Кредитная система отдельной страны в настоящее время включает: центральный банк страны, коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые институты. Национальная кредитная система может быть двухуровневой, когда деятельность коммерческих банков и финансовых институтов непосредственно регулируется центральным банком страны, и трехуровневой, как, например, федеральная резервная система США. В нее входят: Совет управляющих Федеральной резервной системой (ФРС), 12 Федеральных резервных банков и банки-члены ФРС. Аналогично Федеральной резервной системе США, Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) также является трехуровневой. ЕСЦБ включает Европейский центральный банк (ЕЦБ) во Франкфурте-на-Майне и национальные центральные банки стран - членов валютного союза, управляющие национальными коммерческими банками и кредитно-финансовыми институтами.
Остановимся подробнее на некоторых принципах организации ФРС США. Созданная в 1913г., Федеральная резервная система США значительно децентрализована. Она включает 12 округов, выделенных по географическому признаку. В каждом округе располагается свой Федеральный резервный банк, осуществляющий эмиссию банкнот и регламентацию деятельности коммерческих банков и финансовых институтов округа. Являясь акционерами Федерального резервного банка данного округа, банки — члены ФРС округа выбирают шестерых из девяти директоров.
Федерального резервного банка. Оставшихся трех директоров назначает Совет управляющих ФРС. Речь идет о председателе и заместителе председателя совета директоров Федерального резервного банка округа.
Расположенный в Вашингтоне Совет управляющих ФРС состоит из семи постоянных членов, назначаемых непосредственно Президентом США с одобрения Сената США. Федеральные резервные банки подотчетны Совету управляющих ФРС, который в свою очередь подотчетен Конгрессу США и независим от исполнительной власти.
Основные задачи ЕСЦБ заключаются в том, чтобы: а) определять и проводить в жизнь валютную политику Сообщества; б) осуществлять международные валютные операции; в) хранить и управлять официальными резервами иностранной валюты государств — членов валютного союза; г) содействовать бесперебойному функционированию системы платежей. Устав ЕСЦБ может корректироваться Европейским Советом с согласия Европейского парламента.
ЕСЦБ управляется принимающими решение органами ЕЦБ, а именно Советом управляющих и Дирекцией. Совет управляющих ЕЦБ состоит из членов Дирекции ЕЦБ и Управляющих национальными центральными банками. В состав Дирекции ЕЦБ входят председатель, заместитель председателя и четыре члена Дирекции. Они назначаются сроком на восемь лет с общего согласия правительств государств-членов по рекомендации Европейского Совета после консультаций с Европейским парламентом и Советом управляющих ЕЦБ.
ЕЦБ является самостоятельным юридическим лицом, пользующимся в каждом из государств — члене валютного союза наиболее широкой право- и дееспособностью в соответствии с национальными законами для юридических лиц. С санкции Совета управляющих ЕЦБ национальные центральные банки и ЕЦБ могут выпускать в пределах Сообщества банкноты, которые будут иметь статус законного платежного средства Сообщества.
ЕЦБ устанавливает общие принципы функционирования открытого рынка ценных бумаг и осуществления кредитных операций. Основным видом операций с государственными бумагами стран - участниц валютного союза становятся сделки РЕПО. Речь идет о покупке ЕЦБ правительственных бумагу коммерческих банков с обязательством их последующей продажи. РЕПО могут быть как «ночные», так и срочные — 30 и более дней. ЕЦБ запрещено прямое кредитование национальных государственных органов и официальных органов Сообщества. Совет управляющих ЕЦБ может устанавливать правила расчета минимальных резервов национальных кредитных институтов и принимать решения об использовании наиболее подходящих методов валютного контроля.
Разработаны специальные правила подписки на капитал ЕЦБ: а) доля каждой страны - участницы валютного союза в капитале ЕЦБ определяется как сумма двух показателей - 50% доли страны в численности населении Сообщества плюс 50% доли страны в ВНП Сообщества в рыночных ценах, зафиксированных за пять лет; б) пропорционально рассчитанной доле устанавливаются взносы каждого национального центрального банка в уставной капитал ЕЦБ; в) по требованию национальных центральных банков они кредитуются ЕЦБ пропорционально своему взносу.
Перечислим основные функции Центрального банка
Главной задачей, стоящей перед центральным банком любой страны, является обеспечение стабильности национальной валюты, укрепление ее позиций на внутреннем и внешнем рынках. Достижение поставленной цели возможно при наделении центрального банка определенными полномочиями, позволяющими ему проводить самостоятельную, независимую денежно-кредитную политику.
Основные функции центрального банка в кредитно-денежной сфере следующие:
Центральный банк страны обладает монопольным правом эмиссии банкнот и хранения государственных золото-валютных резервов и резервов других кредитных институтов.
Центральный банк выступает в качестве «банка банков», то есть кредитует финансовые институты и коммерческие банки из резервных фондов под учетную ставку процента. Величина учетной ставки процента и нормы обязательного резервирования вкладов в кредитных институтах регулируется центральным банком.
Центральный банк является финансовым агентом правительства. Он осуществляет кассовое обслуживание государственного бюджета. Иногда эту функцию выполняют уполномоченные коммерческие банки или специально организуемое казначейство. В задачу центрального банка входит выпуск и погашение государственных ценных бумаг.
Центральный банк формирует и проводит денежно-кредитную политику, соизмеряя рост денежной массы с ростом ВНП ирегулируя размеры инфляции. Осуществляемые центральным банком от имени правительства операции на открытой фондовой и валютной биржах означают реализацию государственной денежно-кредитной политики.
Центральный банк проводит расчетные операции и надзирает за всей банковской системой через выдачу и отзыв лицензий на различные виды банковской деятельности, через выдачу и отзыв разрешений на открытие филиалов.
Центральный банк может выступать в качестве продавца или покупателя на внешнем рынке. Он координирует зарубежную деятельность национальных коммерческих банков и деятельность иностранных банков на территории своей стран.
Рассмотрим такие структурные элементы национальной кредитной системы как коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые институты. Распределение функций между ними зависит от выбора модели построения банковской системы. Различают германскую (континентальную) и американскую (англо-саксонскую) модели. В первой модели в деятельности отдельного банка объединяются как коммерческие, так и инвестиционные функции, хотя могут существовать и специализированные финансовые учреждения. Принцип универсальности банковской деятельности характерен для Франции, Италии, скандинавских стран, в том числе и для России. Вторая модель возникла в Америке, когда под впечатлением банковской паники периода «великой депрессии» коммерческие банки и инвестиционные компании были разведены по функциональному назначению. Эту модель восприняли Великобритания, Швейцария, Япония.
Коммерческий банк обязан совершать для клиента (владельца счета) операции по зачислению и выдаче средств, предусмотренные законом и банковскими правилами для счетов данного вида. Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства для выдачи ссуд, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться своими средствами. Проведение других финансовых операций возможно с разрешения центрального банка, то есть при наличии лицензии.
Среди специализированных кредитно-финансовых институтов близкие к коммерческим банкам функции выполняют ссудо-сберегательные ассоциации и кредитные союзы. Первоначально они возникали на основе взаимной собственности, принадлежавшей самим вкладчикам (в форме партнерств, товариществ). В дальнейшем многие ссудо-сберегательные ассоциации перешли на акционерную форму собственности. Аккумулируя вклады семейных хозяйств и производя по ним расчетные операции наподобие коммерческих банков, ассоциации и кредитные союзы в то же время специализируются на выдаче потребительских ссуд и ссуд на покупку жилья под залог недвижимости. Такая форма кредитных институтов получила широкое распространение, например, в США. В Англии сходную специализацию имеют строительные общества, в Германии и Франции — ипотечные банки.
Многие кредитно-финансовые институты, оказывая определенные специфические финансовые услуги, являются одновременно коллективными инвесторами. Речь идет о негосударственных (частных) пенсионных фондах, страховых компаниях, а также о собственно инвестиционных фондах и инвестиционных банках. Страховые компании и частные пенсионные фонды представляют собой сберегательные учреждения контрактного типа. Обязательства этих компаний и их вкладчиков (клиентов) регулируются условиями договора (контракта), который каждый владелец сбережений заключает с соответствующей компанией.
Разрыв во времени между заключением договора и сроком наступления выплат по нему при страховании жизни или пенсионном страховании способствует аккумуляции значительных средств для инвестирования на длительный срок. Размещая свои активы, страховые компании в большей степени ориентируются на приобретение облигаций частных фирм, а негосударственные пенсионные фонды — на приобретение акций частных фирм в перспективных отраслях экономики. Одновременно они вкладывают свои средства в недвижимость и государственные ценные бумаги.
Страховые компании привлекают средства путем продажи страховых полисов и получения регулярных взносов полисодержателей. Ресурсы негосударственных пенсионных фондов формируются за счет регулярных взносов их участников — юридических лиц (отдельных фирм) и физических лиц (отдельных граждан). Коммерческая деятельность упомянутых кредитно-финансовых институтов позволяет им, кроме того, получать дивиденды по ценным бумагам, доходы от собственности (недвижимости), проценты по вкладам.
Страховые компании могут быть организованы в форме взаимных компаний — на паях, а также в виде акционерных обществ. Негосударственные пенсионные фонды, регистрируемые как некоммерческие организации, преследующие социальные, общественно полезные цели, обычно передают свои активы в доверительное управление за вознаграждение страховым компаниям, банкам и промышленным фирмам, имеющим лицензию центрального банка.
Инвестиционные фонды представляют собой паевые фонды или акционерные компании, проводящие операции с ценными бумагами. Чистые доходы инвестиционных фондов образуются как разность между их доходами от операций с ценными бумагами и дивидендами, которые они выплачивают по собственным акциям. Привлекательность акций инвестиционного фонда зависит от того, насколько рационально формируется его портфель ценных бумаг с точки зрения доходности и снижения риска вложений. Повышение доходности инвестиционных фондов достигается через диверсификацию (разнообразие) портфеля ценных бумаг и квалифицированное управление активами, осуществляемое по доверенности профессионалами фондового рынка — дилерскими конторами и инвестиционными банками.
Прерогативой инвестиционных банков является эмиссионно-учредительская деятельность по выпуску и первичному размещению ценных бумаг промышленных, строительных, торговых и других фирм. Инвестиционные банки могут выступать учредителями возникающих корпораций или гарантами размещения новых эмиссий ценных бумаг уже существующих компаний. По поручению клиента инвестиционные банки могут осуществлять доверительное управление или заниматься перепродажей ценных бумаг.
Широкая специализация в кредитно-финансовой сфере не устраняет тенденции к универсализации банковской деятельности. Даже в тех странах, которые следуют американской модели построения банковской системы, и в самих США функционируют банковские холдинги и банковские консорциумы, объединяющие различные по специализации банки и кредитные учреждения.
Банковские холдинги через систему участия в акционерной собственности контролируют обычно коммерческие и инвестиционные банки, брокерские и ипотечные компании. В систему банковского холдинга могут входить также страховые компании и негосударственные пенсионные фонды. Некоторые банковские холдинги контролируют небольшие промышленные фирмы и предприятия сферы услуг. Диверсификация деятельности способствует снижению финансовых рисков.
Банковские консорциумы или соглашения между частными банками организуются для финансирования крупномасштабных проектов, рассчитанных на длительный период времени. Банковские консорциумы обычно состоят из инвестиционных банков, осуществляющие эмиссию ценных бумаг, коммерческих банков и дилерских компаний, берущих на себя подписку на основную часть выпускаемых обязательств. Состав членов консорциума может меняться. Банковские консорциумы позволяют снижать риск долгосрочного финансирования, они организуются как на национальном, так и на международном уровне.
8.2. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
Цели и инструменты денежной политики можно сгруппировать следующим образом.
Конечные цели:
а) экономический рост;
б) полная занятость;
в) стабильность цен;
г) устойчивый платежный баланс.
Промежуточные целевые ориентиры:
а) денежная масса;
б) ставка процента;
в) обменный курс.
Инструменты:
а) лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента;
б) изменение нормы обязательных резервов;
в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);
г) операции на открытом рынке.
Существует различие между инструментами прямого (а) и косвенного (б, в, г) регулирования. Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.
Конечные цели реализуются кредитно-денежной политикой как одним из направлений, экономической политики в целом, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности Центрального банка и осуществляются в рыночной экономике с помощью в основном косвенных инструментов.
Нередко в процессе формирования банковской системы в странах, переходящих к рыночным отношениям, усиление степени независимости Центрального банка в проведении денежной политики сопровождается стремлением денежной власти к достижению конечной цели, тогда как она реально в состоянии контролировать лишь определенные промежуточные номинальные величины.
Рассмотрим инструменты косвенного регулирования денежной системы.
Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования), а также в зависимости от размеров банков (для мелких банков они обычно ниже, чем для крупных). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального банка, а также для межбанковских расчетов.
Банки могут хранить и избыточные резервы — некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако, это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.
Чем выше устанавливает Центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов (rr) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.
На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна.
Другим инструментом кредитно-денежного регулирования является изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Центрального банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.
Учетная ставка обычно бывает ниже ставки межбанковского рынка. Но получение кредита у Центрального банка может быть сопряжено с определенными административными ограничениями. Часто Центральный банк выступает как последний кредитор для коммерческих банков, испытывающих серьезные затруднения. Однако к "учетному окну" Центрального банка допускаются не все банки: характер финансовых операций заемщика или причины обращения за помощью могут оказаться неприемлемыми, с точки зрения Центрального банка.
Краткосрочные ссуды обычно предоставляются для пополнения резервов коммерческих банков. Среднесрочные и долгосрочные ссуды Центрального банка выдаются для особых нужд (сезонные потребности) или для выхода из тяжелого финансового положения.
В отличие от межбанковского кредита ссуды Центрального банка, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег. Следует заметить, однако, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Центрального банка, составляет обычно лишь незначительную долю привлекаемых ими средств. Изменение учетной ставки Центральным банком стоит рассматривать скорее как индикатор политики Центрального банка. Во многих развитых странах существует четкая связь между учетным процентом Центрального банка и ставками частных банков. Например, повышение учетной ставки Центральным банком сигнализирует о начале ограничительной кредитно-денежной политики. Вслед за этим растут ставки на рынке межбанковского кредита, а затем и ставки коммерческих банков по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору. Все эти изменения происходят по цепочке достаточно быстро.
Операции на открытом рынке — третий способ контроля за денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.
Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в Центральном банке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступают дополнительные "деньги повышенной мощности" и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если Центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.
Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным банком в форме соглашений об обратном выкупе. В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Процентом за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены и в деятельности коммерческих банков и фирм.
С помощью названных инструментов Центральный банк реализует цели кредитно-денежной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика). Варианты денежной политики по-разному интерпретируются на графике денежного рынка. Жесткая политика поддержания денежной массы соответствует вертикальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы. Гибкая монетарная политика может быть представлена горизонтальной кривой предложения денег на уровне целевого значения процентной ставки. Промежуточный вариант соответствует наклонной кривой предложения денег.
Рис. 8.1. Относительно жесткая Рис. 8.2. Относительно гибкая
денежная политика денежная политика
Выбор вариантов кредитно-денежной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то вероятно, предпочтительной окажется политика поддержания ставки процента, связанной непосредственно с инвестиционной активностью (горизонтальная или пологая кривая предложения денег LS). В зависимости от угла наклона кривой LS изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на денежной массе (рис. 8.2), либо на ставке процента (рис. 8.1).
Очевидно, что Центральный банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширить предложение денег, чтобы сбить давление вверх на ставку процента со стороны возросшего спроса на деньги (это отразится сдвигом вправо кривой LD и перемещением точки равновесия вправо вдоль кривой LS).
8.3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕНЕЖНОЙ, БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ И ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ
Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой. Если Центральный банк ставит целью поддержание фиксированного обменного курса, то самостоятельная внутренняя денежная политика оказывается практически невозможной, так как увеличение или сокращение валютных резервов (покупка или продажа иностранной валюты на валютном рынке) в целях поддержания обменного курса автоматически ведет к изменению денежной массы в экономике. Исключение составляет лишь ситуация, когда Центральный банк проводит стерилизацию притока или оттока валютных резервов, нейтрализуя колебания денежной массы вследствие валютных операций изменением объема внутреннего кредита с помощью известных инструментов денежной политики.
Определенные трудности связаны с вопросом согласованности, координации бюджетно-налоговой и денежной политики. Если правительство стимулирует экономику значительным расширением государственных расходов, результат будет во многом связан с характером денежной политики (поведением Центрального банка). Финансирование дополнительных расходов долговым способом, то есть через выпуск облигаций, окажет давление на финансовый рынок, свяжет часть денежной массы и вызовет рост процентной ставки, что может привести к сокращению частных инвестиций ("эффект вытеснения") и подрыву исходных стимулов к расширению экономической активности. Если же Центральный банк одновременно проводит политику поддержания процентной ставки, он вынужден будет расширить предложение денег, провоцируя инфляцию.
Аналогичная проблема встает при решении вопроса о финансировании дефицита госбюджета. Как известно, дефицит может покрываться денежной эмиссией (монетизация дефицита) или путем продажи государственных облигаций частному сектору (долговое финансирование). Последний способ считается неинфляционным, не связанным с дополнительным предложением денег, если облигации покупаются населением, фирмами, частными банками. В этом случае происходит лишь изменение формы сбережений частного сектора — они переводятся в ценные бумаги. Если же к покупке облигаций подключается Центральный банк, то, как уже было показано, увеличивается сумма резервов банковской системы, а соответственно, денежная база, и начинается мультипликативный процесс расширения предложения денег в экономике.
Эффективная стабильная денежная политика (под которой подразумевается обычно низкий устойчивый темп роста денежной массы) в большинстве случаев не может сосуществовать с фискальной политикой, допускающей значительный дефицит госбюджета. Это связано с тем, что в условиях длительного, а тем более растущего дефицита и ограниченных возможностей долгового финансирования правительству бывает сложно удержаться от давления на Центральный банк с целью добиться увеличения денежной массы для финансирования дефицита. Такое предположение не лишено оснований и зачастую подтверждается практикой в переходных экономиках со слабым фондовым рынком, ограниченностью сбережений частного сектора, которые могли бы быть предоставлены государству в обмен на его долговые обязательства, низкой степенью независимости Центрального банка от исполнительной власти.
ЗАДАЧИ И ТЕСТЫ
Задачи и решения
1. Каким образом повышение процентной ставки может повлиять на норму резервирования депозитов и соотношение наличность—депозиты? Если принять во внимание этот эффект, как будет выглядеть в этом случае кривая предложения денег?