Основные подходы к оценке эффективности управления кадровым потенциалом

Эффективность функционирования системы управления кадровым потенциалом в первую очередь определяется ее вкладом в достижение организационных целей компании.

В методике оценки эффективности управления кадровым потенциалом можно выделить 2 подхода к оценке эффективности в области управления кадровым потенциалом:

¨ оценка экономической эффективности — достижение целей организации (экономических результатов) с минимальными затратами на персонал. Эта категория основывается на определении того, насколько работа персонала способствует достижению целей организации и стоящих перед ней задач

¨ оценка социальной эффективности — удовлетворение интересов и потребностей сотрудников (оплата труда, его содержание, возможность личностной самореализации, удовлетворенность общением с товарищами и т.д.).

При оценке экономической эффективности управления кадровым потенциалом используют 2 группы показателей:

1. Показатели, отражающие реальные затраты на персонал:

o общие издержки организации на персонал за период

o процент затрат на обучение от ФОТ

o средняя зарплата в компании по основным категориям работников

o процент расходов на корпоративные мероприятия от ФОТ

o издержки организации на одного сотрудника

2. Показатели, оценивающие отдачу от деятельности сотрудников организации:

o объем реализации на одного сотрудника

o производительность труда (как в денежных, так и в натуральных показателях) — объем продаж или чистой продукции, приходящийся на 1 работника

o соотношение роста производительности труда и роста оплаты труда

При оценке социальной эффективности управления кадровым потенциалом используют 2 группы показателей:

1. Показатели, характеризующие качество персонала:

o структура персонала по категориям (производственный, непроизводственный, административный персонал)

o возрастная структура персонала

o образовательная структура персонала

o половая структура персонала

o структура персонала по стажу

o коэффициент текучести кадров по категориям и по стажу работы в компании

2. Показатели, характеризующие эффективность деятельности кадровой службы как одного из подразделений организации:

o расходы кадровой службы в процентах от общих расходов компании

o соотношение численности персонала кадровой службы к общему числу сотрудников компании

o расходы кадровой службы на одного сотрудника

o уровень качества трудовой жизни — результат опроса работников по оценке удовлетворенности их потребностей, условиями труда, морального климата в коллективе, оплаты труда и др.

o число уволенных из компании по инициативе работников

o оценка программ обучения

o своевременность и полнота решения поставленных целей в корпоративных программах и планах

Экономическая и социальная эффективность управления кадровым потенциалом могут как дополнять и усиливать друг друга, так и противоречить друг другу. Одной из важнейших задача управления кадровым потенциалом является не только их повышение, но и оптимизация их взаимоотношений на базе прежде всего экономической эффективности.

Вопросы на повторение:

1. Связь системы управления персонала с целями организации.

2. Соответствие системы управления персоналом состоянию внешней среды и культуре организации

3. Целостность системы управления персоналом

4. Участие руководства организации в процессе управления персоналом

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Какие расходы на персонал следует учитывать при оценке эффективности управления кадровым потенциалом?

2. Какие методы используются при оценке степени удовлетворенности работников трудом?

ПРАКТИКУМ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: