Тема 9. Нематериальные ресурсы предприятия

Нематериальные ресурсы, Нематериальные активы, Интеллектуальная собственность, Промышленная собственность, Изобретение, Промышленный образец, Полезная модель, Товарный знак и знак обслуживания, Торговая марка, Бренд, Гудвилл, Ноу-хау, Топологии интегральных микросхем, Селекционное достижение, Амортизация нематериальных активов.

Нематериальные ресурсы предприятия – часть ресурсов, приносящих экономическую выгоду на протяжении длительного периода времени и имеющих нематериальную основу получения доходов. К таким ресурсам относятся объекты промышленной и интеллектуальной собственности и другие ресурсы нематериального происхождения.

Для организаций, предприятий, являющихся юридическими лицами, эти объекты могут являться их собственностью, частью принадлежащего им имущества, а, следовательно, отражаться на балансе предприятия. В этом случае данные нематериальные, неосязаемые объекты называются нематериальными активами предприятия. Объекты признаются нематериальными активами, если выполняются следующие условия:

- отсутствие материально-вещественной (физической) структуры,

- предполагается использование этих объектов в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг или для управленческих целей организации в течение длительного времени, то есть срок полезного использования превышает 12 месяцев,

- объекты обладают способностью приносить организации доход (экономические выгоды) в будущем,

- наличие документов, подтверждающих исключительное право организации на результаты интеллектуальной деятельности (приобретения) патента, товарного знака и т.п.

Интеллектуальная собственность (в соответствии с трактовкой ст.138 Гражданского Кодекса РФ) – это исключительное авторское право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания).

Промышленная собственность является понятием смежным с понятием нематериальных активов, используемым для обозначения исключительного права на нематериальные ценности: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования и указания места происхождения или наименования места происхождения товара, а также право по пресечению недоброкачественной конкуренции. Промышленная собственность выступает в качестве активов предприятия, то есть это его собственность, которая принадлежит хозяйствующему субъекту и отражена на его балансе (таким образом, у физического лица нематериальных активов быть не может).

К нематериальным активам относятся объекты интеллектуальной собственности, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, такие как:

- изобретение,

- промышленный образец,

- полезная модель,

- программы для ЭВМ,

- базы данных топологии интегральных микросхем,

- товарный знак и знак обслуживания,

- наименование места происхождения товаров,

- селекционные достижения,

- деловая репутация организации.

Таким образом, к нематериальным активам предприятия относятся не только объекты интеллектуальной собственности, но в то же время, не каждый из этих объектов включается в состав нематериальных активов. Например, исключительное право юридического лица на фирменное наименование как средство индивидуализации – объект интеллектуальной собственности, но оно не относится к нематериальным активам предприятия. То есть официальное название предприятия ООО «Стройиндустрия» – объект интеллектуальной собственности, но не нематериальный актив. Однако если логотип предприятия (рисунок, название) зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) и получено свидетельство на товарный знак, то права на него относятся к нематериальным активам данного предприятия.

Ниже приводится характеристика объектов промышленной собственности и других объектов нематериальных ресурсов предприятия.

1. Изобретение – новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой отрасли народного хозяйства, дающее положительный эффект. Право на изобретение удостоверяется авторским свидетельством или патентом. В настоящее время в Российской Федерации действует порядка 109000 патентов на изобретение. Изобретения занимают центральное место среди объектов промышленной собственности, нематериальных ресурсов предприятия. Это объясняется тем, что:

- количество изобретений значительно превосходит число других видов промышленной собственности,

- при нарушении патентов на изобретение санкции за это наиболее значительные для нарушителя,

- изобретение, являясь воплощением новых технических идей, определяет конкурентоспособность продукции, в которой оно воплощено,

- с помощью патентов на изобретение можно защитить новые способы производства, технологические процессы, которые играют решающую роль в современном производстве, а, следовательно, создать условия для формирования конкурентоспособности предприятия.

2. Промышленный образец – полученное в результате художественно-конструкторской (дизайнерской) деятельности решение внешнего вида какого-либо объекта (изделия).

Видами промышленных образцов являются:

- объемная модель (композиция, в основе которой лежит развитая трехмерная объемно-пространственная структура. Например, объемной моделью является художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид автомобиля, стола, светильника и т. д.),

- плоскостные модели, которые характеризуются двухмерным линейно-цветографическим соотношением элементов и фактически не обладают объемом. Примером плоскостных моделей могут служить конфигурация, орнамент, сочетание цветов, определяющие внешний вид ткани, ковра, платка и т. д.,

- комбинированные модели, которые характеризуются признаками объемных и плоскостных образцов. Это, например, художественно-конструкторские решения, определяющие внешний вид посуды, на которой выполнен рисунок, одежды, имеющей декор и т. д.

Существует две формы охраны промышленного образца – свидетельство и патент.

3. Полезная модель, часто называемая малым изобретением. Это модель, новая по внешнему виду, форме, размещению частей, по строению. В основе создания полезной модели лежит техническое решение, не отвечающее по своему уровню требованиям к изобретению. В частности, полезная модель может вносить изменения и усовершенствования в конструкцию машин, механизмов и т.п. Правовой формой охраны полезных моделей является свидетельство, действующее в течение 5 лет.

4. Товарный знак и знак обслуживания – обозначение (символ, рисунок, термин или их сочетание), служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг.

Товарный знак помещается на товаре, его упаковке, фирменных бланках предприятия, вывесках, рекламных материалах. Общеизвестными товарными знаками являются «Pentium», «КАМАЗ», «Victorian tea».

В рыночной экономике товарный знак выполняет следующие функции:

- отличительную (обеспечивает отличие сходных товаров разных производителей),

- информационную (содержит информацию об изготовителе и товаре),

- подтверждения гарантии качества и поддержания конкуренции, в том числе в виде рекламы (в связи с чем получило распространение понятие «рекламоспособность» товарного знака»), установление доверия потребителя. Товарный знак составляет основу бренда.

Под брендом понимают товарный знак, который формирует благоприятное впечатление у потребителя и желание приобрести товар с конкретной маркировкой среди множества других аналогичных.

Товарный знак может рассматриваться как торговая марка или ее часть, обеспеченная правовой защитой.

Торговая марка – это товарный знак, указывающий на изготовителя или продаваемого товара, а не на вид выпускаемой или продаваемой продукции («Xerox», «Sony», «Nokia», «Эвалар», «Балтика», «Мегафон», «Билайн» и др.). Чаще всего торговая марка представлена графическим изображением, оригинальным названием, особым сочетанием знаков, букв, слов. Торговая марка предприятий торговли представляет собой оригинально оформленный специальный отличительный знак торгового предприятия, который они вправе разместить на продаваемых товарах, изготовленных по заказу данного торгового предприятия.

Рейтинг ста самых дорогих брендов ежегодно с 2001 года представляет компания Interbrand. Топ-лист десяти самых дорогих брендов в 2009 году (Top ten brands in 2009) представлен в таблице 35.

Таблица 35 - Топ-лист десятки самых дорогих брендов в 2009 г.

Торговая марка Стоимость ($ млрд) Изменение стоимости по сравнению с 2008 г., %
  Coca-cola 68,734 +3
  IBM 60,211 +2
  Microsoft 56,647 -4
  GE 47,777 -10
  Nokia 34,864 -3
  McDonald's 32,275 -3
  Google 31,980 +25
  Toyota 31,330 -8
  Intel 30,636 -2
  Disney 28,447 -3

Составлено по: www.interbrand.com/best_global_brands_intro.aspx?landing=1000

Исследователи Interbrand выявили главную тенденцию 2009 года, которая состоит в значительном снижении стоимости финансовых брендов, что очевидно напрямую связано с мировым кризисом. При этом на стоимость технологических торговых марок финансовый кризис отразился незначительно, а цена брендов, связанных с роскошью и товарами для потребителей, продолжает устойчиво расти.

Российские компании в Топ-лист ста самых дорогих брендов 2009 года не вошли.

Компанией Interbrand также проведена оценка доли торговой марки в рыночной капитализации компании (стоимости всех ее акций, устанавливаемой котировкой на фондовой бирже) (таблица 36) и значимости нематериальных активов и торговых марок в различных отраслях и сферах деятельности (таблица 37).

Например, в коммунальном хозяйстве и тяжелой промышленности значение нематериальных активов и торговых марок оказалось невелико. В фармацевтической отрасли наиболее важными нематериальными активами являются технологические нематериальные активы, прежде всего, патенты. Торговые марки имеют особое значение для компаний, выпускающих предметы роскоши и продовольственные товары, то есть те, что реализуются через розничные торговые фирмы.

5. Деловая репутация (цена фирмы, гудвилл) – разность между ценой покупки предприятия как единого имущественного комплекса и балансовой стоимостью его активов, возникающая при покупке целых действующих предприятий не по балансовой стоимости, а по рыночной цене, исходя из доходности предприятия, его престижа, имиджа.

Таблица 36 - Доля торговой марки в рыночной капитализации компаний, вошедших в топ-лист десятки самых дорогих брендов в 2009 г.

Торговая марка Доля торговой марки в рыночной капитализации компании, %
  Coca-cola  
  IBM  
  Microsoft  
  GE  
  Nokia  
  McDonald's  
  Toyota  
  Intel  
  Disney  

Составлено по: www.interbrand.com/best_global_brands_intro.aspx?landing=1000

Таблица 37 - Относительная значимость торговых марок и других активов в обеспечении результатов деятельности предприятий

Сфера деятельности компании Материальные активы, % Торговые марки, % Другие нематериальные активы, %
Коммунальное хозяйство      
Тяжелая промышленность      
Фармацевтика      
Розничная торговля      
Информационные технологии      
Автомобилестроение      
Финансовые услуги      
Продукты и напитки      
Предметы роскоши      

Составлено по: www.interbrand.com/best_global_brands_intro.aspx?landing=1000

Возникновение данного вида нематериального ресурса предприятия определяется наличием устойчивых представлений клиентов, партнеров, общественности о престиже предприятия, качестве его товаров и услуг, репутации руководителей.

, (75)

где Цф – цена фирмы,

ПС – покупная стоимость предприятия,

ТС – текущая стоимость всех активов предприятия.

6. Ноу-хау – новые знания, сведения о новых технологиях, технических, производственных, управленческих, финансово-экономических, коммерческих решениях, приносящих выгоду в хозяйственной деятельности.

Ноу-хау передается на коммерческой основе за плату, посредством заключения лицензионных соглашений (договоров) между обладателями новшества и желающими приобрести право их использования.

Ноу-хау может вноситься участниками предприятия в собственность предприятия в счет материального вклада в капитал предприятия. При этом стоимость ноу-хау, по которой оно принимается на баланс предприятия, определяется по соглашению участников предприятия (учредителей).

7. Топологии интегральных микросхем – зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними.

8. Селекционное достижение – сорт растений, порода животных.

Контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков, результатов интеллектуальной собственности, вовлекаемых в экономический оборот, осуществляет Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), являющаяся Федеральным органом исполнительной власти.

В таблице 38 на основе данных отчета Роспатента за 2008 г. сформированы сведения о количественных характеристиках деятельности в сфере создания и использования объектов интеллектуальной собственности.

Таблица 38 - Количественные характеристики объектов интеллектуальной

собственности

           
Выдано патентов на изобретения          
Действует патентов на изобретение на 31.12. текущего года    
Выдано патентов на полезные модели          
Действует патентов на изобретение на 31.12. текущего года    
Выдано патентов на промышленные образцы          
Действует патентов на промышленные образцы на 31.12. текущего года    
Зарегистрировано товарных знаков и знаков обслуживания          
На конец года действовало товарных знаков и знаков обслуживания          
Выдано свидетельств об исключительном праве на наименование места происхождения товара          
Количество зарегистрированных программ для ЭВМ          
Общее количество зарегистрированных на 31.12.2008 г. программ для ЭВМ  
Количество зарегистрированных баз данных          
Общее количество зарегистрированных баз данных на 31.12.2008 г.  
Количество зарегистрированных топологий интегральных микросхем          
Общее количество зарегистрированных на 31.12.2008 г. топологий интегральных микросхем  
Количество договоров о предоставлении права использования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов по областям применения всего,          
в том числе:          
- легкая и пищевая промышленность          
- машиностроение, станкостроение, производство инструмента          
- медицина          
- энергетика, электротехника          
- химия, нефтехимия          
- электроника, вычислительная техника, приборостроение          
- металлургия          
- нефтегазодобывающая промышленность          
- строительство, строительные материалы          
- прочие          
Активность участников зарегистрированных договоров: доля передающей (принимающей) стороны от общего числа соглашений, (%):          
- физические лица 38,6 (16,3) 33,0 (9,6) 16,4 (4,1) 36,0 (10,9) 33,9 (10,2)
- государственные предприятия, НИИ, КБ, ВУЗы 8,4 (3,3) 8,3 (4,0) 3,1 (1,5) 8,0 (3,8) 7,6 (2,7)
- негосударственные организации 52,9 (80,4) 58,7 (86,42) 80,5 (94,4) 56,0 (85,3) 58,4 (87,0)
Количество договоров о предоставлении права использования товарных знаков всего,          
в том числе:          
- от российских правообладателей          
- от иностранных правообладателей          
                     

Составлено по: www1.fips.ru|wps/wcm/connect/content_ru/ru/about/otchety/otchet_2008_g1#1.5

Стоимостная оценка нематериальных активов предприятия проводится по первоначальной, восстановительной, остаточной стоимости.

Первоначальная стоимость нематериального актива – это сумма фактических расходов на приобретение объекта нематериальных активов. В нее включаются суммы, уплаченные в соответствии с договором приобретения или уступки прав на нематериальный актив, платежи, связанные с уступкой (приобретением), в том числе регистрационные сборы, таможенные пошлины, патентные пошлины и проч.

Восстановительная стоимость – возникает при переоценке объектов нематериальных активов и характеризует сумму затрат ресурсов в рыночных ценах на создание данного объекта, или современную рыночную стоимость данного объекта, то есть наиболее вероятную стоимость объекта при его продаже на открытом рынке.

Остаточная стоимость – первоначальная или восстановительная стоимость объекта нематериальных активов предприятия за вычетом его износа.

Стоимость нематериальных активов погашается посредством начисления амортизации.

Амортизация нематериальных активов – это процесс постепенного перенесения стоимости объектов нематериальных активов на стоимость продукции, работ, услуг предприятия.

Объектами начисления амортизации являются нематериальные активы, находящиеся у предприятия на праве собственности. Начисление амортизационных отчислений по объектам нематериальных активов производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были введены в эксплуатацию, а прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этих объектов и списания их с бухгалтерского учета.

Амортизационные отчисления начисляются по нормам, устанавливаемым самим предприятием исходя из стоимости объекта и нормы амортизации, определяемой сроком его полезного использования.

, (76)

где Снма – стоимость объекта нематериальных активов, руб.,

На – норма амортизации, %.

Под сроком полезного использования объекта нематериальных активов понимается срок, в течение которого объект нематериальных активов приносит предприятию доход. Этот срок определяется предприятием самостоятельно исходя из следующих ориентиров:

- срока действия патента, свидетельства или других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации,

- ожидаемого срока использования объекта, в течение которого предприятие может получать экономические выгоды (доход),

- количества продукции (объема работ), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

Для целей бухгалтерского учета могут использоваться такие методы амортизации нематериальных активов, как линейный, метод уменьшаемого остатка, пропорционально объему продукции (работ).

Для целей налогообложения используются линейный и нелинейный методы амортизации.

Вопросы для самопроверки по теме 9:

1. Что представляют собой объекты промышленной и интеллектуальной собственности, и при каких условиях они трактуются как нематериальные активы?

2. Познакомьтесь с базой данных объектов интеллектуальной собственности, размещенной на сайте Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) www1.fips.ru. Составьте характеристику различных видов нематериальных ресурсов, пользуясь описаниями объектов интеллектуальной собственности, помещенных в этих базах.

3. Какова значимость нематериальных активов в капитализации компании?

4. По каким показателям оценивается стоимость нематериальных активов предприятия?

5. Каковы способы амортизации нематериальных активов предприятия?

6. Что понимается под сроком полезного использования объекта нематериальных активов? Каким образом и с какой целью устанавливается этот срок при расчете величины амортизационных отчислений по объектам нематериальных активов?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: