Термин «стратегия» взят из военного лексикона и впервые встречается в трактате «Военное искусство» Сунь-Цзы (примерно 400 гг. до н. э.). В течение трех последних десятилетий тема стратегий широко разрабатывается в научных исследованиях, сформировалось несколько научных школ с различными взглядами на процесс формирования стратегии. Исходя из различных точек зрения вышеназванных школ, «стратегия» является комплексной категорией.
По определению Чандлера, понятие «стратегия» включает три составляющих:
· определение основных долгосрочных целей и задач организации;
· принятие курса действий;
· размещение ресурсов, необходимых для осуществления целей.
По определению Г. Минцберга, понятие «стратегия» включает пять составляющих:
· План – это сознательная и заранее разработанная последовательность действий организации по различным направлениям на определенный период времени, которая постоянно контролируется (преднамеренная стратегия);
· Поведенческая модель - реализуются далеко не все планы, а только хорошо продуманные, а вместо них под воздействием внешних и внутренних факторов появляется и развивается новая стратегия, как результат последовательного поведения человека (спонтанная стратегия), т.е. стратегия может быть результатом действий человека, а не его намерений:
· Позиция организации относительно внешней сред, т.е. по отношению к конкурентам или по отношению к покупателям (позиционная стратегия);
· Перспектива (курс, нацеленный на изменение культуры организации), разделяемая членами организации в их намерениях или действиях; изменение перспективы очень сложный процесс даже при сохранении позиции (например, переход часовых заводов на производство кварцевых часов);
· Прием или тактический ход, целью которого является перехитрить конкурента (краткосрочная стратегия).
Процесс выработки стратегии организации - это выбор направления развития, рынков, методов конкуренции и ведения бизнеса.
Основные характеристики стратегии:
- создает неразрывную связь между организацией и внешней средой; используется организацией для своевременного и умелого реагирования на изменения внешнего окружения;
- является и содержанием (предпринимаемые действия), и процессом (методы принятия решений о предпринимаемых действиях и их осуществлении);
- определяет направление развития организации в существующих условиях;
- координирует деятельность организации;
- характеризует организацию;
- влияет на благополучие организации;
- ее невозможно продумать до конца (так, например, намечаемая стратегия может не совпадать с реализуемой);
- существует на разных уровнях (корпоративная стратегия, деловая или бизнес-стратегия, функциональная);
- устраняет неопределенность и обеспечивает порядок.






