Укрепление феодального строя в Дангнгоае (вторая половина XVII в.). Временем стабилизации после войн 1627—1672 гг. были для Дайвьета 1672—1725 годы. На этот период в Дангнгоае приходится вторая половина правления тюа Така (1657—1682), правление Кана (1682—1709) и Кыонга (1709—1729) из династии Чинь. На фоне экономической и политической стабильности шли важные изменения в экономической и социальной структуре, изменения, повлекшие за собой в дальнейшем самый сильный кризис в истории вьетнамского феодального общества.
Крестьянство в Дангнгоае в XVII в. находилось под двойным гнетом — помещиков и феодальной бюрократии,— который был на севере особенно силен. Здесь во многом сохранился громоздкий и многочисленный чиновничий аппарат, созданный еще в XV в., в период расцвета феодальной бюрократии. Хотя частно-поместное землевладение, непрерывно развиваясь, долгое время не было официально признано, число помещичьих земель быстро росло. Общинники были задавлены мелочной регламентацией и бесконечными поборами. Практически невозможен для крестьян был уход на новые земли, и это вело к произвольному увеличению поборов со стороны помещиков и куанов; на землях последних возникала порой даже отработочная рента[49].
Основными задачами, стоявшими перед феодальным правительством, были в это время усиление чиновничьего контроля над крестьянами, укрепление власти феодалов, расшатанной длительной междоусобицей. Решению этой задачи и была посвящена вся деятельность Чинь Така (1657—1682), правителя Дангнгоая до 1682 г. Чинь Так был осторожным, миролюбивым политиком, главное внимание уделявшим административному управлению и решению экономических проблем. Он почти прекратил войны с Нгуенами, стремился не ссориться с Цинами, против горных феодалов выступал только в случаях открытого неповиновения. Единственный враг, с которым он активно и успешно боролся,— это Маки, но противодействие Цинов не позволило ему добиться решающей победы[50]. Основное внимание в эти десятилетия уделялось восстановлению и укреплению гражданской администрации после века упрощенной военной системы правления времен реставрации (как во вьетнамской феодальной историографии называли период после возвращения власти к Ле в середине XVI в.) и войн Чиней и Нгуенов. При Чине Таке этот процесс только начался, его завершение относится к концу 20-х годов XVIII в. Главные усилия были направлены на расширение контроля за низовыми звеньями аппарата, на борьбу с «избыточной эксплуатацией», обогащавшей не феодальное государство, а отдельных, притом низших и средних, феодалов-чиновников. Чем дальше, тем; чаще приходилось обращаться и к коренному вопросу — аграрному. При попытках его решения правительство стремилось ограничить участие в эксплуатации средних титулованных аристократов, не принимавших непосредственного участия в управлении[51]; последнее вело к размыванию этих архаических групп феодалов. Одновременно предпринимались и исторически бесперспективные попытки приостановить расслоение среднего общинного крестьянства.
Психологический климат эпохи определялся попытками восстановления порядков доброго старого времени Ле (в том числе в формах управления), каковым считался XV век. Вдохновителем этой политики был постоянный помощник Чинь Така, его премьер-министр (те-тыонг) Фам Конг Чы, хотя временами брала верх другая группа в правительстве (Чан Данг Туен и др.) — сторонники продолжения традиций реставрации в методах государственного управления и продолжения войн с Нгуенами (возможно, для решения проблемы нехватки земли в Дангнгоае). Внутриэкономическая политика обоих правительств Чинь Така была схожей, причем гибкостью она не отличалась, хотя и была тщательно продуманной. Особых успехов она не принесла, конец правления Така отмечен голодовками. Таковы общие особенности этого времени.
Номинальные монархи Ле, посаженные под охрану специальных войск, подчиненных Чиням, от власти были отстранены; в то же время стремление Чиней избежать появления взрослых императоров говорит об определенных возможностях Ле. Все годы своего правления Чинь Так настороженно следил за семьей Ле, императоры умирали в 18 и менее лет, начиная «править» порой в 9 лет (такой странной смертью умер в 1671 г. и вуа Ле Зя Тонг[52]). Обычно умершие в таком возрасте вуа детей не имели, и это облегчало Чиням произвольный выбор наследника, как правило, из числа связанных по женской линии с родом Чинь.
В 1663—1666 гг., а отчасти и позднее шла важная кампания усиления контроля за правильностью и быстротой судебных решений (без принципиальных изменений в судопроизводстве). Суд был в XVII в. той сферой, где феодалы-чиновники, стремившиеся обзавестись поместьями, могли особенно быстро накопить необходимые средства за счет ограбления свободных крестьян. Расцвет лихоимства вел к обеднению основной массы налогоплательщиков и к росту числа необлагаемых земель мелких и средних феодалов (а до 1723 г. такие земли практически не облагались налогами). Используя традиционные методы «приведения в порядок» и веря в эффект такого простого упорядочения, Чинь Так и Фам Конг Чы долго и деятельно боролись с лихоимством судей. В 1663 г. было запрещено основным группам населения откупаться от наказаний, что тоже снизило потенциальные доходы судей. Примечательно, что в своих мероприятиях правительство подчеркивало коллективную ответственность общины; в условиях быстрого распада этого института подобный подход демонстрировал ориентацию на прошлое, типичную для ранних десятилетий периода относительной стабилизации.
До 1666 г. в условиях сравнительного экономического благополучия правительство, занимаясь укреплением гражданской администрации, готовило поход на Маков, происшедший в 1666 г. Экономическое положение позволило частично снизить, а частично отменить после наводнения и голода 1663 г. два основных налога (подушный и поземельный). Хороший урожай 1664 г. и последовавшие за ним два обычных урожая укрепили экономику княжества.
Восстановление добрых традиций шло и в идеологической сфере, где попытки укрепления конфуцианских норм общественной жизни предпринимались наряду с борьбой против буддизма и деревенских суеверий. Продолжалась без решающего успеха и борьба с христианством и с влиянием китайских обычаев.
Внешнюю политику этих десятилетий отличало настороженное отношение к своему северному соседу; Ле и Чини не торопились признавать маньчжурскую власть. Когда нетерпеливые Цины сами признали Ле в 1646 г. и послали послов и подарки (1662 г.), вьетнамцы сообщили лишь (и то с годичным опозданием) о смерти Ле Хюен Тонга, посвятив этому особое посольство. Посольству было поручено сообщить и о признании Цинов. Это было сделано лишь в 1663 г.[53], т. е. год спустя после падения династии Южная Мин (1644—1662) на юге Китая, которую Дайвьет до конца считал представителем империи. И если в 1646 г. Цины без просьбы Дайвьета дали вуа титул Аньнань го-вана, то Ле и Чини признали Цинов только семнадцать лет спустя.
Основным направлением внутриполитической деятельности, как уже говорилось, было восстановление в полном объеме- гражданских процедур управления, столь эффективных до XVI в. Но в отличие от XV в. этот процесс не усиливал династию Ле, так как параллельно Чини официально утверждали себя рядом с Ле в сфере управления и церемониала. Именно 1664 год считался во вьетнамской феодальной историографии годом полной утраты Ле практической власти[54]. Одновременно шло слияние через брачные союзы Ле с Чинями на уровне каждого поколения. Все восстановление оказалось связанным с Чинями; в то же время они укрепили свое положение главы военной власти через сложный постоянно действующий военный аппарат, полностью им подчиненный.
И лишь после окончательного отстранения Ле от возможного использования плодов стабилизации Чини начали практические работы по восстановлению гражданского аппарата. Было восстановлено шесть бо (министерств), но в отличие от прошлого главным было военное бо. Кроме того, были введены два важнейших поста в государстве: премьер-министр (те-тыонг)[55] и «улучшающий и украшающий» (бон-тунг), обычно занимавшийся внешней политикой и связанными с нею делами. Оба не входили в иерархию, существовавшую при Ле, и были полностью подчинены тюа. Вместе с министрами и главным придворным историографом они образовывали верхушку гражданской администрации. Военная власть, по-прежнему принадлежавшая роду Чинь и лично преданным тюа полководцам, помимо своей традиционной, гибкой и во многом непостоянной структуры (наличие временных должностей, Которые чиновник получал на один поход, и т. п.) оформилась в постоянную организацию в виде «Пяти дворцов»[56]. Гражданская и военная организации не пересекались ни на организационном., ни на кадровом уровнях даже на высших ступенях иерархии, даже в рамках руководителей военного бо и армейского начальства. Роды гражданских и роды военных вельмож также не смешивались. До первой четверти XVIII в. особую часть военной знати образовывали старшие члены семьи Чинь, имевшие собственные войска. В немалой степени противопоставлению армии и гражданской администрации способствовал кадровый состав армии, состоявшей; в мирное время из уроженцев провинций Тханьхоа и Нгеан; статус солдат этих войск был равен статусу мелких чиновников.
В сфере экономики эти годы отмечены стремлением восстановить число налогоплательщиков путем возвращения в родные места бежавших мелких преступников — им обещалось прощение. В своей основной массе это были крестьяне, в возвращении которых было заинтересовано феодальное государство.
Мероприятия Фам Конг Чы, в первую очередь его социальная: программа, встречали сильное сопротивление. Осенью 1665 г. им была разгромлена группа Чан Данг Туена, сняты три из шести министров и два тхиланга (заместителя министра). В связи с этим конфликтом проявилась замечательная особенность «восстановительной» политики — традиции (возвращение к которым было провозглашено) не торопились восстанавливать в одной из важнейших сфер, а именно: кадры в значительной степени набирала не по конкурсу, что было традиционно, а руками чиновников с последующим утверждением сверху.
Во второй половине 60-х годов был предпринят долгожданный, поход на Маков: были достигнуты значительные успехи, но окончательно разбить Маков не удалось (1666 г.). В 1667 г. была проведена массовая мобилизация в четырех чанах[57], создана большая армия военного времени, во главе ее встали сам тюа и все крупные полководцы. Дорогостоящий поход увенчался успехом. Каобанг наконец был захвачен. Единственное, что омрачило радость победителей,— Мак Кинь Ву, главе Маков, удалось бежать к Цинам, и те, помня приверженность Чиней Южным Минам, его приютили.
Большая война 1667 г. была проведена в условиях стихийного бедствия. Страна, ослабленная угоном на войну массы трудоспособного населения и военными расходами 1666—1667 гг., тяжело, переживала великую засуху 1668 г. И когда в следующем году в Тханглонг прибыли цинские послы с требованием вернуть Макам-Каобанг, Чини оказались в трудном положении, тем более что на длительные переговоры оказывала влияние и надвигающаяся: летняя великая засуха 1669 г. Война с победоносными Цинами, только что сокрушившими Южных Минов, представлялась нежелательной, и пришлось вернуть Каобанг Макам. Дипломатическое поражение, утрату лавров военной победы, голод в стране — все это оппозиция предъявила как обвинение Фам Конг Чы, и Чинь Так согласился на его снятие. Чы заменил его враг — Чан Данг Туен. Новому правительству пришлось иметь дело с социальными последствиями голодовок: в долинной провинции Шоннам начались крестьянские восстания (напомним, что голодовки предшествующих лет не сопровождались отменой налогов). Правительственные войска смогли подавить несколько «банд грабителей»[58], но положение оставалось напряженным. Одновременно участились выступления горных феодалов севера, где контроль Тханг-лонга не был достаточно сильным. Полное подчинение было в эти десятилетия еще трудноосуществимо, и правительство прибегло к различным маневрам: горских князей либо принудительно удерживали в столице, либо подавляли войсками, посланными из центра.
Отличаясь от Фам Конг Чы во внешней и отчасти во внутренней политике, группа Чан Данг Туена в экономической сфере продолжала его линию, а точнее, линию тюа Така, неизменную при всех правительствах. Именно Чан Данг Туен осуществил в 1669 г. пресловутое «постоянное обложение», прокламировавшееся еще Фам Конг Чы в 1664 г. После тщательной переписи налоги и повинности (кроме провинций Тханьхоа и Нгеан[59]) были зафиксированы навсегда[60]. Временно уменьшились возможности злоупотреблений, но, чем дальше, тем больше такая система создавала трудности именно для бедняков. Архаическая по внешнему оближу, эта реформа имела и прогрессивные последствия, так как провозглашала отказ государства от вмешательства в дела деревни (вмешательства, направлявшегося в конкретных условиях XV— XVII вв. на поддержку общины). Но экономическое положение оставалось напряженным: 1670 год оказался четвертым подряд неурожайным годом. Все внимание правительства тюа в 1669—1671 гг. было тем не менее сосредоточено на подготовке к новой войне с Нгуенами. Имелось много противников похода (сторонники Фам Конг Чы), и разногласия при дворе в начале 1672 г. приняли очень острый характер. Но в 1671 г., когда были завершены внешнеполитические приготовления к походу на Нгуенов, удалось урегулировать отношения с Цинами, поход был решен. Выждав один урожайный год, тюа собрал огромную армию и лично повел ее в 1672 г. на юг.
Хотя армия насчитывала около 100 тыс. человек, неудачные штурмы построенной Нгуенами Донгхойской стены сильно уменьшили ее размеры; она смогла отойти в порядке, но потери, людские и в ресурсах, были огромны. Сторонники войн на юге оказались полностью скомпрометированными в глазах Чинь Така; большую часть из них сняли с постов. К власти вернулся Фам Конг Чы, известный своей враждебностью к военачальникам и привилегированным войскам. Особенно недисциплинированны были так называемые «силачи», профессиональные солдаты из Тханьхоа и Нгеана, деморализованные постоянным участием в междоусобной войне.
Чинь Так не собирался больше воевать с Нгуенами, и это отражало настроение феодалов Дангнгоая в целом. Все более обостряющиеся внутренние аграрные проблемы перенаселенного севера все сильнее приковывали к себе с каждым десятилетием внимание Чиней. Отныне основным стержнем политики Чинь Така становится решение экономических проблем, а во вторую очередь — установление контроля в горах, для чего требовалось разбить Маков и подчинить горских феодалов. Во внешней политике он предпочитал постепенное давление на северные лаосские княжества с целью выхода в дальнейшем в бассейн Меконга. Вся эта политика связана с именем Фам Конг Чы и Нгуен Моу Тая, третьего и последнего премьера при Чинь Таке.
Борясь с последствиями голодовок и разорения, правительство вынуждено было, тем более что имелся повод (смерть императора Ле и воцарение нового), объявить амнистию, всегда рассматривавшуюся политиками того времени как средство возвратить к полезному труду крестьян, осужденных за мелкие преступления, как правило связанные с голодовками. Бродяг сселяли в новые общины, давали им все права, скот и инвентарь[61]. Были приняты и более эффективные и перспективные меры — изъятие части земель в 1672 г. у феодалов из категории наследственных, а не служебных владельцев, «заслуженных подданных»[62]. Тем самым еще раз уменьшился объем землевладения архаической формы.
Отстранение от власти инициаторов активной военной политики вызвало недовольство, особенно у «знатных солдат» из Тханьхоа и Нгеана. Один из членов кабинета Ву Зюи Ти, бывший министр общественных работ Ле Хиеу, возглавил восстание солдат в столице. Мятеж был кратким, но упорным (он начался в момент задержки жалованья солдатам); один из высших сановников государства был убит; тюа пришлось лично отстаивать самого Фам Конг Чы. После выдачи жалованья солдаты успокоились, главарей казнили. С этого времени тюа начали постепенно менять военную организацию, что нашло свое выражение в военной реформе тюа Кыонга, отменившего предпочтительный набор войск в Тханьхоа и Нгеане. За подавлением мятежа Ле Хиеу последовала массовая чистка, в столице и чанах было уволено 1239 чиновников. Нестабильной была и политическая ситуация, в 1675 г. пятнадцати лет от роду умер вуа Ле Зя Тонг, «правивший» всего четыре года. Началось третье подряд «детское правление», что говорит об относительной слабости Чиней, по-прежнему всеми средствами стремившихся не допустить даже до фиктивной власти взрослого представителя рода Ле.
Вернувшись к власти, Фам Конг Чы продолжал начатую работу по укреплению гражданской администрации в недавно восстановленных шести бо. Одновременно началось планомерное отстранение от власти военных чиновников. Смерть Фам Конг Чы в 1676 г. не изменила политической ситуации. Вскоре к власти пришел премьер Нгуен Моу Тай. Новое правительство отличалось вниманием к национальным традициям, стремлением к укреплению традиционных культов. Оно вернулось и к постоянной проблеме Чинь Така — судебным злоупотреблениям: был усилен контроль из столицы за всеми решениями провинциальных судов по важным делам, даже если не было жалоб. Венцом судебных реформ Чинь Така было установление предельного срока процесса, причем очень короткого — не более одного года. После введения этого ограничения и реализации предшествующих решений указанная проблема была, видимо, на значительный срок решена.
Внешняя политика Нгуен Моу Тая шла в русле политики Фам Конг Чы, и ему удалось добиться успеха на одном из важных ее направлений. В 1677 г. вьетнамская дипломатия доказала причастность Маков к антицинскому мятежу У Саньгуя близ границ Дайвьета; одновременно войска Чинь Така выбили Мак Кинь Ву и его отряды из Каобанга. Цины приняли Мак Кинь Ву, но заступаться за него на этот раз не стали; это было фактически концом Маков.
Но основные усилия предпринимались в сфере экономики. Нехватка земель ощущалась все сильнее, и в поисках новых земель, с которых можно было бы собирать налоги, Нгуен Моу Тай не только продолжал мероприятия Чан Данг Туена, но и пошел дальше в том же направлении. Кратко позиции Фам Конг Чы и его оппонентов можно свести к следующему: первый не хотел вообще трогать земли феодалов, вторые, правившие позднее, забрали часть земли у неслужилых, переведя ее в казенные земли. Нгуен Моу Тай в 1677 г. начал отбирать землю уже у потомков «заслуженных подданных», получивших ее от Чиней в начале XVII в. (до этого брали у получивших от Ле в XV в.). Но одних этих мер было недостаточно. Впервые за годы правления Чинь Така были сделаны уступки, не носящие временного характера: крестьян стали освобождать по старости от налога не в 60, а в 50 лет[63]; это было следствием непрестанных мелких выступлений и регулярного бегства крестьян. Государство снова было вынуждено отменить налоги и принять меры к убыстрению перевозок риса частными торговцами в голодающие районы: были отменены внутренние таможни и сборы на причалах рек. Тем самым были сокращены доходы служилых феодалов в целом, чтобы несколько ослабить налоговый гнет в отношении свободного крестьянства. Известно, что феодальные государства идут на такие меры лишь в критической ситуации. А сложилась именно такая ситуация (голод в Тханьхоа в 1679 г., в дельте в 1681 г., массовое бегство крестьян).
Периодические голодовки в 00-х и 70-х годах еще не были крупным кризисом. И если для экономии сокращались непроизводительные расходы на религиозные нужды и т. п., то лишь изредка отменялись или сокращались налоги (на один год). Но никогда не раздавали рис или деньги, никогда не прощали недоимок. Основной мерой были частные амнистии (последняя — в 1680 г.), когда прощали мелкие преступления.
Для экономики важным было и проведенное еще Фам Конг Чы в 1664 г. нужное для торговли и городов мероприятие — унификация мер и весов на объективной основе — размер зерна риса. Отмена 13 внутренних таможен также способствовала развитию торговли; в 1679 г. Чинь Так, кроме того, временно отменил сборы и на сохранившихся внутренних таможнях. Все это способствовало развитию внутреннего рынка. Но в целом экономическая политика, вдохновляемая архаическими идеями эры Хонгдык (XV в.), сочетала в себе прогрессивные и консервативные меры. Постоянное обложение, когда раз и навсегда устанавливалась норма налогов с общины, относится ко второй группе мер. Уменьшая возможность злоупотреблений в данный момент, оно во многом способствовало подрыву государственной экономики в будущем. Как уравнительная мера, постоянное обложение ударило по богачам в общине, но, призванное заменить внутриобщинный механизм перераспределения земель в деревне, оно оказывалось невыгодным и беднякам в периоды общего ухудшения экономического положения. Тем не менее общины еще оставались основной опорой во многих сферах государственной экономики; руками общинников в 1664 и последующих годах проводился регулярный (а не когда надо) ремонт дамб, и руководили им старосты общин или государственные чиновники.
Конец правления Чинь Така ознаменовался новым политическим кризисом 1682 г., видимо отчасти связанным с экономикой. Были сняты премьер Нгуен Моу Тай и его сторонники. В 1682 г. власть после смерти Чинь Така перешла к неавторитетному, известному своей неуравновешенностью Чинь Кану (1682—1709). Он придерживался в целом линии Чинь Така, но был человеком средних способностей и весьма непоследовательным. Его отношения с практическими проводниками политики отца были плохими. Скоро он стал менять методы, а отчасти и цели правительственной деятельности. При этом, энергично занимаясь делами двора в начале своего правления, Чинь Кан опирался на иные, чем прежде, элементы — евнухов и кадровое младшее офицерство[64] (в какой-то мере на «силачей» из Тханьхоа и Нгеана). Практической же работой по управлению делами Дангнгоая он занимался мало и непоследовательно; в то же время его характер не допускал рядом твердых принципиальных советников[65].
Для политики Чинь Кана и ставшего в 1693 г. премьером Нгуен Куан Ньо (1693—1696) было характерно стремление избегать войн с горскими феодалами и пограничных конфликтов с маньчжурскими войсками; началось постепенное продвижение в более перспективном направлении — на запад, к перевалам, ведущим в долину Меконга, и длительная борьба за влияние в горном лаосском княжестве Сиенкуанг (Чаннинь)[66]. Внутреннее положение постепенно становилось менее устойчивым. 1694 год ознаменовался чисткой тхи-лангов; в дальнейшем были еще две крупные чистки, а затем ожесточенная борьба за власть на фоне голодовок 1702—1704 гг. Политическое спокойствие принесли с собой в 1704 г. лишь «друзья» наследника — Чинь Кыонга.
Первые 11 лет правления Чинь Кана были временем умеренной политической нестабильности при дворе при прочных экономических и внутри- и внешнеполитических позициях государства. Это отмечено и феодальными историками для периода вплоть до 1698 г., хотя с 1694 г. зачастили стихийные бедствия и впервые помимо отмены налогов пришлось прибегнуть к раздачам риса в голодных районах. Дело восстановления во всей полноте государственного гражданского аппарата (нужное для укрепления власти феодалов, но проводившееся в архаических формах) пошло медленнее. Чинь Кан задергал администрацию немотивированными снятиями и назначениями; постоянная опора на евнухов и младших офицеров раздражала остальных чиновников, как и «выдвижение по рекомендации»[67], без экзаменов (аналогичную политику вели в это время и Нгуены). Чинь Кан беспокоился в основном об укреплении своей личной власти и об утеснении Ле. Он присвоил себе титул из одного иероглифа (привилегия Ле); заботясь о преемственности, очень рано назначил себе наследника. Внешнеполитическое положение начало также осложняться с 1688 г., когда участились пограничные конфликты с цинскими властями.
В экономике в 80-е годы еще чувствовался «импульс Така», много занимавшегося выяснением причин бегства крестьян, способов сохранения числа налогоплательщиков и ведшего соответствующую политику. Но уже в 1684 г. возникли трудности в сельском хозяйстве, возможно связанные с ослаблением государственного аппарата при Чинь Кане,— наводнения сопровождались крупными разрушениями дамб, что обычно происходило при плохом уходе за ними.
