Особенности государственного управления в СССР во второй половине 80-х гг

Курс на «ускорение» — предвестник глобальных изменений в государственной системе К 80-м гг. система государствен- ного устройства, закрепленная в ст. 6 Конституции СССР 1977 г., вступила в фазу кризиса, утратив резервы саморазвития. Неправо- вая, по существу, формула — «КПСС — "ядро политической системы"» легализовывала сложившуюся после 1917 г. систему государствен- ного управления посредством партийно-государственной номенкла- турной вертикали. Это означало, что основополагающее положение гл. 1 Конституции СССР: власть в стране осуществляется через Со- веты народных депутатов, была лишь декларацией. Обособленность системы государственного управления от гражданского общества усиливала двуединую тенденцию: закономерное снижение уровня профессиональных качеств управленческих кадров при росте их кор- поративных бюрократических интересов.

Это стало одной из причин невыполнения больших социальных программ (продовольственной, жилищной, здравоохранения, про- изводства товаров народного потребления, экологической), сниже- ния темпов экономического развития, а также почвой для «теневой экономики», которая не могла развиваться без покровительства кор- румпированных чиновников.

Одновременно следует учитывать идеологическую составляющую деструктивных для государства процессов: «диссидентское движение» активных антисоветских деятелей с требованиями демократических реформ и ликвидации властной монополии КПСС, которое стиму- лировало нарастание националистических настроений в республи- ках, а также системная западная пропаганда в условиях «холодной войны» с тезисом — «СССР — империя зла».

В таких условиях попытки частичных преобразований государ- ственной системы были обречены на провал. Показательны в этом плане мероприятия 1982—1983 гг., направленные на вывод страны из углубляющегося кризисного состояния путем укрепления ответ- ственности и дисциплины, прежде всего аппарата государственного

1 Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий // Независимая газета, 30 декабря 1999 г.


управления без какого бы то ни было изменения самой политиче- ской и социально-экономической системы. В результате весьма крат- кий (15 месяцев) период правления Ю.В. Андропова (1914—1984) ознаменовался в истории новейших преобразований в основном громкими судебными процессами над рядом высокопоставленных коррумпированных чиновников и представителями криминального мира, широкомасштабными кампаниями по укреплению трудовой дисциплины (например, проверка документов на улицах в рабочее время с целью выяснения, не является ли гражданин прогульщи- ком), а также чередой популистских мероприятий (например, по- пытки снижения цен на отдельные товары массового спроса и т.п.). В целом же методы, использовавшиеся для реанимации системы, вызвали обратный результат.

В 1985 г. произошла смена руководства СССР: Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев, Председателем Верховного Совета СССР — А.А. Громыко, Председателем Совета Министров — Н.И. Рыжков.

МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ ГОРБАЧЕВ В марте 1985 - августе 1991 гг. Ге-

неральный секретарь ЦК КПСС. В 1990—1991 гг. Президент СССР. Инициатор «ускорения» и «перестройки». Во время августовского кри- зиса 1991 г. после решения Президента РСФСР Б.Н. Ельцина о приос- тановке деятельности КПСС на территории республики заявил об уходе с поста Генерального секретаря ЦК КПСС. 25 декабря 1991 г. «в силу сложившейся ситуации с образованием СНГ» заявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР. С декабря 1991 г. — Президент Международного фонда социально-экономических и поли- тологических исследований. Нобелевский лауреат в 1990 г.1

На апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС был дан общий ана- лиз состояния советского общества и выдвинута стратегия ускоре- ния хозяйственного развития страны.

Под «ускорением» понимались новые темпы роста (преодоление тенденции к снижению и переход к наращиванию темпов социаль- но-экономического развития), новое качество роста (за счет повы- шения производительности труда, интенсивного развития), «крутой поворот» государства к нуждам людей, «лицом к человеку»2.

По сути своей начатые преобразования не затрагивали основ ни политического, ни хозяйственного механизмов, а, скорее, предпола- гали придание им более привлекательного для общества либераль- ного характера. При этом провозглашенный новый курс КПСС не был подкреплен с самого начала какой-либо программой преобра- зований.

1 Пчелов Е.В., Чумаков В. Т. Правители России. От Юрия Долгорукого до наших дней. М.: Гранта, 2000. С. 157-162.

2 Терещенко Ю.Я. История России XX—XXI вв. Ростов-на-Доиу: Феникс, 2004. С. 356.

27 4


Однако накопленные противоречия в обществе, изменение об- щественного мнения и, в особенности, у партийной номенклатуры и государственной бюрократии в отношении Советской власти, все- го за год с исторической неизбежностью перевели «ускорение» раз- вития экономики на уровень ускорения изменений во всей системе общественных отношений.

«Перестройка» — путь «догоняющего развития» админист- ративно-командной системы К 1987 г. стало очевидным, что

«ускорение» в качестве стратегии не реализуется. После январского (1987 г.) пленума ЦК КПСС М.С. Горбачевым была сформулирована новая, более широкая по охвату общества задача, получившая назва- ние «перестройка», а термин «ускорение» быстро исчез из офици- альной лексики.

Первоначально термин «перестройка» трактовался как комплекс экономических и политических мероприятий, направленных на слом экономического механизма торможения и создание механизма ус- корения; социалистическое самоуправление масс, социалистиче- скую предприимчивость и полный хозрасчет; решительный поворот к науке; приоритет социальной сферы; социальную справедливость и избавление общества от искажений социалистической морали. Образно задача перестройки определялась несколько непонятно для граждан: строительство «социализма с человеческим лицом».

Не определив конечных целей и не сформировав программы пре- образований, а также для популяризации идеи «перестройки», руково- дство страны открывает общенациональную, тогда всесоюзную, дис- куссию по важнейшим проблемам внутренней и внешней политики. В ходе дискуссии формируется режим гласности, основной чертой которого стало ограничение партийно-государственной цензуры, что привело к неконтролируемому нарастанию волны предвзятой крити- ки истории советского периода. На этой основе развернулась масси- рованная атака на административно-командную систему, а острие критики все более концентрировалось в конечном счете на непосле- довательности и ошибках КПСС в текущей деятельности.

Это вызвало серьезную обеспокоенность в среде партийно- советской номенклатуры и нашло отражение в решениях XIX пар- тийной конференции (28 июня — 1 июля 1988 г). В частности было заявлено, что «гласность не должна наносить ущерба интересам го- сударства, общества и правам человека».

Одновременно продолжалась работа над программой перестройки, и в 1990 г. она была определена как способ перехода к «демократиче- скому социализму».

Однако было уже поздно: к этому времени процесс трансформа- ции системы приобрел неуправляемый со стороны КПСС характер.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: