Экономические явления и процессы можно фиксировать, наблюдать, оценивать, т.е. изучать научными методами. Экономист-исследователь, как и ученый любой другой науки, должен владеть методами и приемами научного анализа. Хотя методами экономического анализа должны владеть не только экономисты, но и руководители, конструкторы, технологи, каждый гражданин. Зная методы экономического анализа, легче воспринимать, изучать и понимать саму экономическую науку.
В экономических исследованиях используются также общенаучные методы познания, представленные на рис 1.3.
Философская культура, мировоззрение, эрудиция | Общенаучные методы: математика, логика, теория систем, науковедение, семантика и др. | |
Методы экономического анализа | ||
Экономическая теория (понятия, категории, законы) |
Понятия, категории | Научные абстракции | Элементы, звенья | |||||||||||||||||||||||
Общее | Закономерное | Логика | Сущность истина | Простое | Свойства | ||||||||||||||||||||
Дедукция | Казуальный | Логический | Практика | Синтез | Качественный | ||||||||||||||||||||
анализ | Ста- | анализ | Ис- | экспери | Тео- | анализ | Коли- | ||||||||||||||||||
тистичес- | торичес- | менты | ретичес- | чествен- | |||||||||||||||||||||
Индукция | кий анализ | кий анализ | кий анализ | Анализ | ный анализ | ||||||||||||||||||||
Частное | Случайное | История | Содержание и функции | Сложное | Отношения | ||||||||||||||||||||
Явления и факты | Хозяйственная практика | Целое, система | |||||||||||||||||||||||
Конкретные экономические системы | |||||||||||||||||||||||||
Рис.1.3 – Методы экономического анализа
Для каждого ученого и специалиста, прежде всего, важна высокая философская культура, творческий склад ума, знание закономерностей теории познания и науковедения. В философии ученый находит первичный категориальный аппарат для описания и научного анализа специфических объектов. Такие философские категории как сущность и явление, содержание и форма, качество и количество, хаос и мера, необходимость и случайность, причины и следствие и др. выступают одновременно инструментами научного познания.
В теории познания и науковедении вы найдете более конкретную характеристику каждого из этих методов анализа. Важно подчеркнуть, что в каждой науке эти методы получают конкретную спецификацию в зависимости от объекта и предмета науки.
Экономическая деятельность внешне выражается как огромное множество событий, фактов, явлений. Они фиксируются в учете и статистике. Индукция есть метод научной абстракции (отвлечения) от многих несущественных свойств явления, но выявления общего свойства, присущего группе данных явлений. Например, тысячи вещей обладают двумя общими свойствами – полезностью и стоимостью, что превращает их в товары, особую форму продуктов труда. Дедукция позволяет по общему свойству отнести частное явление к данной группе явлений. Если новый продукт труда доказал свою общественную полезность и стоимость, то он тоже вливается в мир товаров.
Экономические события, например цены, выступают как случайные явления и изучаются статистическими, вероятностными методами, в статистике цен. Но за динамикой ряда случайных величин проявляется закономерная связь, которая раскрывается в виде причинно-следственных, каузальных зависимостей или закономерностей. Так, закон спроса отражает каузальную зависимость между приростами цен и спроса на рынке.
Экономические явления имеют свою историю от момента появления до современного состояния. Так, деньги появились тысячи лет назад, выполняя роль средства обмена. История денег в разных странах весьма интересна и причудлива. Но логика научного познания не может повторять все зигзаги исторического развития, а отражает современную структуру функций денег как меры стоимости, средства обращения и средства сбережения богатства. Логические и исторические методы анализа взаимно дополняют и обогащают познание явления.
Теоретический анализ позволяет выявить в экономических явлениях их содержательные свойства и функции. Их существенность или истинность подтверждается или опровергается в хозяйственной практике илиэкономических экспериментах. Как ни сложно провести "чистый эксперимент" в экономике, но предотвращение возможного ущерба в будущем из-за принятия неистинного, несущественного решения в настоящем, делает оправданной практику экспериментальной проверки экономических рекомендаций ученых на практике.
Экономическая теория раскрывается как целостная сложная система взаимосвязанных отношений, событий, явлений. Представить эту систему в обозримом и понятном виде можно посредством анализа и синтеза. Аналитически мы выделяем в системе простые элементы или свойства. Например, в товаре выделяется два свойства – полезность и стоимость, которые изучаются сначала отдельно, с качественной и количественной сторон. Синтез явления позволяет представить оба свойства товара через их взаимодействие в структуре и динамике цены на данный товар. Причем, качественный анализ позволяет выделить все богатство свойств явления, а количественный анализ – выразить пределы и меру состояния этих свойств.
Экономический анализ необходим не сам по себе, а для решения конкретных экономических и управленческих проблем. По способу решения этих проблем можно выделить два подхода к экономическому анализу - эмпирический (опытный) и теоретический (экспертный).
Предприниматель или менеджер изучают конкретную практику и опыт решения проблемы. Затем этот опыт оценивается и сравнивается исторически или по разным объектам. Это позволяет выделить эффективный опыт и использовать его в своих интересах. Так, эмпирически, опытным путем улучшается хозяйственная практика, находятся наилучшие способы решения возникающих проблем. Экономист-эксперт использует более сложные процедуры анализа. Вначале он отбирает факты по данным оперативного и бухгалтерского учета, по статистическим отчетам, по историческим обзорам и публикациям. Эти данные классифицируются, анализируются и сводятся в аналитические таблицы или на графики, а затем на основе экономической теории дается конкретная интерпретация, делаются определенные выводы и рекомендации по решению проблемы. Вариант решения обосновывается и оформляется для представления. Рекомендации учитываются при выработке экономической политики, при разработке бизнес-планов, нормативов и стандартов, в оперативном управлении. При необходимости предварительной проверки обоснованности рекомендаций проводятся эксперименты. Если рекомендации эксперта способствуют решению проблемы и повышению эффективности практики, то значит, экономический анализ проведен теоретически верно.
Особую сложность и своеобразие имеют экспертные обследования и оценки кризисного состояния предприятий, в т.ч. объявленных банкротами. Экспертиза экономической состоятельности и платежеспособности предприятий, экспертиза бизнеса и бизнес-планов, оценка недвижимости и других активов ликвидируемого предприятия, экспертиза решений и действий антикризисных управляющих, выработка программ санации и финансового оздоровления предприятий – эти методы экономического анализа требуют как глубокой теоретической подготовки специалистов и экспертов, так и новшеств выполнения экспертных процедур.
В своей будущей профессиональной работе и инженерам, и технологам, и конструкторам предстоит работать в тесном контакте и при взаимопонимании с экономистами и финансистами. Рассмотрим конкретную ситуацию. Четыре года в АО "Научприбор" г. Орел разрабатывался рентгеновский аппарат "Сибирь". Конструкторы-разработчики обеспечили технические преимущества перед аналогичными изделиями других фирм, особенно по дозе облучения пациентов. Технологи обеспечивают надежность и качество изготовления. Маркетологи исследуют рынок и рекламируют изделие. Экономисты изучают структуру издержек и рекомендуют цены реализации, пути повышения конкурентоспособности изделия на отечественном и мировых рынках.
Так, в содружестве специалистов рождается эффект производства, обеспечивается устойчивость фирмы, а значит, занятость и доходы для ее сотрудников. К такому сотрудничеству и взаимопониманию призвано побудить вас изучение экономической теории.
Контрольные вопросы
1. В какой системе взглядов формировались первые экономические представления и понятия?
2. Охарактеризуйте научный вклад в теорию первых школ экономической мысли - меркантилизма и физиократов.
3. Почему труды А.Смита и Д.Рикардо в области экономических наук относятся к классике и в чем основное содержание их теоретической системы?
4. Раскройте особенности исторического метода во взаимосвязи с подходом институционалистов?
5. Опишите историю становления, развития и триумфа политической экономии трудящихся.
6. В чем причины застоя и развала государственного социализма в СССР и необходимости коренных общественных реформ?
7. В чем особенности взглядов и экономической политики социал-демократов?
8. Раскройте кратко научный вклад современных школ экономической мысли: монетаризма и неоклассического синтеза.
9. Перечислите основные функциональные и отраслевые экономические науки.
10.Какую сферу общественной жизни изучает экономическая наука?
11.Опишите границы и различия объекта и предмета экономической теории.
12.Что является общим и особенным для отношений производства, распределения, обмена и потребления?
13.Назовите и кратко охарактеризуйте основные разделы экономической теории.
14.Раскройте значение трех главных функций экономической теории.
15.Сформулируйте главные проблемы экономики и экономической теории.
16.Какова логическая структура языка экономической науки? Определите общее и особенное в экономических понятиях, категориях и законах.
17.Какова роль философской культуры, мировоззрения и эрудиции ученого в исследовании экономических явлений?
18.Раскройте кратко содержание общенаучных методов познания.
19.Покажите взаимодополняемость и противоречивость таких методов научного познания как индукция и дедукция, анализ и синтез, качественная и количественная интерпретация, эксперименты и теоретическое объяснение, анализ исторический и содержательно-функциональный, анализ статистических и динамических (каузальных) закономерностей.
20.Чем определяется специфика применения методов познания в экономике?
21.Какова последовательность сугубо эмпирического приспособления к экономической необходимости и решения возникающих хозяйственно-управленческих проблем?
22.Опишите кратко особенности теоретического анализа экономических проблем экспертами-экономистами.
23.Какова роль творческого содружества специалистов разных профессиональных областей знания в решении технических и экономических проблем? Приведите примеры из практики, личного опыта, из публикаций о плодотворности такого творческого содружества.