«Благополучное пятилетие» (1682—1687) сменилось засухой 1687 г. и трехлетней войной в горах севера с нунгами и их покровителями — маньчжурскими губернаторами пограничных провинций. Эти длительные и не очень удачные войны, дополненные новым прорывом дамб, видимо, и повлекли за собой кризис в верхах в начале 90-х годов.
Засухе 1687 г., предвестнику вспышки аграрной неустойчивости рубежа XVII—XVIII вв., соответствовала вспышка социальной неустойчивости. Засуха привела к неурожаю и резкому росту цен на рис (рынок к этому времени обслуживал уже значительную часть населения и четко реагировал на экономическую ситуацию). Именно из-за связи голодовок и «преступлений» одной из наиболее частых и «дешевых» уступок правительства по-прежнему были амнистии, рассчитанные на голодных крестьян, совершивших мелкие преступления. Вооруженная борьба никогда не подпадала под амнистию, в чем сказался классовый характер юридической практики феодального Дайвьета. Несмотря на голодовки, Чинь Кан и его окружение не шли на отмену налогов, ограничиваясь усилением контроля за функционированием ирригационных систем; это было типичной для стран Азии формой вмешательства государства в экономическую жизнь, поскольку контролировался расход воды и ее распределение. Но голодовки вынудили вернуться к детальному изучению положения в деревне, как это делалось при Чинь Таке, и тогда был подтвержден указ о «постоянном обложении» на основе старой переписи Фам Конг Чы. Признавая появление в деревне новых полей, освоенных после 1667 г., правительство Чинь Кана подтвердило их необлагаемость; в этом сказалось стремление укрепить положение деревни в целом; однако есть все основания предполагать, что новые земли осваивались по преимуществу зажиточными слоями деревни.
Но при всем этом основные усилия были по-прежнему направлены в сферы, связанные с тратами, а не с доходами; попытки решения «нунгской проблемы» отнимали в 1688—1692 гг. значительные силы и средства. Ключом к ней оставались несдавшиеся сторонники Маков, чью ударную силу составляли дружины нунгских князей. В 1680-х годах известный горский правящий род Ву выступил против Дайвьета под буддийскими лозунгами (как это делали и многие повстанцы вьетнамского севера). Войска Чиней вынуждены были снова прочесать Каобанг, нунги были разбиты, и цинские губернаторы выдали Ву как союзника Маков[68]. Это было полным отказом от политики династии Мин, причем Цины сделали это не из расположения к Дайвьету, а из-за неприязни к Макам.
Улучшение отношений с Цинами позволило разбить пиратов на побережье у дайвьето-цинской границы. Но на уровне местной администрации Цинов, нашедшей общий язык с остатками сторонников Маков, продолжались конфликты, хотя двор Цинов решительно, вплоть до казней отдельных чиновников, поддерживал Ле и Чиней. Опираясь на эту поддержку, наведя порядок в приморье, признав естественно сложившуюся в результате решений нунгских феодалов границу и ликвидировав в горах экономические и социальные последствия восстания Ву Конг Тоана (были собраны разбежавшиеся крестьяне), правительство Чинь Кана нанесло последний удар по Макам. Их войска были разбиты, последний представитель «династии» Мак, Кинь Тю, был доставлен в Тханг-лонг и казнен.
Успешное военное решение на севере было обусловлено внутриполитическим спокойствием. Хотя в 1690 г. прорыв дамб в Шоннаме привел к неурожаю в этом чане, положение было выправлено отменой и дифференцированным сокращением налогов, без раздач денег и риса. Во внутренней политике также отмечен лишь один, упоминавшийся выше кризис 1691 г. Спокойствие позволило правительству Нгуен Ван Тхыка вернуться к административной реорганизации в стиле Чинь Така: были проведены по полной старой норме экзамены высшего уровня, усовершенствована работа академии Хан-лам, установлены правила аттестации низших чиновников.
Но пассивное следование линии Чинь Така при общем ухудшении экономического положения и серии войн, потребовавших заметных затрат, не могло обеспечить решение все обостряющихся аграрных проблем. Начались первые заметные аграрные трудности, борьбу с которыми Чинь Кан поручил Нгуен Куан Ньо. Последний обратился к двум основным внутренним проблемам: сельскохозяйственная экономика и продолжение воссоздания гражданского управления. Внешнеполитические вопросы Нгуен Куан Ньо не интересовали, а вот аграрные проблемы не ждали, 1694 год принес градобитие и голод в половине дельты, следующий год — наводнение и голод в Тханьхоа, а летом еще и засуху. В Шонтэе тоже, по-видимому, было голодно и неспокойно, так как туда на подавление «разбойников» был брошен знаменитый полководец Ле Тхи Лиеу. Нгуен Куан Ньо энергично боролся с кризисными явлениями, вначале — обычными методами, а когда выяснилось, что их недостаточно,— экстренными. От выборочной отмены налогов в 1694 г. и их сокращения в 1695 г. он быстро шел к раздаче денег (а не риса) в голодных районах, что для той эпохи было новшеством.
Реконструкцию гражданского аппарата Нгуен Куан Ньо продолжал достаточно эффективно. Все шире разворачивалось экзаменационное дело; для пропаганды государственной идеологии были отпечатаны только что завершенные (их писали 33 года) «Последовательные записи государственной истории». Эту важную для конфуцианского воспитания книгу «распространяли по стране»[69]. Из других мероприятий по укреплению идеологического единства и единообразия можно выделить два направления: во-первых, меры против распространения христианства, которые принимались с начала 60-х годов, и, во-вторых, меры против распространения китайского влияния.
В 1696 г. место премьера занял беспринципный карьерист Ле Хи, «хитрый и подозрительный»[70]; он в основном интересовался укреплением своей власти, и его единственной инициативой было продолжение борьбы за Чаннинь на западе и за влияние на горные племена на севере. Объединившись с древним феодальным горским родом Кам, Чини посадили на трон Чанниня своего ставленника Чиеу Фука. С этого времени войны из-за влияния на Чаннинь стали регулярными, влияние Дайвьета там медленно, но неуклонно росло.
Ле Хи не удалось добиться успеха в своей «северной» политике, хотя столкновения сменились переговорами (в 1697, 1698 гг.), но нунгские феодалы, которым покровительствовали Цины, границ не признавали и делили свои земли по желанию. В столице усиливалась оппозиция, группировавшаяся вокруг частных школ, которыми руководили многие бывшие крупные сановники; в таких школах насчитывалось до сотни учеников. Но прежде чем оппозиция выступила, Ле Хи умер (в 1702 г.), оставив дела в довольно запутанном положении. С 1702 г. начался семилетний период неурожаев, сам этот год ознаменовался наводнением и разрушением дамб в Тханьхоа, что повлекло за собой голод; неурожай был и в Нгеане. Одним из последствий было бегство «знатных солдат», набиравшихся в этих провинциях; это повлияло на численность армии.
В целом же, несмотря на отдельные внешнеполитические неудачи и медленное ухудшение положения в деревне, период с 1660 по 1702 г. был временем социально-экономической стабильности и постепенного укрепления феодального аппарата управления.
Обострение социальных противоречий в начале XVIII в. и попытки их смягчения. В 1702 г. после смерти Ле Хи Чинь Кан отдал власть его старому противнику — к власти снова пришел Нгуен Куан Ньо. Но теперь укрепление центральной власти происходило уже параллельно с оттеснением Чинь Кана от власти.
