Фундаментальные понятия онтологии 4 страница

• используя философские аргументы, можно избе­жать критики святых истин;


• при помощи философии можно придать религиозным
истинам систематическую форму и создать полностью доказательную систему философского вероучения.

Античные источники схоластической мысли -- это нео­платоническая традиция, Августин, Боэций. Позднее нормативными стали «переоткрытые», вновь прочитан­ные сочинения Аристотеля.

Ранняя схоластика связана с возрождением интереса к знанию. Мышление в это время характеризовалось большей самостоятельностью в постановке вопросов. Среди основных проблем ранней схоластики были сле­дующие:

• отношения веры и знания;

• проблема универсалий;

• согласование аристотелевской логики и других форм познания;

• согласование мистики и религиозного опыта.
Наиболее известный мыслитель ранней схоластики -

Ансельм, архиепископ Кентерберийский (1033-1109). Согласно Ансельму, истинное мышление не может про­тиворечить вере. Истины веры обосновываются естест­венным разумом. Вера, тем не менее, должна предшест­вовать разуму. Ансельму принадлежит онтологическое доказательство бытия Божьего.

Интерес к работам Боэция вызвал спор об универсали­ях. Соответствуют ли всеобщие определения, т. е. роды и виды в реальности самой по себе или они существуют только в мышлении? Этот спор вел к распространению схоластического метода и стал основной темой философ­ствования на несколько столетий. В дискуссии было высказано в конечном счете три точки зрения:

крайний реализм, который утверждал (продолжая тем самым платоновскую линию философствования), что универсалии, т. е. роды и виды, существуют до ве­щей, в качестве реальных сущностей;

крайний номинализм (от лат. потеп - имя), который настаивал (восходя к стоической традиции), что роды и виды существуют после вещей, в качестве общих имен;

умеренный реализм, который опирался на аристоте­левскую традицию - роды и виды существуют в самих вещах.





Расцвет схоластики (XIII в.) связан с возникновением университетов. Создание и развитие этих высших учеб­ных заведений, существование квалифицированных преподавателей обусловили появление крупных систе­матических сочинений.

Образ высокой схоластики формирует рецепция (за­имствование и приспособление) трудов Аристотеля, про­изошедшая благодаря новому знакомству с его текстами по переводам с арабского, а затем и непосредственно с греческого. Труды Аристотеля вместе с арабскими сочи­нениями о самом философе, а также комментариями к его трудам входят в университетский обиход. Арабская неоплатоническая рецепция самого Аристотеля и неоплатонистские положения сочинений, приписанных Аристотелю, привели к пантеистическому восприятию ученого. Церковные авторитеты выступали против тако­го понимания Аристотеля, вплоть до запрещения чте­ния и комментирования его трудов. Но без основатель­ного знания Аристотеля не мог обойтись уже ни один мыслитель. Таким образом, развитие высокой схоласти­ки отмечено «спором об Аристотеле». В этом споре друг другу противостояли члены католических орденов - францисканцы, ориентированные на августианство, и доминиканцы аристотелевской направленности. Поми­мо этого, в схоластической традиции следует отметить развитие неоплатонического, естественнонаучного и ло­гического направлений.

Слитые воедино аристотелизм, неоплатонизм и авгус­тианство стали основой учения великого систематика средних веков Фомы Аквинского (1225 - 1274), пред­принявшего влиятельную попытку упорядочения связи аристотелизма и христианской философия.

Фома дал собственный ответ на вопрос о соотношении веры и разума. Вера и разум не могут противоречить друг другу, поскольку и то, и другое исходит от Бога. Тео­логия (богословие) и философия не могут прийти к раз­личным выводам. Они отличаются, однако, подходами: философия идет к Богу от сотворенных вещей, теология -от Бога к тварному миру. Откровение Божье сообщает людям лишь те истины, которые необходимы для их спасения. Следовательно, остается пространство для са­мостоятельного исследования вещей, которые не объяс-


няются откровением. Это пространство и осваивает фи­лософия, обеспечивая и защищая основания веры.

Основной идеей томистской (от лат. Thomas - Фома) онтологии является полный порядок всего бытия. Каж­дому сущему предоставлено Богом его положение и оп­ределена его цель в порядке бытия. Всему созданному присуща разница бытия и сущности. Только в Боге его бытие совпадает с его сущностью.

Эпоху поздней схоластики можно описать как эпоху упадка средневекового философствования. Номинализм подверг критике метафизические системы старых школ, но не дал новых идей. Старые школы в споре о природе общих понятий защищали позицию умеренного реализ­ма. Они были представлены как поздними томистами (последователями учения Фомы Аквинского), так и школой Иоганна Дунса Скота (ок. 1266-1308). Номина-лизм пришел к идее снятия синтеза веры и знания. Англий­ский философ и церковно-политический писатель Уильям Оккам (ок. 1285-1349) высказал предположе­ние, что предметом реальных наук являются не сами ве­щи, но термины предложения в качестве представите­лей вещей.

Развитие номинализма сопровождается расцветом ес­тествознания, особенно в Париже и Оксфорде. Кроме то­го, необходимо отметить, что развитие схоластики на этом не прекращается. Несмотря на то что новоевропей­ская схоластика все в большей степени утрачивала не­прерывность традиции, она продолжала разрабатывать­ся в течение XVI и XVII вв., особенно в Испании и Ита­лии, как реакция на Реформацию и Ренессанс. В XIX в. возникает так называемая неосхоластика.

2.4. Философия эпохи Возрождения

Эпоху Возрождения можно определить как переход­ную. Уходящая традиция средневековья сталкивается в это время с возникающей традицией Нового времени. В это время не создавались великие философские систе­мы, характерные для более позднего времени, однако было предложено множество путей развития знания, оказавших влияние на последующую эпоху.




6 3


Философское переосмысление средневековой мысли происходило на фоне культурно-исторических преобразо­ваний, которые дают право характеризовать Возрожде­ние как эпоху изобретений и открытий. Совершенствова­ние навигационной техники привело к великим геогра­фическим открытиям. Эти открытия вызвали европей­скую экспансию (расширение влияния) и, таким образом, привели к расширению знаний о других странах и наро­дах. В это же время великий польский астроном и мысли­тель Николай Коперник (1473-1543) обосновал гелио­центрическую картину мира, европейского способа кни­гопечатания Иоганном Гутенбергом (ок. 1394 - 1468) да­ло возможность в невиданных до сих пор масштабах и с неслыханной скоростью распространять все культурное богатство, накопленное человечеством. Итальянский жи­вописец и теоретик искусства Леон Батиста Альберти (1444-1472) открыл принцип перспективы в живописи, что привело к началу новой эпохи в истории искусства.

Изменения в области военной техники привели к гибели рыцарского сословия. В то время как средневековый мир определялся иерархией сословий и господством церкви, в эпоху Возрождения был осуществлен переход к новому ди­намичному обществу, началось формирование государств.

Ведущей тенденцией эпохи Возрождения был гума­низм - движение, ратовавшее за широкое литературное и художественного образование и апеллировавшее к ан­тичному понятию humanitas - «образованность», когда степень образованности являлась одновременно мери­лом достоинства человека.

Гуманистическое движение, начатое в Италии в XIV в. Франческо Петраркой (1304-1374) и Джован- ни Боккачо (1313-1375), распространилось по всей Ев­ропе. Итальянская философия эпохи Возрождения была неразрывно связана с гуманистическим движением и от­мечена новым прочтением Платона и Плотина. Боль­шую роль сыграло в этом открытие Козимо Медичи (1389-1464) Платоновской Академии (1459), душой ко­торой был Марсилио Фичино (1433—1499). Фичино пе­ревел на латинский язык корпус сочинений Платона и Плотина. Благодаря этим переводам и сочинениям само­го Фичино платонизм распространился по всей Европе. Другим значительным представителем ренессансного


платонизма является Джованни Пико делла Мирандо- ла (1463- 1494).

Аристотелизм особенно активно возрождался в Па-дуанском университете. Его виднейшими представите­лями являются Пьетро Помпонацци (1462 - 1524) и Джакопо Дзабарелла (1589-? ). В возрождении антич­ного мышления большую роль сыграли идеи стоицизма, эпикуреизма и скептицизма.

Расцвет переживают также философия природы и но­вое естествознание. Следует отметить связь ренессансной натурфилософии с мистическими учениями. Боль­шое влияние на развитие ренессансной философии при­роды и становление новой науки оказало знакомство с эзотерическими текстами1, такими, как «Герметиче­ский корпус», приписываемый Гермесу Трисмегисту, трактат «Халдейские оракулы», автором которого счи­тался Зороастр, «Орфические гимны» и т. д. Увлечен­ность этими сочинениями создавала особую атмосферу магического всемогущества.

Важнейшим достижением эпохи Возрождения явля­ется формирование основоположений современного ес­тествознания на основании нового понятия науки и но­вого методического сознания, связанного с эксперимен­том и математическим доказательством. В области кос­мологии трудились Н. Коперник, датский астроном Тихо Браге (1546 - 1601), немецкий ученый Иоганн Кеп­лер (1571-1630). Математизацию естествознания, при отказе от традиционных философских вопросов о сущ­ности вещей, осуществил итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642), согласно которому наука описы­вает квантитативные (исчисляемые) отношения.

Программу реформы прежней науки предложил анг­лийский философ Френсис Бэкон (1561-1626). Цель на­уки он видел в том, чтобы заставить природу служить че­ловеку, что должно было привести к прогрессу цивилиза­ции, основанной на развитии науки и техники. Бэкону принадлежит также идея разделения науки и религии, хотя натурфилософского и естественнонаучного подхо-

^Эзотерические тексты - тайные, скрытые тексты, предназна­ченные только для посвященных, связанные с религиозными обря­дами, мистическими учениями и магическими формулами.



6 4


* 3ак. 3024



дов он не разделял. Исходя из наблюдений и эксперимен­тов, он разработал так называемую индуктивную логику. В новой философии государства и права, появившей­ся в эпоху Возрождения, особое место занимает итальян­ский философ Никколо Макиавелли (1467-1527), обо­сновавший независимость политики от моральных и ре­лигиозных установок и указавший на фактическое раз­деление морали и политики в зарождающейся новоевро­пейской культуре. В трудах французского ученого Жана Бодена (1530-1596) были обоснованы понятия: суверенитет, естественная религия и толерантность. Голландский ученый Гуго Гроций (1583-1645), классик естественного права, главную роль в своей концепции отводил понятиям: естественное право, политический-договор и суверенитет.

Реформация (широкое общественное движение в За­падной и Центральной Европе XVI в.), начатая в Герма­нии Мартином Лютером (1483-1546), нашла огромное число сторонников. Светское поведение пап, их чрезмер­ные притязания на власть, недостаточное теологическое образование нижнего слоя клириков, неудовлетвори­тельное состояние морали и общий упадок нравов были причинами требования обновления церкви. Следствиями Реформации стали глубочайшие изменения как в духов­но-религиозной сфере, так и на политической карте Ев­ропы. Кроме того, изменению подверглись экономиче­ская и социальная структуры европейского общества. Большое влияние имели также разновидности Реформационного движения, начатые Улърихом Цвингли (1484-1531) и Жаном Кальвином (1509-1564), обосно­вавшими учение об абсолютном предопределении челове­ка и высоконравственном эпосе (характере) труда. Со­бытия Реформации и Контрреформации привели к росту индивидуализма в европейской культуре.

2.5. Философия Нового времени

Культурные изменения эпохи Возрождения привели к тому, что тематика средневековой религиозной фило­софии смещается на периферию сознания. На передний план выдвигается требование научиться читать и пони-


мать «книгу Природы». Научная революция XVII в. ве­дет к тому, что философское мышление начинает испы­тывать все большее влияние со стороны возникающего математизированного естествознания. Применение ма­тематики и метода наблюдения приводят к прорыву в ес­тествознании. Самым показательным мыслителем этого времени является английский математик, механик, аст­роном и физик Исаак Ньютон (1643-1727). В его «Ма­тематических началах натуральной философии» (1687) предлагается количественное объяснение природы, построенное на минимальном количестве допущений и принципе строгой причинности.

В XVII в. произошел окончательный разрыв филосо­фии со схоластической картиной мира, подготовленный первыми успехами естественных наук и применением ма­тематического метода, который стал осознаваться как об­разец всякого философского мышления. Философия предприняла попытку выработать теорию всеобщей меха­нистической взаимосвязи природы. Отношения природы и духа образуют эпистемологические {познавательные) основания новой философии. Обоснование новой филосо­фии разрабатывается в следующих формах:

• рационализм, который распространяется прежде всего во Франции и Германии;

• эмпиризм - сферой распространения которого стала Великобритания, а затем и Франция.

Представители рационализма утверждали, что по­знание действительности возможно исходя из чистых принципов мышления. Поскольку мир устроен Богом ра­циональным образом, существует возможность дедуктив­ного постижения логического порядка мира согласно ме­тоду математики, а именно - возможность выведения умозаключений из немногих надежных аксиом. При этом действительность состоит из двух субстанций {действи­тельность дуалистична), как полагал Рене Декарт (1596-1650), подлинный основатель философии Нового времени, создатель так называемого картезианства.

В отличие от Декарта нидерландский философ Бене­дикт Спиноза (1632-1677), основатель спинозизма, считал, что существует только одна субстанция {дейст­вительность монистична). Его идеи были изложены в работе «Этика», написанной «геометрическим спосо-



6 6


6 7


бом». Его учение оказало влияние на становление кон­цепций многих последующих философов.

Иное решение проблемы существования субстанции предложил немецкий философ, математик, физик, языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716), по мнению которого существует множество субстанций (действительность плюралистична). Им разработано такое учение, как монадология, и высказана идея суще­ствования предустановленной гармонии.

В противоположность рационализму эмпиризм видел основание познания в чувственном опыте. Действитель­ными являются только отдельные предметы и феноме­ны. Правильное употребление разума может их упоря­дочивать и извлекать из них индуктивные выводы. Вли­ятельность этого подхода обусловлена развитием естест­вознания, а также особым вниманием к индивиду в фи­лософии права и государства.

Первую философскую систему в духе эмпиризма, ос­нованную на принципах механицизма и материализма, выстроил английский философ Томас Гоббс (1588-1679). Гоббс основывался на механистической философии при­роды Декарта. Им было разработано учение о теле, о субъективности вторичных качеств и о механической ас­социации идей. В философии государства он исходил из представления о государстве как искусственном, рацио­нально сконструированном теле, которое возникает из такого первоначального состояния, где среди людей гос­подствует война всех против всех, но затем, благодаря об­щественному договору, осуществляется переход к госу­дарству.

Размышления Гоббса оказали существенное влияние на идеи, которые высказывал другой английский фило­соф Джон Локк (1632-1704). Полемизируя с рациона­лизмом, Локк отрицал существование врожденных идей и полагал, что все представления происходят из внешне­го или внутреннего опыта. Субстанция является только неизвестным носителем воспринимаемых качеств, ибо немыслимо, что Бог придал материи способность мыс­лить. Локк оказал существенное влияние на развитие последующей философии, он рассматривается как осно­ватель английского Просвещения.


2.6. Философия эпохи Просвещения

XVIII век традиционно называют веком Просвеще­ния. В это время выдвигается претензия на полное господ­ство разума над всей действительностью и обосновывает­ся возможность рационального регулирования жизни.

Просвещение определяется применением разума и са­мостоятельными достижениями думающего индивида. Характерным для Просвещения является критическое восприятие традиции и духовных авторитетов, высокая оценка индивидуальной свободы и способности к разум­ному решению любых вопросов. Скептическое отноше­ние к традиции привело к критике религии. Религия подвергается проверке разумом с целью выделения из нее «суеверий» и замены более рациональной набож­ностью. Особой заботой просветителей является дости­жение взаимной терпимости (толерантности) рели­гиозных общин. Распространяется деизм, убеждение, согласно которому Бог создал совершенный мир и не вмешивается более в его функционирование.

XVIII век - время открытий в естественных науках. Быстрый прирост знаний о природе порождает просве­тительскую веру в прогресс. Это время характеризуется также ускоренным экономическим развитием, что обус­ловливает, с социальной точки зрения, подъем социаль­ной группы (класса) буржуазии. Процесс сопровождал­ся развитием движения либерализма, требовавшего сво­боды предпринимательства и торговли, обосновывавше­го приоритет прав индивида по отношению к государ­ству. Важным достижением философии являются новые формулировки естественного права и прав человека.

Существенным оказался вклад просветителей в тео­рию современного государства. Ими формулируются та­кие важные принципы, как теория договора, согласно которой господство нужно рассматривать как договор между народом и правительством; принцип народного суверенитета, по которому вся полнота государствен­ной власти принадлежит народу; принцип разделения властей, который гласит, что власть должна быть поде­лена между различными взаимоконтролирующими ор­ганами с целью исключения злоупотреблений.





Традиции английского Просвещения и эмпиризма в духе спиритуализма развивает Джордж Беркли (1685-1753), по мнению которого, нашим ощущениям не соответствуют материальные предметы, ощущения -это просто представления, определенным образом задан­ные свыше. Завершение Просвещения в Англии связы­вается с именем Давида Юма (1711-1776). Для его уче­ния характерны эмпиризм и скептицизм. Юм отказался от понятия субстанции и каузальности (причинности), поскольку, по его мнению, представления связываются индивидом произвольно. Все действия определены пред­расположением, а нравственность основана на врожден­ной доброжелательности. Нравственно доброе является полезным. Юм, подчеркивая значение морали, полагал, что религия возникла из потребностей души, а первой ее формой был политеизм (многобожие).

Английское Просвещение оказало влияние на станов­ление и развитие французского, типичным представите­лем которого был Вольтер (Ф. М. Аруэ) (1694-1779). Такому мыслителю, как Шарль Монтескье (1698 - 1755), принадлежит заслуга в перенесении английских поли­тических учений на французскую почву. Однако фран­цузскому Просвещению были присущи определенные черты пессимизма и скептицизма.

Ярким представителем немецкого Просвещения был Христиан Вольф (1679-1754). Его деятельность имела особое значение для развития немецкой философской терминологии. Он оказал большое влияние на своих со­временников и классиков немецкого идеализма.

2.7. Философия XIX — начала XX века

Немецкий классиче­ский идеализм

Немецкий классический идеа­лизм развивался на фоне таких исторических событий, как Французская революция и на­полеоновские войны. Революция воспринималась как осуществление идей Просвещения, разума и свободы, но отношение к этим идеям изменилось от полного одобре­ния до неприятия. В рамках немецкого классического идеализма были развиты следующие концепции:


• трансцендентальный! идеализм Иммануила Кан та (1724-1804);

• субъективный идеализм Иоганна Фихте (1762-1814);

• объективный идеализм Фридриха Шеллинга (1775-1854);

• абсолютный идеализм Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831).

Кант, будучи типичным представителем философии Просвещения, является одновременно основателем не­мецкого идеализма. Его творчество традиционно делят на два периода - докритический и критический.

Докритические труды Канта создаются иод влиянием «школьной философии» его времени, в частности сочи­нений Лейбница и Вольфа. «Всеобщая история природы и теория неба» Канта (1755) представляет попытку обо­сновать космологию - физическое учение о Вселенной как целом на основании ньютоновской механики. Одна­ко под влиянием Юма и Руссо Кант осуществляет свой внаменитый «коперниканский переворот», т. е. пред­принимает критику способностей разума вообще с целью выяснения возможности или невозможности существо­вания метафизики и определения ее источников, объема и границ. Эта задача осуществляется им в трех «Крити­ках». Основу всех трех «Критик» составляет учение Канта о явлениях и о вещах, как они существуют сами по себе, -- «вещах в себе». Познание начинается, по Кан­ту, с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы внешних чувств и вызывают в нас ощущения. Далее он утверждает, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать ни­какого достоверного знания «о вещах в себе». Вещи эти непознаваемы. Правда, эмпирические знания о вещах могут неограниченно расширяться и углубляться, но это не приближает нас к познанию «вещей в себе».

Фихте увидел в кантовском постулате «вещи в себе» (т. е. независимого от нашего познания существования вещи) несоответствие, которое он стремится преодолеть, исходя из принципа деятельности теоретического субъ­екта. Он выводит все познание как по форме, так и по со-

^Трансценденталъный - термин, обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования ко­ночного мира.



7 0



держанию из чистой деятельности абсолютно понимаемо­го «Я». Таким образом, критический идеализм Канта превращается у Фихте в субъективный идеализм. По Фихте, движение разума осуществляется согласно диа­лектической триаде: вначале «Я» полагает себя самого (те­зис) и «Не-Я» (антитезис), а затем охватывает в интеллек­туальном созерцании, т. е. в рефлексии своей деятельнос­ти, «Я» и «Не-Я» как их основание. Таким образом, вся­кое бытие есть продукт первоначальной деятельности это­го «Я». Фихте пытается «Не-Я», противостоящее разуму как предмет познания, постичь как полагание абсолют­ного «Я», т. е. исходя из свободной деятельности «Я».

Шеллинг попытался решить дихотомию Канта, обра­тившись к объективной стороне этой дилеммы. Он при­ступил к разработке философии природы. Вопрос един­ства противоположностей приводит его к концепции фи­лософии тождества, в которой абсолют действует как точка безразличности противоположностей. Это утверж­дение Шеллинга повлияло на становление сложной фи­лософской системы Гегеля, известной как абсолютный идеализм. В его философии познание абсолютным духом себя самого образует основание для всей его мощной спе­кулятивной системы, в которой снимается противосто­яние субъекта и объекта, т.е. кантовских ноумена и фе­номена. В рамках своей системы Гегель упорядочивает огромный материал из различных областей знания: ис­кусства, религии, права и из истории.

Философия XIX века

XIX век рассматривается в це­лом как переход от Нового вре­мени к современности. Пере­ходный характер имела и фило­софия. Многие возникшие в XIX в. философские идеи были адекватно поняты и развиты лишь впоследствии.

Политический климат XIX в. задается влиянием Французской революции, в частности, стремлением к построению суверенных национальных государств под эгидой идеи права наций на самоопределение. Либера­лизм, направлен на господство принципов разума и осу­ществление индивидуальной свободы (прав человека), а также на развитие свободной экономики.

Определяющим для духовного климата эпохи был прогресс естествознания и техники. На нем основывает-


ся оптимистическая вера в практически неограничен­ную власть человека над миром1. Новые возможности техники привели, прежде всего в Англии, к так называ­емой «промышленной революции». Возник класс пред­принимателей и промышленный пролетариат. Подъем общего уровня жизни при одновременном обнищании промышленных рабочих, трудившихся в течение непо­сильно длинного рабочего дня и получавших чрезвычай­но низкую зарплату, привел к сильному социальному напряжению. С критикой капиталистического строя выступило социалистическое движение, поставившее своей целью создание справедливого общественного строя и распределения собственности.

Существенно меняется само представление о челове­ке. Наряду с успехами естественных наук и развития био­логии на изменение образа человека оказывает влияние произведение Ч. Дарвина («Происхождение видов», 1859), которое показывает эволюцию всего живого.

Количество философских построений этого времени обширно, поэтому отметим самые существенные и влия­тельные философские течения: левогегельянство и мате­риализм; критика гегельянства; позитивизм; филосо­фия жизни.

В философии, вслед за мощными системами мысли немецкого идеализма, после смерти Гегеля (1831) возни­кает движение, которое пытается, подвергнув критике идеализм, найти новые пути в развитии мышления. Од­ним из влиятельных направлений философии XIX в. бы­ло так называемое «левое гегельянство», которое затем перешло к материализму. Левогегельянство отмежевы­вается от гегелевской философии религии и государства и занимает критическую позицию по отношению к рели­гии и либеральную позицию в политике. Радикальное левое крыло представляли Давид Фридрих Штраус

(1808. 1874) и Людвиг Фейербах (1804 1872), Карл

Маркс (1818 1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).

С радикальным крылом гегелевской школы был свя­зав материализм этой эпохи, который обусловливался

^В это время необыкновенно популярной стала профессия инже­нера человека, соединяющего практическую деятельность и теоре­тическое.и-, а сие.





также сильным влиянием тогдашнего естествознания, носившего механистический характер. На философском уровне развивался так называемый механистический материализм.

В полемике с механистическим материализмом клас­сики марксизма развивали диалектический материа­лизм. Его источниками послужило критическое оттал­кивание Маркса от гегелевской философии, классиче­ской политической экономии и утопического социализ­ма. Отношение к предшествующей собственно философ­ской традиции Маркс выразил в известном высказыва­нии: «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»1. Маркс разработал диалектико-материалистическое по­нимание общества и исторического процесса, в основа­нии которого лежит первичность экономических усло­вий. Таким образом, в работах К. Маркса и Ф. Энгельса научный социализм получил теоретическую основу.

Наряду с марксизмом критикой гегелевской филосо­фии занимались и другие философы. Наиболее значи­тельным критиком гегелевской системы был Шопенгау­эр, который, развивая антропологическое толкование теории познания Канта, пришел к выводу, что в основа­нии мира лежит не рациональное начало, но воля в фор­ме лишенного разума слепого порыва, из постоянного стремления которой возникают явления в качестве объ­ективации этой воли. Философия Шопенгауэра оказала влияние на ряд наиболее крупных мыслителей XX века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow