Эффективность функционирования системы управления кадровым потенциалом в первую очередь определяется ее вкладом в достижение организационных целей компании.
В методике оценки эффективности управления кадровым потенциалом можно выделить 2 подхода к оценке эффективности в области управления кадровым потенциалом:
¨ оценка экономической эффективности — достижение целей организации (экономических результатов) с минимальными затратами на персонал. Эта категория основывается на определении того, насколько работа персонала способствует достижению целей организации и стоящих перед ней задач
¨ оценка социальной эффективности — удовлетворение интересов и потребностей сотрудников (оплата труда, его содержание, возможность личностной самореализации, удовлетворенность общением с товарищами и т.д.).
При оценке экономической эффективности управления кадровым потенциалом используют 2 группы показателей:
1. Показатели, отражающие реальные затраты на персонал:
o общие издержки организации на персонал за период
|
|
o процент затрат на обучение от ФОТ
o средняя зарплата в компании по основным категориям работников
o процент расходов на корпоративные мероприятия от ФОТ
o издержки организации на одного сотрудника
2. Показатели, оценивающие отдачу от деятельности сотрудников организации:
o объем реализации на одного сотрудника
o производительность труда (как в денежных, так и в натуральных показателях) — объем продаж или чистой продукции, приходящийся на 1 работника
o соотношение роста производительности труда и роста оплаты труда
При оценке социальной эффективности управления кадровым потенциалом используют 2 группы показателей:
1. Показатели, характеризующие качество персонала:
o структура персонала по категориям (производственный, непроизводственный, административный персонал)
o возрастная структура персонала
o образовательная структура персонала
o половая структура персонала
o структура персонала по стажу
o коэффициент текучести кадров по категориям и по стажу работы в компании
2. Показатели, характеризующие эффективность деятельности кадровой службы как одного из подразделений организации:
o расходы кадровой службы в процентах от общих расходов компании
o соотношение численности персонала кадровой службы к общему числу сотрудников компании
o расходы кадровой службы на одного сотрудника
o уровень качества трудовой жизни — результат опроса работников по оценке удовлетворенности их потребностей, условиями труда, морального климата в коллективе, оплаты труда и др.
o число уволенных из компании по инициативе работников
|
|
o оценка программ обучения
o своевременность и полнота решения поставленных целей в корпоративных программах и планах
Экономическая и социальная эффективность управления кадровым потенциалом могут как дополнять и усиливать друг друга, так и противоречить друг другу. Одной из важнейших задача управления кадровым потенциалом является не только их повышение, но и оптимизация их взаимоотношений на базе прежде всего экономической эффективности.
Вопросы на повторение:
1. Связь системы управления персонала с целями организации.
2. Соответствие системы управления персоналом состоянию внешней среды и культуре организации
3. Целостность системы управления персоналом
4. Участие руководства организации в процессе управления персоналом
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Какие расходы на персонал следует учитывать при оценке эффективности управления кадровым потенциалом?
2. Какие методы используются при оценке степени удовлетворенности работников трудом?
ПРАКТИКУМ