Были возвращены на свои места беглые крестьяне, солдаты, причем поручено это было организовать местной гражданской администрации (а не военным инспекторам). Гражданским чиновникам периферии также было предписано «тайно» информировать двор об имеющихся трудностях[71]. В 1702—1703 гг. шла напряженная борьба за определение путей дальнейшего политического развития страны. Серия смертей наследников престола привела к мало желательной первоначально для Чинь Кана кандидатуре молодого, но уже вполне самостоятельного Чинь Кыонга. После долгого колебания и придворной борьбы Чинь Кан согласился с требованием группы «улучшающего и украшающего» Нгуен Куй Дыка (будущего премьера при Чинь Кыонге) и крупного полководца из семьи Чинь, племянника Чинь Кана — Данг Динь Тыонга. 18-летний Чинь Кыонг стал наследником. Тогда же был принят ряд решительных мер, чего требовала обстановка: в Тханьхоа голод был уже второй год (там пришлось отменить налоги), риса не хватало уже в столице (снова стали раздавать голодающим деньги). Ограничивая власть военных, правительство устранило военных правителей окраинных провинций от непосредственного управления ими, обязав их жить в столице. Эта система была широко распространена в Юго-Восточной Азии (Камбоджа, Ява, Лаос)[72] и обычна для централизованных государств, где фактически правили кадровые гражданские чиновники. Решение о выборе наследника вызвало заговор против Чинь Кыонга, но группа его сторонников уже овладела положением, и заговор был подавлен.
После ликвидации заговора Чинь Кан, сохраняя титул тюа, практически сошел с политической арены, многие сторонники Кыонга заняли руководящие посты. В 1705 г. был смещен при жизни император Ле Хи Тон, «править» стал Ле Зу Тон; вряд ли это тоже было случайностью. Решив проблему власти, «новые люди» стали проводить экстренные меры в аграрной сфере. Если общая для всей страны отмена налогов в связи с воцарением нового императора была сравнительно скромной (20% летнего урожая), то для пострадавших районов выборочно были прощены недоимки с 1703 г., была объявлена амнистия для беглых, сокращены налоги и повинности, раздавалось продовольствие и имущество. Основные усилия были направлены на помощь беднейшим свободным общинникам (прощение недоимок, возвращение беглых), а не деревне вообще; в этом сказалась новизна мероприятий.
В государстве постепенно усилились позиции Нгуен Куи Дыка. Его линией было продолжение политики Чинь Така, и ее держались до 1713 г. Упорядочение административного аппарата начало, давать свои плоды, гражданская администрация, подчиненная тюа, уже ведала основными (но еще не всеми) аспектами управления. Заботой правительства все более становится не реформирование чиновничьей машины, а контроль за ее функционированием, поощрения и наказания. Одна из важнейших мер этих лет — установление пенсий для офицеров и воинов — была проведена в характерной для раннего периода фактического, а затем и формального правления Чинь Кыонга (1707—1713) традиционной манере, с оглядкой на XV в. Семьям офицеров давались поля в общине (15 или 20 мау, что довольно много) на основе постоянных прав, похожих на диен лок предшествующих веков и ранги что освобождало эти семьи от налогов и повинностей; отчасти это подрывало систему «постоянного обложения». Семьи солдат получали по 5 мау, а сыновья погибшего освобождались от повинностей[73]. Так складывались кадры будущих помещиков, но пока они не платили даже легких налогов (семьи офицеров долго, семьи солдат — одно поколение). В пенсионном законодательстве сказалась та преимущественная забота о солдатах (еще ярче проявлявшаяся у Нгуенов), которая постоянно отличала режим тюа в Дайвьете. Это крупное мероприятие было проведено на фоне продолжающегося серьезного аграрного кризиса, пережить который режим Чиней во многом смог благодаря прочности политических позиций «группы Кыонга». Когда засуха и голод с 1703 г. повлекли за собой массовое бегство и народ, несмотря на амнистии (т. е. прощение вины — побега), не возвращался, прибегли к новым методам: в 1707 г. беглецы в случае возвращения освобождались от налогов и повинностей не только, как в 1705 г., за данный год, но на пять лет вперед; те, кто уже вернулся и наладил хозяйство, но продолжал бедствовать — на три года вперед. Временной, но эффективной мерой был срочный разбор судебных дел в провинциях. Это были уже не судебные реформы, а скорее превентивные антиповстанческие меры.
В том же 1707 г. прошла срочная чистка кадров в провинциях, в первую очередь уездных начальников, как «наиболее тесно связанных с народом»[74]. Это было бесспорно уже делом «группы Кыонга», который всегда радел о качестве гражданской администрации. В следующем, 1708 г., еще при жизни Чинь Кана, «его» премьер Нгуен Куан Ньо был заменен «премьером Кыонга» Нгуен Куй Дыком. Это небывалое смещение, тем более, что старый премьер не умер, а ушел в отставку, говорит о фактическом переходе власти к Чинь Кыонгу; ему было уже 23 года.
В начале 1709 г. умер Чинь Кан, по-видимому уже отстраненный от дел. Его сменил Чинь Кыонг, фактически правивший с 1707 г., молодой энергичный деятель, чье четвертьвековое правление (он умер в 1729 г.) ознаменовалось последней серьезной попыткой Чиней найти разрешение аграрного кризиса в рамках режима тюа. Чинь Кыонг умер в расцвете сил, в 43 года, и все годы правления деятельно занимался важнейшими проблемами экономики и политики. Умный, спокойный, работоспособный, без излишних амбиций, он был правителем, который так нужен был феодалам Дангнгоая в те времена; даже враждебные Чиням летописцы Нгуенов нашли для него (единственного из Чиней) слова похвалы.
Важнейшая особенность политики Чинь Кыонга — напряженная преобразовательная деятельность в экономической и социальной областях при почти полном отказе от внешнеполитической, военной и культурной активности. Экономя на всем, Чинь Кыонг укреплял феодальное государство, во-первых, временно ослабив аграрные противоречия рядом объективно прогрессивных реформ, во-вторых, закончив восстановление в несколько усовершенствованном виде наиболее эффективной в условиях тогдашнего Вьетнама формы господства класса феодалов — феодально-бюрократической деспотии, управляемой иерархией гражданских чиновников. На практике это выглядело сначала как завершение реформ Чинь Така (до 1714—1715 гг.), когда Чинь Кыонг пытался реализовать аграрную программу Чинь Така, затем как комплекс самостоятельных преобразований, в ходе которых восстановление гражданской системы феодально-бюрократического правления велось с учетом изменившейся социальной структуры общества, с учетом меньшей необходимости для класса феодалов в обширной прослойке чиновников-куанов и возросшей роли военных феодалов (во все большей степени — помещиков). Чинь Кыонг отказался от многих ненужных, социально не мотивированных элементов феодально-бюрократической машины и стремился свести ее функции к минимально необходимым. При этом учитывалось, что значительные экономические и усиливающиеся политические позиции в управлении на местах все более занимали помещики. В экономике Чинь Кыонг шел в том же направлении, что и Зя Лонг в начале XIX в., но он не имел ни социальной базы, ни времени для государственного оформления новой феодально-поместной вьетнамской монархии с ее тенденцией к абсолютистской форме правления.
Уделяя основное внимание реформам, Чинь Кыонг стремился не расшатать при этом административный и хозяйственный механизм. В условиях частых голодовок, когда ощущался надвигающийся социальный кризис, он нашел и осуществил меры, на четверть века отсрочившие социальный взрыв. Объективной основой этого было то, что феодализм во Вьетнаме еще не исчерпал своих возможностей, а кризис середины — второй половины XVIII в. был не кризисом феодализма вообще, а кризисом развитого феодализма и переходом к позднему феодализму.
Правление Чинь Кыонга четко делится на две части, каждой из которых соответствовали своя социально-политическая программа и проводивший ее политический деятель. На первом этапе молодой еще Чинь Кыонг энергично и последовательно завершил преобразование государственного аппарата вместе с Нгуен Куй Дыком, на втором — вместе с «новым человеком» Нгуен Конг Хангом решительно изменил аграрную политику для достижения тех же целей социальной феодальной стабильности в несколько иных социальных и государственных формах. С концом правления Чинь Кыонга завершился «период покоя», наступивший после окончания войн Нгуенов и Чиней. Он длился около 70 лет и был временем стабилизации феодальных отношений в Дангнгоае и Данг-чаунге в формах, более новых и устойчивых в Дангчаунге и менее в Дангнгоае, где кризис разразился раньше, в середине XVIII в.
