На IV Съезде народных депутатов СССР 19 декабря 1990 г

Нужно откровенно признать: союзное руководство не имеет чет- кого политического курса на обновление страны. Внешне его дейст- вия носят характер импровизации, нереагирования на возникающие обстоятельства, бесконечного лавирования. Но за ними жесткая по- литическая логика, направленная на срыв суверенитетов республик, на саботаж радикальных реформ. В результате мы имеем сегодня со- юзный центр «народного недоверия».

(Российскаягазета.21декабря1990г.)

Неэффективность работы госаппарата стала не только поводом для резкой критики, но и дополнительным стимулом к развертыва- нию «парада суверенитетов».

Начало правового обеспечения легализации частной собст- венности Правовые предпосылки развала Советского Союза за- кладывались в 1990 г. Первые изменения в экономическую систему общества были внесены законом от 14 марта 1990 г., которым собст- венность граждан была поставлена на первое место. При этом в ее состав была включена собственность производственного назначения. Закон закрепил новые формы коллективной собственности — аренд- ную, акционерную, что в совокупности позволило легализовать «те- невую экономику».


Одновременно формировалась правовая база разрушения обще- союзной системы отношений собственности. В феврале 1990 г. Вер- ховный Совет СССР принял «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле». Если по Конституции 1977 г. земля и ее недра были определены как «исключительная собственность государства на природные ресурсы», собственность всего народа, то теперь земля была признана как «неотъемлемое достояние народов, проживающих на данной территории».

Государственная собственность дифференцировалась на общесо- юзную собственность, собственность союзных, автономных респуб- лик, автономных областей, округов и административно-территори- альных единиц.

Важные изменения внес закон 1990 г. «Об общих началах мест- ного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Было введено понятие «коммунальная собственность» и определено, что эконо- мическую основу местных Советов составляют природные ресурсы (земля, вода, лес и пр.) и собственность, служащая источником по- лучения доходов, предприятия и другие объекты, находящиеся на территории Совета. Советы вступали с ними в хозяйственные отно- шения на налоговой и договорной основе (причем сами Советы по- лучили право устанавливать ставки налогов с прибылей предприятий коммунальной собственности, вводить местные пошлины, сборы и налоги, арендную плату, формировать валютные фонды).

Это было значительным шагом в разделе общенародной собст- венности и экономической основой децентрализации государствен- ной власти.

Формирование тенденции сепаратизма субъектов СССР Разви- тие процессов перестройки потребовало от руководства Союза пе- рераспределения властных и управленческих функций в пользу ни- зовых органов управления, новых самодеятельных демократических образований. Однако этот процесс имел серьезные побочные резуль- таты: рост сепаратистских тенденций, местничества и т.п. Центр не отделял в целом здоровых тенденций от негативных, так как решал задачу сохранения собственных максимально прочных властных позиций. Подобная политика центра еще более усиливала недоверие к нему со стороны общества, способствовала утверждению в нем мнения о полной нереформируемости существовавших отношений в рамках данной политической системы, вызывала рост политиче- ского радикализма и сепаратистских, зачастую националистиче- ских, настроений.

Первоначальные требования культурно-национальной автономии, восстановления исторической справедливости в отношении репрес- сированных народов и пр. пресекались центром, во многом, в тра- дициях застойного времени (события в Ташкенте, Тбилиси, Виль-


нюсе и Риге), а в отношении серии межнациональных вооруженных конфликтов союзный центр проявил полную неспособность к урегу- лированию. Центр не смог противостоять властным амбициям этно- кратии, которая воспользовалась широким демократическим движе- нием в республиках СССР и встала во главе народных фронтов.

Слабая попытка реформировать союзные отношения сверху бы- ла сделана путем подписания обновленного союзного договора, по которому Союз Советских Социалистических Республик преобра- жался в Союз Советских Суверенных Республик. Для придания леги- тимности реформируемому Союзу центр инициировал референдум по вопросу о сохранении СССР. Несмотря на то, что референдум проходил на фоне обострения внутриполитической обстановки («войны законов» между парламентами СССР и России, шахтер- ских забастовок и т.д.), большинство граждан СССР высказалось за сохранение союза бывших социалистических республик.

Однако, параллельно с этой инициативой центра оппозицион- ное ему руководство РСФСР в 1990 г. заключило двусторонние до- говоры с Украиной, Казахстаном, Белоруссией, Молдавией и Лат- вией. Экономического значения они не имели, их смысл был в том, что впервые республики были декларированы как суверен- ные государства.

Альтернативная центру модель нового союза, которая прогля- дывалась в этих соглашениях, вместе с крайним обострением отно- шений российского и союзного руководства, безусловно, сыграли свою роль при подготовке документов, декларировавших положе- ния союзного договора. Подписание договора намечалось на июль 1991 г., но и здесь возникли весьма серьезные противоречия. Разно- гласия участников встреч касались принципиального вопроса о фе- деративном и конфедеративном принципе устройства нового союза.

29 апреля 1991 г. в Ново-Огареве под Москвой девять республик выразили согласие с положениями договора («Заявление 9+1»);

«против» высказались Армянская ССР, Грузинская ССР, Молдав- ская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР и Эстонская ССР. Со- юзный центр, несмотря на очевидную бесперспективность работы в этом направлении1, продолжал серию консультаций и совещаний с руководством республик.

В 1990 г. состоялись выборы народных депутатов РСФСР, на которых победили радикальные демократы. С этого времени выс- ший орган власти республики — основы СССР — оказывал безого- ворочную поддержку всем актам обособления союзных республик.

1 На заседании Верховного Совета РСФСР 12 декабря 1991 г. Б.Н. Ельцин зая- вил, что «основные позиции и подходы», отраженные в «Беловежском соглаше- нии» о ликвидации СССР, были согласованы еще в декабре 1990 г., и подписа- ние соглашения в декабре 1991 г. стало их «закономерным следствием».


Эта позиция впервые была отражена в законе «Об основах экономиче- ских отношений Союза ССР, союзных и автономных республик» от 26 апреля 1990 г. В нем речь шла о выравнивании прав союзных и ав- тономных республик в социально-экономической, хозяйственной и культурной сферах.

После этого процесс «суверенизации» для СССР стал необрати- мым, а для РСФСР зародилась угроза государственной целостности. В июне 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР (16 мая —

22 июня) принял Декларацию о суверенитете.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: