктура-


листы рассматривали свою деятельность как подрыв ную, поскольку они разрушали с помощью самих текс­тов применяемые в этих же текстах коды. Вследствие этого Барт и Фуко выдвинули концепцию отказа от инстанции автора, как метафизического по своей сути представления о б идентичности и субъекте. Автора не существует, впрочем, как и читателя, поскольку и тот, и другой задаются предшествующими им культурными кодами. Таким образом, существует только текст. Такое восприятие текста приводит к тому, что постструктура­листская теория вырастает до солидной теории культу­ры, в рамках которой мир прочитывается как текст. Внеязыковой действительности, к которой текст мог бы иметь еще как бы дополнительное отношение, просто не существует. Скорее, правильно обратное - и собствен­ный образ, и образ другого кодируются как текст и по­этому никогда окончательно не постижимы.

Деконструктивизм можно рассматривать либо как дальнейшее развитие и дальнейшую радикализацию постструктуралистских ходов мысли, либо как самосто­ятельное культурное явление. В настоящее время деконструктивизм все в большей степени осознается в качест­ве оригинального направления со своими классиками и каноническими текстами.

Деконструктивизм представляет собой целый ряд те­чений в философии, архитектуре, искусстве и литерату­ре. Это специфический способ чтения и анализа текстов, который возник под влиянием французского философа Жака Деррида (1930 - 2005), в настоящее время он принципиально отграничивается от герменевтической теории и практики интерпретации. Тщательное изуче­ние, «выслеживание» вложенных в текст противоречий стало практиковаться, прежде всего, в США, в так назы­ваемой Йельской школе, где последователи Деррида по­казывают в своих исследованиях, как именно уровень значения, смысла, означаемого, семантики текста всту­пает в противоречие с уровнем означающего, риториче­ских фигур, посредством которых знаки получают зна­чение.

Для деконструктивистского истолкования является типичным стремление преодолеть такие оппозиции, как буквальное - образное, наука - литература, объектный



8 4



язык - метаязык, внутреннее - внешнее, дух - тело, культура - природа, субъект - объект, означаемое -означающее, поскольку они показывают, что определен­ные регулярности, характеризующие одно из двух поня­тий, ем самым указывают на другое. Использование по­добной методологии предполагает фундаментальную критику идеологии и культуры, так как подобные би­нарные (двойные) оппозиции не только формируют в сознании и восприятии представление о непреодолимом различии между двумя элементами, но и приписывают одному из них более высокое значение, чем другому. Де­конструкция отнюдь не объявляет эти оппозиции лож­ными, поскольку зачастую даже в канонических текс­тах скрыто (но может быть обнаружено) сопротивление унификации смысла.

Философия начала XXI века: общая харак­теристика

Несмотря на национальные различия в развитии школ и направлений современной фи­лософии ситуация рубежа ХХ-ХХ1 вв. характеризуется наличием общих тенденций, связанных, прежде всего, с вниманием мирового философского сообщества к проб­лемам методологии философствования и проблемам адекватного подхода к анализу социальной реальности. Одной из таких тенденций, ярко проявившихся уже во второй половине XX в., является конвергенция школ и направлений, точнее, методов философского анализа, развиваемых в рамках различных школ. Отмечается оп­ределенное тождество подходов феноменологии, деконструктивизма, герменевтического и аналитического направлений. Эта тенденция подкрепляется унифика­цией философского образования в современном глобали­зирующемся мире, что приводит к бурным дискуссиям о статусе и объеме старых и новых дисциплин философии и философского знания в целом.

Внимание к методологическим проблемам филосо­фии вызывает к жизни тенденцию осознанного использо­вания методологии, что, в свою очередь, приводит к ак­тивной популяризации данной проблематики. Знание методов и техник философского анализа становится не­обходимым компонентом общего образования.


Осознанное обращение к той или иной методологии, к стандартам определенной школы или направления ведет к изменению правил корпоративного поведения филосо­фов и гуманитариев. Одним из ведущих требований про­фессиональной деятельности становится признание со стороны ученого собственной ангажированности, обус­ловленности собственного познавательного интереса.

Это признание становится возможным в силу того, что не только в гуманитарных, но и в естественных нау­ках происходит «снятие» классического «субъектно-объектного» разделения, как необходимого принципа всякого научного исследования. Исследователь рассмат­ривается как индивидуум, обязанный понимать грани­цы собственной культурно-исторической заданности, что приводит к активному пересмотру статуса гумани­тарных наук, их методологии, границ и возможностей. Даже в рамках естественнонаучных подходов все в боль­шей степени осознается необходимость различных форм исторического и литературного образования, ведь в ко­нечном счете и естествоиспытатель живет среди людей и нуждается в знаниях о том, как общаться с другими и выстраивать собственный жизненный проект.

Именно поэтому, как показывает тематика последних международных философских форумов, все большее внимание уделяется проблематике так называемой прак­тической философии, а именно темам, которые входят в исследовательское поле таких философских дисциплин, как этика, философия политики, философия права, со­циальная философия, философия истории. К ним присо­единяются новые философские дисциплины, связанные с осмыслением человеческой деятельности в области тех­ники, информации, медиа и коммуникаций.

В связи с политическими и социальными трансформа­циями последних десятилетий в круг практической фи­лософии входят такие темы, как моральные последствия глобализации и проблемы человеческой идентичности.

Контрольные вопросы и задания

1.В чем заключается специфика восточного философство­вания?

2. Назовите основные проблемы греческой философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: