Договоробобразованиисоюзасоветских Социалистических республик

Российская Социалистическая Федеративная Советская Респуб- лика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республи- ка (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР: Советская Социалистическая Республика Азер- байджан, Советская Социалистическая Республика Грузия и Советская Социалистическая Республика Армения) объединяются в одно союз- ное государство — Союз Советских Социалистических Республик.

Конституция определяла верховным органом власти нового го- сударства Съезд Советов. Очередные съезды Советов должны были созываться ежегодно. Допускался также созыв чрезвычайных съез- дов Советов. В периоды между съездами Советов верховным орга- ном власти СССР являлся Центральный исполнительный комитет Союза, состоявший из двух палат: Союзного Совета и Совета Нацио-


нальностей. Обе палаты являлись равноправными. Президиум ЦИК СССР стал постоянно работающим учреждением, заседаниями ко- торого поочередно руководили четыре председателя: М.И. Калинин (1785-1946), Н.Н. Нариманов (1870-1925), Г.И. Петровский (1878—

1958) и А.Г. Червяков (1892—1937), представлявшие объединившиеся союзные республики. ЦИК СССР образовал первое союзное прави- тельство — Совет народных комиссаров во главе с В.И. Лениным.

Органами хозяйственного государственного управления в Сою- зе являлись общесоюзные и объединенные отраслевые наркоматы. Общесоюзными назывались те наркоматы, которые создавались только в Союзе. Сюда входили наркоматы иностранных дел, внешней торговли, военных и морских дел, путей сообщения, почт и теле- графа. Объединенными назывались наркоматы, которые имелись в Союзе и в каждой союзной республике. Наркоматы Союза руково- дили соответствующими наркоматами республик. Третью группу со- ставили наркоматы, которые имелись только в союзных республиках.

Конституция подчеркивала добровольность объединения рес- публик и сохраняла за ними право свободного выхода из Союза. Гарантировалось право союзных республик на постоянство терри- торий, хотя и допускались территориальные изменения, но только с согласия каждой заинтересованной республики. Суверенным пра- вом союзных республик было также право на собственное граждан- ство. Гражданин каждой республики считался одновременно и гра- жданином Союза.

В 1925 г. были внесены изменения в Конституцию РСФСР с це- лью приведения ее в соответствие с Конституцией СССР.

Органы хозяйственного управления Переход к новой экономи- ческой политике с 1921 г. не изменил государственных структур, од- нако поставил задачи приспособления к ней аппарата управления экономикой. Была сужена сфера централизованного распределения ресурсов, произошли некоторые организационные изменения, со- кратился государственный аппарат. Но в целом сохранялись прин- ципы управления, оформившиеся в первые послеоктябрьские годы. Поэтому с середины 20-х гг. в силу целого ряда причин, и особенно после провозглашения курса на индустриализацию в 1925 г., нарас- тающими темпами начали развиваться центростремительные тен- денции, что выражалось в усилении администрирования в органи- зации производства и труда, расширении сферы централизованно- распределительных отношений и т.д.

В итоге в течение 1929—1932 гг. сложилась система управления, основными элементами которой стали:

• пятилетние и годовые планы, разверстанные по предприяти- ям, охватывавшие все стороны их деятельности и обязатель- ные для выполнения;


• увеличение числа промышленных наркоматов и главков, еди- ноначалие, прямое вмешательство вышестоящих органов в ра- боту предприятий;

• ограниченный, формальный хозрасчет;

• включение в механизм хозяйствования репрессивной системы — НКВД;

• фактическое слияние в единый механизм государственных,

хозяйственных, управленческих, партийных органов, а также общественных организаций.

Была изменена структура ВСНХ, в составе которого были соз- даны управления по отраслям промышленности, а также плано- вое управление. Роль планирующих органов значительно повысилась в процессе разработки первого пятилетнего плана. СНК СССР при- нял специальное постановление о работе Госплана.

Усилилось влияние органов ЦКК-РКИ на работу государствен- ного аппарата. В ее работе активное участие принимали профсою- зы, комсомол и другие общественные организации. VII Всесоюзный съезд профсоюзов (декабрь 1926) рассмотрел целый комплекс во- просов о состоянии и перспективах развития производства в ходе индустриализации. VI съезд ВЛКСМ (1926) призвал молодежь к активному участию в решении задач социалистической индуст- риализации.

Все это, наряду с другими факторами, создавало предпосылки для формирования системы всеобщего огосударствления общест- венной жизни, получившей впоследствии название «командно-адми- нистративной».

Государственное строительство В это время интенсивно разви- валась национальная государственность народов СССР. В 20—30-е годы шел непрерывный рост национальных государственных образова- ний, перерастание менее развитых уже существующих форм нацио- нальной государственности в более развитые формы. В декабре 1922 г., когда образовался Союз ССР, в нем было 15 национальных госу- дарств (4 союзные и 11 автономных республик). В сентябре 1924 г. в него вошли Хорезмская и Бухарская республики. К декабрю 1936 г. союзных республик стало 11, а автономных — 22. Это объясняется

«национально-государственным размежеванием в Средней Азии» (определение границ новых национальных образований), прохо- дившим в 1925—1929 гг. III съезд Советов СССР (май 1925) принял в состав союзного государства Узбекскую ССР и Туркменскую ССР на основании деклараций первых съездов Советов этих вновь обра- зованных республик.

Конституция 1936 г. Происшедшие изменения в государственном устройстве были отражены в новой Конституции (Основном Зако- не) Союза Советских Социалистических Республик.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: