Учебная программа для студентов БГПУ по специальности 033200.00 «иностранный язык с дополнительной специальностью»
Автор-составитель: А.А. Ривлина
Благовещенск 2005
ББК 81.432.1-2р30 Печатается по решению редакци-
Т 33 онно-издательского совета Благо-
вещенского государственного
педагогического университета
Теоретическая грамматика английского языка: Учебная программа для студентов БГПУ по специальности 033200.00 – «Иностранный язык с дополнительной специальностью»/ Авт.-сост. А.А. Ривлина. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005. – 25с.
Программа предусмотрена для студентов IV курса английского отделения факультета иностранных языков. Программа раскрывает основные понятия и методы теоретической грамматики, знакомит студентов с наиболее важными проблемами грамматического строя современного английского языка. Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
Автор-составитель: А.А. Ривлина, кандидат филологических наук, доцент кафедры
|
|
английской филологии БГПУ
Рецензенты: И.Б. Кайкова, кандидат филологических наук,
доцент, зав. кафедрой иностранных языков ДальГАУ
Е.А. Тарасова, кандидат филологических наук,
доцент, зав. кафедрой немецкого языка БГПУ
© А.А. Ривлина, 2005
© Издательство БГПУ, 2005
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью настоящего курса является дать студентам глубокое представление о грамматическом строе английского языка с точки зрения системного подхода к языку. Исходя из этого, основные задачи курса формулируются следующим образом.
1. Представить студентам теоретически обоснованную и систематизированную информацию по основным разделам грамматики, обобщив основные сведения, усвоенные ими в курсе практической грамматики, и дополнив их в соответствии с новейшими исследованиями в лингвистике.
2. Ознакомить студентов с наиболее важными спорными вопросами грамматики в изложении разных языковедов, развивая способность к сопоставлению различных точек зрения и научной аргументации.
3. Научить студентов применять знания, полученныев курсе теоретической грамматики в преподавании английского языка в школе и в переводческой работе.
4. Развивать умение самостоятельно работать с научной информацией по грамматическим исследованиям в филологии.
Особое место данного курса в профессиональной подготовке филологов обусловлено тем, что он тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как практическая грамматика английского языка, общее языкознание, а также предполагается использование знаний, приобретенных студентами в рамках изучения других теоретических филологических дисциплин – теоретической фонетики английского языка, истории английского языка, стилистики, лексикологии, теории и практики перевода. Отличительной чертой данного курса является то, что он читается на английском языке, тогда как большая часть рекомендуемой теоретической литературы и учебных пособий даются на русском языке; таким образом, освоение курса предполагает достаточно высокий уровень владения английским языком, в частности в его научном функционально-стилистическом варианте, а также наличие определенных умений и навыков перевода с русского языка на английский.
|
|
Данная учебная программа разработана на основе учебного плана специальности 033200 – «иностранный язык с дополнительной специальностью». В результате изучения курса студент должен знать основные понятия и методы теоретической грамматики, этапы развития теоретического осмысления грамматики, основные теоретические подходы и главных представителей различных теоретических направлений в грамматике, уметь формулировать проблемы, спорные вопросы и пути их решения в теоретической грамматике, аргументировать выбор собственной точки зрения по каждой проблеме, проводить теоретический анализ различных грамматических явлений на материале английского языка и в сопоставлении с аналогичными явлениями русского языка.
Курс рассчитан на 46 часов аудиторных занятий, из которых 24 часа отводится на лекции и 22 часа - на семинарские занятия, а также на 46 часов самостоятельной работы студентов. В лекционном курсе освещаются основные положения и направления теоретической грамматики, дается основной понятийный и терминологический аппарат. На семинарских занятиях проверяется усвоение студентами лекционного материала, уровень владения основными понятиями и терминами теоретической грамматики, выясняются наиболее сложные вопросы, недостаточно усвоенные во время лекций, дается дополнительный материал, заслушиваются доклады и сообщения по вопросам, недостаточно подробно освященным или не освященным во время лекций, выполняются упражнения, предусмотренные по каждой теме в пособиях-практикумах. В ходе семинарских занятий студенты самостоятельно подбирают и анализируют иллюстративный языковой материал, обобщают собственные наблюдения над грамматическим строем английского языка, сопоставляют его с грамматическим строем родного языка и второго иностранного языка. Краткое содержание лекций, список терминов по каждой теме и основные упражнения изложены в специально изданных к данному курсу методических рекомендациях. Кроме того, тексты лекций в двух вариантах (на русском и английском языках) предоставляются студентам в печатном и электронном вариантах для дополнительного самостоятельного изучения.
Курс читается в седьмом семестре. В конце курса проводится экзамен. Во время экзамена студенту предлагается продемонстрировать уровень усвоения знаний по теоретическим вопросам, а также выполнить ряд заданий, выявляющих умение применять полученные знания в анализе конкретного грамматического материала. При этом в течение семестра студенту предстоит сдать контрольно-зачетные задания по двум главным блокам курса – морфологии и синтаксису (на усмотрение преподавателя: устно или в виде письменных тестов), которые являются обязательным условием допуска студента к экзамену и результаты которых учитываются при выставлении экзаменационной оценки.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
NN | Название темы | Общее количество часов | Лекции | Семинарские занятия | Самостоятельная работа |
1. | Введение. Язык и грамматика: системный подход | ||||
2. | Морфемная структура слова | ||||
3. | Грамматические категории | ||||
4. | Теория частей речи | ||||
5. | Существительное | ||||
6. | Глагол | ||||
7. | Прилагательное и наречие | ||||
8. | Синтаксис словосочетания | ||||
9. | Синтаксис предложения. Номинативное строение предложения | ||||
10. | Актуальное членение предложения | ||||
11. | Коммуникативные типы предложений | ||||
12. | Парадигматика предложения | ||||
13. | Сложное предложение | ||||
14. | Осложненное предложение | 0,5 | 1,5 | ||
15. | Синтаксис текста | 0,5 | 1,5 | ||
Контрольно-зачетные занятия (коллоквиумы) | - | ||||
ИТОГО: |
|
|