В 1708—1711 гг. страна жила сравнительно благополучно, первый этап правления начался, таким образом, спокойно и в экономической сфере; это освобождало руки Чинь Кыонгу и Нгуен Куи Дыку. Тем не менее свой приход к власти Чинь Кыонг отметил большими льготами для крестьян и горожан, чем те, которые за четыре года до этого сопровождали проведенное по его же инициативе возведение на престол нового императора династии Ле.
В 1710 г. Чинь Кыонг официально провозгласил свою централизаторскую тюацентристскую программу, направленную в традициях Чинь Така против «вельмож»[75], за восстановление норм золотого века — эры Хонгдык. В экономической сфере он в эти годы, с одной стороны, боролся с «текущими» бедствиями экстренными мерами из арсенала Чинь Кана и Нгуен Куан Ньо, с другой — вел постоянную работу по улучшению положения в сельском хозяйстве; именно она в конечном счете позволила Данг-нгоаю пережить второе (после 1702—1707 гг.) ухудшение экономического положения в 1724—1729 гг. Именно в эти годы были реализованы в полном объеме экономические идеи предшествующего периода и проведены «архаические» реформы 1711 г., ориентированные на восстановление старых порядков в деревне.
Тогда же был усилен контроль столичного гражданского чиновничества за провинциальным, на этот раз в очень важной сфере ремонта и возведения дамб, которые были запущены при Чинь Кане и были причиной стольких бед. Как при Чинь Таке, так к при Чинь Кыонге дамбы прорывало редко, так как за ними следили. Засухи бывали и при Чинь Кыонге, с этим трудно было что-то сделать, но неурожая из-за прорыва дамб, т. е. по нераспорядительности властей, не было. Столичное чиновничество использовалось и для укрепления постоянными кадрами провинциальных учреждений.
Ключевой в этот период «следования традициям» была аграрная реформа 1711 г., представлявшая собой попытку восстановления социально-экономической системы, основанной на общине, но без учета того обстоятельства, что сохранившиеся общины ослабли и были поставлены под жесткий контроль государства, с одной стороны, и разъедены помещиком — с другой; заклад земель общинником стал обычным явлением. Реформа имела целью усилить слой казенных налогоплательщиков за счет деревенских мелких помещиков, т. е. за счет исторически перспективной группы класса феодалов. Это была программа восстановления общинного землевладения, но не под контролем деревенской крестьянской верхушки (как в XI—XIV вв.) и не под контролем местной администрации (как в XVII — начале XVIII в.), а под непосредственным контролем центральной власти. Система предполагалась искусственная, труднореализуемая и вряд ли жизнеспособная, так как государство не располагало средствами контроля; в конце XVII в. до половины налогов собирали «частные лица», т. е. условные владельцы (получатели жалованья — нгу-лока и пр.), закрепившие землю и общинников за собой[76]. Чинь Кыонг явно переоценил способность общин к самовозрождению, а именно на этом строилась его программа.
Как выглядело это важнейшее мероприятие? Во-первых, было предписано произвести распределение земель в общинах специальными ревизорами (а не чиновниками хюенов). Во-вторых, распределение производилось по едокам, причем лишь частично учитывалось право привилегированных жителей общин на диен лок, т. е. на дополнительные земли, полученные за те или иные заслуги. В-третьих, недавно возделанные поля, не облагавшиеся в рамках «постоянного обложения» Фам Конг Чы, теперь включались в раздел по едокам, т. е. по числу всех членов семьи, а не по числу налогоплательщиков (хотя в принципе «постоянное обложение» еще не отменялось). В-четвертых, запрещалась купля-продажа общинных и наносных, т. е. не вновь созданных чьим-то трудом, земель[77]. Таков был комплекс мер, откровенно направленных против неслужилых, а отчасти и служилых мелких и средних феодалов-помещиков, которые в отличие от крупных феодалов прошлого захватывали земли внутри общин. Подобное грубое вмешательство в естественно сложившиеся аграрные отношения повлекло за собой, судя по всему, сопротивление помещиков, неопределенность правовых отношений в деревне вообще, аграрные неурядицы и повышенную чувствительность крестьянства к стихийным бедствиям. Голодовки происходили с 1712 по 1714 г., а затем, в 1715 г., началась чума. Примечательно, что после изменения аграрной политики в 1716 г. голодовки прекращаются. Возможно, субъективно направленные на улучшение положения средних и беднейших крестьян, мероприятия настолько грубо разрушали сложившиеся структуры, что не смогли быть реализованы и вызвали сумятицу на местах. Нельзя не учитывать и естественное сопротивление сильных уже в деревне помещиков; о том, что сокрушить их не удалось (да и не заинтересовано было в этом политически феодальное правительство), свидетельствуют весь ход дальнейших событий и признание через десять с небольшим лет помещичьего землевладения.
Проблема возвращения беглых в деревню «на исходных основаниях» была одной из главных в борьбе за восстановление и увеличение числа тяглых. В том же, 1711 г. в рамках борьбы за увеличение числа свободных налогоплательщиков и повышение их налогового потенциала (основная цель) было запрещено «людям влиятельным и сильным» создавать на диен лок общины зависимых крестьян из беглых[78]. Тем самым не допускалась «законная» утрата беглыми их статуса налогоплательщика — свободного крестьянина. Примечательно, что беглые, осевшие на ничьих, заброшенных землях и тем самым не бывшие ни от кого в зависимости, не возвращались государством обратно, а получали на месте статус тяглых; это показывает, что Чини, как и Нгуены, поощряли свободную крестьянскую колонизацию, но земель у них было мало. Последнее решение знаменовало собой еще один шаг в сторону от принципов «постоянного обложения». Закон о запрещении создавать зависимые общины был направлен против крупных землевладельцев и, естественно, был полумерой (он не имел обратной силы).
Закон 1711 г. был попыткой уменьшить земельное богатство эксплуататоров за счет исторически перспективного слоя помещиков (хотя уже имелся противоположный опыт ущемления именно архаических групп куанов во времена реставрации, «заслуженных подданных» — феодальных рантье в конце XVII в.). Подобная направленность и обусловила крах реформы 1711 г.
Мерам по укреплению традиционных аграрных отношений и основанного на них государственного гражданского аппарата соответствовали меры по укреплению идеологического единства класса феодалов. Одной из таких мер была новая вспышка борьбы с христианством в 1712 г.— принудительное татуирование и штрафы.
В эти годы, как уже говорилось, преобразовательная деятельность шла на фоне «большого голода» и недовольства. В 1713 г. началось крестьянское восстание в Анкуанге (пров. Куангнинь). Восстание было подавлено в 1714 г. специально направленными войсками[79]. Неэффективность реформы 1711 г. заставляла все более отходить от первоначальной программы в сторону признания существующих реальностей. Проведенные в этой связи экстренные меры также были шире и глубже, чем у предшественников Чинь Кыонга. Он отказался от половины сборов на внутренних торговых путях, чтобы облегчить перевозки риса частными торговцами, временно прекратил строительство, сокращал расходы на религиозные празднества. Была объявлена очередная амнистия. Видимо, эти меры наряду с общим укреплением государственной власти позволили избежать крестьянских восстаний в 1711— 1712 гг. Но неурожай 1713 г. привел к продолжению голода, «цена на рис поднялась высоко»[80], многие уже умирали от голода. На второй год голода Чинь Кыонг начал раздачу риса. Тогда же, не дожидаясь истощения государственных запасов, были мобилизованы рисовые запасы чиновников и богачей — за рис давали титулы и должности. Деньги же в основном давало государство, в первую очередь их получали столица и поставщик армейских кадров — чан Тханьхоа. В центральных четырех чанах ограничились выборочным прощением налогов (чего не было в 1712 г.). Новым трудностям, таким образом, были противопоставлены новые, более эффективные меры.
Но грандиозное осеннее наводнение смыло много деревень и их ирригационные сооружения. В этой острой ситуации Чинь Кыонг пошел на обложение (единовременно) зависимых крестьян (!), принадлежавших титулованной знати, чиновникам двора и дворцовым ведомствам[81]. Тем самым начался переход к обложению (сильно облегченному) феодальных титулованных и служилых землевладельцев, поскольку облагавшиеся крестьяне принадлежали последним. Сделано это было лишь в отношении тех землевладельцев, для которых в 1713 г. уже существовали оформлявшие их владение юридические нормы; лишь десять лет спустя правительство Чинь Кыонга обложило мелких и средних помещиков, до того юридически не признававшихся. Меры 1713 г. дали немалые дополнительные деньги — 206 тыс. куанов с совершеннолетних мужчин-зависимых. Основную группу таких зависимых (107 тыс.) составляли те, кто платил ренту-налог служащим или отставным чиновникам, или титулованной знати; вторая по численности группа (64 тыс.) — дворцовые крепостные крестьяне; третья (35 тыс.) — прислуга титулованной знати и гражданских и. военных чиновников. Хотя принятые меры позволили смягчить последствия неурожая 1714 г., летняя засуха этого года все же дала себя знать: «в Шонтэе банды разбойников», а это чисто вьетнамский центральный чан, вблизи столицы. В 1715 г. в чанах Шонтзк и Киньбак «воры и грабители, враги поднялись во многих местах», но широкого распространения восстания не получили. Чума в Нгеане в 1715 г., завершая «цикл бедствий», также не имела социально-политических последствий. На пять лет Дангнгоай вступил в полосу экономической стабильности. Именно в эти годы начался второй этап аграрных мероприятий Чинь Кыонга, ознаменовавшийся отказом от старой политики и учетом реального положения в деревне.
Трудные годы не были временем внутри- и внешнеполитической активности. Наиболее важными событиями можно считать подавление последнего выступления сторонников Маков в Каобанге и борьбу с морскими пиратами в 1714 г.
Даже в голодные годы продолжались мероприятия по превращению гражданского аппарата в дисциплинированный и централизованный механизм, во многом отличный от старой, феодальной бюрократии. Был введен испытательный срок для правителей провинций, а вскоре — проверка одного определенного вида деятельности сразу по всем ведомствам, что усиливало централизацию. Проблема централизации упиралась в провинциальное управление (после упорядочения центральных ведомств), и этому вопросу при Кыонге уделялось много внимания. В функции высших правителей десяти чанов (четыре центральных чана — Шоннам, Шонтэй, Хайзыонг, Киньбак; Тханьхоа, Нгеан и четыре пограничных чана) входило получение налогов и стимулирование сельского хозяйства, организация общественных работ по строительству и защите дамб, перевозкам. Они же были судьями, организаторами борьбы с разбойниками. На них возлагалось и наблюдение за внутриполитическим положением; они обязывались сдерживать «сильных и могущественных»[82], особенно в отношении солдат (чтобы тех не доводили до бегства). Занимались они и военными делами. Второй фигурой в провинции был «местный военный правитель из управления командующего», т. е. тюа; его функции — военно-экономические: борьба с разбойниками, расследование дел злоумышленников (гражданский губернатор в основном разбирал гражданские иски), ремонт дорог и дамб, укрепление пограничных застав и набор солдат. Как видим, функции его частично переплетаются с функциями гражданского правителя, но в основном он самостоятелен.
В 1716 г. Чинь Кыонг и Нгуен Куи Дык, возможно не без советов уже вошедшего в высший круг Нгуен Конг Ханга, начали отход от архаических мер предшествующего полувека: была торжественно провозглашена отмена «постоянного обложения» Фам Конг Чы, как разорительного для налогоплательщиков. Действительно, в условиях роста поместного землевладения внутри общин «постоянное обложение» не учитывало роста полей богатых жителей (а средства для распашки новых полей, естественно, имелись только у них) и роста числа едоков и соответственно уменьшения площади поля на душу населения у малоземельных и било прежде всего по беднякам. Так начался второй этап аграрной политики Чинь Кыонга, сделавшего первый шаг к признанию нового состава деревенского населения, нового распределения земли в деревне. Хотя все были обложены пропорционально количеству земли, объем оставшегося у богача риса был больше, так как у него было больше земли при обычном, разумеется, размере семьи. Естественно, что у богача была также масса возможностей уклониться от уплаты налогов.
В 1719 г. правительство сделало еще один шаг к изменению системы эксплуатации в деревне применительно к ее сложившейся в XVIII в. структуре: проверкой были установлены реальные размеры земельных владений жителей деревень, выявлены богачи и бедняки (т. е. документально подтвержден крах реформы 1711 г. и «постоянного обложения»). Налоги были установлены в соответствии с реальным богатством, при этом социальная природа «богатых» не указана[83]. Но хотя «богатым» достались теперь более тяжелые налоги, чем в 1716 г., зато они были юридически признаны в отличие от 1711 г.; это был важный шаг к завершающей реформе 1723 г. Естественно, что повышенное обложение, если бы оно относилось только к богатым крестьянам, устроило бы феодалов, но тут обложению подверглась растущая массовая часть класса — мелкие феодалы деревни. Неясно, насколько последовательно проводился в жизнь указ 1719 г.; отменен он был уже через четыре года именно в части, ущемлявшей интересы мелких феодалов,— их обложение стало более легким. Но для этого им нужно было иметь статус для своих земель, добиться рассмотрения их как земель, к общине и государственной службе не имеющих отношения; начавшийся в XV в. процесс формирования мелкого феодала, владельца диен лок внутри общины завершался его выходом из ее обветшалых рамок. Переход к учету государством количества земли на душу населения означал его отказ от использования общинного механизма как основного орудия фиска, отныне государство становилось в прямые отношения с налогоплательщиками. Впервые указывалось: «В настоящее время в стране не учитываются поля общинные или личные (!), проведем общую проверку и обмер»[84]. Это — прямое указание на наличие юридически различных земель в деревне, оно позволяет рассматривать обложение помещиков, чьи земли («личные») уже прямо названы в тексте указа, как меру временную, а весь указ — как непосредственную подготовку к различному обложению общинных и «личных» земель.
В 1718 г. была осуществлена важнейшая реформа, без которой невозможно было завершение создания зависящей только от Чиней гражданской администрации, существующей параллельно с декоративной администрацией Ле. Было образовано в рамках администрации тюа (дворца, как тогда говорили) шесть хюенов (вместо прежних трех), взявших на себя соответственно функции шести бо, чья деятельность тем самым превратилась в фикцию. Одновременно было организовано шесть специальных налоговых ведомств, собиравших поземельный и подушный налоги с определенных территорий и доставлявших средства для функционирования аппарата. Им, а не министерству финансов (как прежде) принадлежала «главная власть в отношении имущества, налогов, солдат, зан диней (совершеннолетних общинников. — Авт.) в провинциях»[85]. Весь этот государственный механизм, будучи новым, лучше отражал ситуацию XVIII в., чем бо династии Ле, и уже потому был более эффективным. Но одновременно резко возросли число чиновников и потребность в налогах, хотя при рачительном Чинь Кыонге последствия этого еще не были болезненными. Укрепление гражданского аппарата сопровождалось чисткой и борьбой за повышение эффективности среди периферийных военных правителей из «управления командующего»; основным направлением было повышение быстроты передачи информации и выполнения приказов. Эту же цель преследовало и упорядочение процедуры подачи докладов о преступлениях; дела о «бандах разбойников» и о «мятежниках» рассматривались немедленно; феодальное государство стояло на страже интересов своего класса.
Экономическая политика Чинь Кыонга также имела ряд новых черт в 1715—1729 гг. В его правление феодальное государство в поисках источников эксплуатации все чаще обращается к неземледельческим видам деятельности. В Дангнгоае такой высокодоходной отраслью была горнодобывающая промышленность, в отношении которой тюа все время колебались между желанием получить от нее побольше доходов и опасением волнений среди многочисленных шахтеров, в значительной части выходцев из Южного Китая. Государство передавало шахты то вьетнамским «экономическим» чиновникам, использовавшим как шахтеров по преимуществу нунгов, то китайским промышленникам, использовавшим китайских рабочих. В 1717 г. Чинь Кыонг ограничил число шахтеров на одну шахту: оно колебалось от 300 до 100 человек (на практике доходя до 1 тыс.). Шахты располагались в северных пограничных чанах, на них добывались свинец (одна шахта), медь (три), серебро (две), золото (две). Тут же находились плавильные заводы и разные подсобные производства; помимо этого имелось много мелких шахт. Они были важным источником сырья для средневековой вьетнамской промышленности, часть продукции шла на экспорт. Подъем горнодобывающей промышленности, видимо, относится к началу XVIII в., но и задолго до этого отсюда экспортировали медь.
Дипломатическая деятельность во второй половине правления Чинь Кыонга оставалась пассивной. Вьетнамские дипломаты при Кыонге вели себя с подчеркнутым достоинством, споры об этикете нередко выигрывались вьетнамцами[86], хотя без крупных ссор с империей Цин.
1720—1725 годы стали временем «собственных» реформ Чинь Кыонга, во многом задуманных и реализованных вместе с Нгуен Конг Хангом. Наиболее активная деятельность пришлась на 1720—1723 гг. и продолжалась до 1725 г. Последующий период осложнился голодом, когда предпринимавшиеся энергичные усилия были направлены на ликвидацию его последствий, а не на новые реформы.
Перемены, начавшиеся в 1720 г., носили программный характер, что было подчеркнуто введением новой эры с многозначительным девизом — «охранения гармонии»; очевидно, этот год был ключевым для Кыонга, причем при введении новой эры он исходил из политики Чиней, а не из каких-то событий, связанных с Ле, от имени которых вводилась эра[87].
Внутренняя стабильность и успешная борьба с экономическими трудностями снискали Чинь Кыонгу популярность, особенно после урожая 1722 г. Его ближайшим сподвижником в эти годы становится наряду с Нгуен Конг Хангом полководец и вельможа Чинь Куан.
Одной из проблем этих лет был рост числа судебных дел, связанных с широким перераспределением имущества в ходе предшествовавших мероприятий. Были приняты меры по ускорению процедуры, тюа лично разбирал срочные жалобы. Возможно, с реформой 1723 г. связано поручение куану каждого хюена отобрать пять верных и преданных людей, которые могли бы руководить молодежью, направляемой для поимки «врагов»; феодализирующаяся деревенская верхушка становилась самостоятельной военной силой.
Положение в верхах начало осложняться после большой аграрной реформы 1723 г., о которой будет сказано ниже. В 1724 г. были сняты с постов министр юстиции и заместитель министра внутренних дел. В следующем году Нгуен Конг Ханг был назначен советником — заместителем наследника Зянга; это решение, имевшее целью, видимо, ограничить самостоятельность наследника, повлекло за собой конфликт премьер-министра и наследника, которого Нгуен Конг Ханг считал неспособным править. В том же году по инициативе последнего было «позволено населению на местах подавать доклады, в которых написаны слова похвалы или критики»[88]. Увеличив объем информации с мест, это начинание не могло не создать неуверенность у части провинциальных чиновников и было явно направлено против какой-то группы врагов Нгуен Конг Ханга.
С 1726 г. все большее место во внутренней политике занимает борьба с голодом и его последствиями. В 1726 г. в Нгеане вводятся специальные «инспектора обороны», чтобы противостоять «бандам грабителей» (вспомним указ 1723 г. о создании феодальной милиции); возможно, что это связано с вытеснением жителей Нгеана и Тханьхоа с привилегированных позиций в армии и соответствующим недовольством.
Осенью 1726 г. в Тханглонге разразился правительственный кризис. Один из «вторых премьеров», Нгуен Конг Ко, уже некоторое время открыто выступавший против Нгуен Конг Ханга, обвинил другого «второго премьера», Ле Ань Туана, союзника Нгуен Конг Ханга, и четвертое лицо в государстве, «князя служения» Данг Динь Зяна, в злоупотреблениях. Тюа поддержал его, но позиции Нгуен Конг Ханга, на которого Нгуен Конг Ко не посмел посягнуть, оставались сильными. Возможно, этот конфликт как-то связан с другой политической проблемой тех лет — заменой вуа Ле. Наследник трона — вуа, числившийся таковым уже 10 лет, был по инициативе Чинь Кыонга заменен другим — Зуи Фыонгом, внуком Кыонга. Насильственная замена Чинь Кыонгом наследников не вызвала протестов, «подданные полностью одобрили его»[89]: популярности у Кыонга было достаточно. В начале 1729 г. свежеиспеченный наследник был сделан императором Ле Зуи Фыонгом; его предшественника, Ле Зу Тона, Чинь Кыонг сместил. Смещение было явно либеральным шагом по сравнению с системой «молодых императоров», практиковавшейся Чинь Таком и Чинь Каком.
В последние годы жизни не старый еще Чинь Кыонг много внимания уделял буддизму, ездил по стране, посещая буддийские святыни, пропагандируя буддизм и одновременно изучая обстановку. Во время одной из таких поездок он неожиданно умер, 43 лет. Вместе с ним ушла от власти группа феодальных лидеров, стремившихся путем реформ разрешить сложные проблемы кризисного XVIII века.
20-е годы XVIII в. были временем принципиальных решений в важных областях экономики и общественной жизни. С запозданием, непоследовательно, но феодальный класс осознал необходимость перехода к новым формам эксплуатации, основанным на эксплуатации отдельного крестьянина отдельным феодалом, и необходимость соответствующих изменений во многих областях жизни.
Основные преобразования «пятилетия реформ» (1721—1725). Наиболее важными были аграрные преобразования; они составляют наряду с военной реформой и прошедшей ранее, в 1716 г., административной основу внутриполитической программы той реалистически мыслящей части феодальных лидеров, которую представляли Чинь Кыонг, Нгуен Конг Ханг и Чинь Куан. Было сделано все, по-видимому, что могло сделать феодальное правительство, не находящееся под угрозой свержения крестьянами. Но этого оказалось недостаточно, чтобы избегнуть социального взрыва, без которого феодалы не могли пойти на признание тех действительно крупных изменений в экономике и общественном устройстве, которые имели место. Лишь победоносное крестьянское восстание Тэйшонов полвека спустя смело те архаические традиции и устои, от которых не мог отказаться даже наиболее трезво мыслящий из чиньских правителей — Чинь Кыонг. Кризис в результате затянулся, и нужные кардинальные решения оказалось возможным принять лишь в рамках движения Тэйшонов, ставившего своей первоначальной целью ликвидацию экономического неравенства вообще, в ходе войн с Тэйшонами и сразу после них. В феодальном обществе победившие крестьяне стихийно восстанавливали феодальные отношения, но при этом, как показали последствия восстания Тэйшонов, сложившаяся после подавления восстания феодальная структура уже была лишена многих архаических черт, которые после их ликвидации на раннем этапе восстания не возрождались именно потому, что были архаическими и существовали только по инерции. Таким реликтовым элементом, хотя и обладавшим огромным инерционным потенциалом, была для Вьетнама XVIII в. феодальная бюрократия старого типа, чье участие наряду с усиливавшимися помещиками в феодальной эксплуатации сделало последнюю двойной и невыносимой для крестьянства. Никакие паллиативы, самые остроумные, не могли снять этого противоречия, господствующий же класс не мог решиться на коренные преобразования.
Разными мерами (от отмены 20% налогов в 1720 г. до крайних мер типа раздач риса) Чииь Кыонгу удавалось поддерживать сельское хозяйство на определенном уровне, и он все более уверенно шел к обложению легкими налогами помещиков в общинах. В 1720 г.