До 1 января 2015 г

Для организации, у которой есть сопоставимые долговые обязательства, закон устанавливает два возможных способа расчета процентов для целей налогообложения: исходя из среднего уровня процентов по сопоставимым обязательствам или исходя из ставки рефинансирования Банка России.

Для организации, у которой таких долговых обязательств нет, предусмотрен только один вариант определения суммы процентов, включаемой в расходы.

По мнению контролирующих органов, налогоплательщик должен применять единый порядок расчета предельных процентов по всем долговым обязательствам. Выбранный метод расчета должен быть закреплен в учетной политике (Письма Минфина России от 21.11.2011 N 03-03-06/1/770, от 16.08.2010 N 03-03-06/2/145, от 16.08.2010 N 03-03-06/1/547, от 16.08.2010 N 03-03-06/1/546, от 20.05.2010 N 03-03-06/2/92, от 05.05.2010 N 03-03-06/2/83, от 02.04.2010 N 03-03-06/2/66, от 25.03.2010 N 03-03-06/2/54, от 25.03.2010 N 03-03-06/2/55, от 25.03.2010 N 03-03-06/2/56, от 20.10.2009 N 03-03-06/2/201, УФНС России по г. Москве от 30.09.2010 N 16-15/102334@).

Это означает, что если в соответствии с учетной политикой организация рассчитывает предельные проценты исходя из среднего уровня процентов, то применять абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ можно только при отсутствии сопоставимых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях (Письма Минфина России от 16.08.2010 N 03-03-06/2/145, от 16.08.2010 N 03-03-06/1/547, от 28.07.2010 N 03-03-06/2/131, от 20.05.2010 N 03-03-06/2/92, от 05.05.2010 N 03-03-06/2/83).

Отметим, что с 1 января 2012 г. по ставке рефинансирования предельные процентные расходы рассчитываются при полном отсутствии сопоставимых долговых обязательств, а не только обязательств перед российскими организациями (абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ, п. 9 ст. 1, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 235-ФЗ). Таким образом, предполагается, что организации, которые нормируют расходы по среднему уровню процентов в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 269 НК РФ, могут применять данный порядок расчета, даже если сопоставимые обязательства перед российскими организациями отсутствуют, но имеются перед другими лицами.

Однако до 31 декабря 2014 г. проценты по долговым обязательствам нормируются исходя из ставки рефинансирования Банка России в соответствии с п. 1.1 ст. 269 НК РФ. И для этой нормы аналогичных изменений не предусмотрено.

В том случае, если способ учета процентов не закреплен в учетной политике организации, предельная величина процентов, относимых на расходы, рассчитывается исходя из ставки рефинансирования Банка России с учетом специального коэффициента (Письмо Минфина России от 19.06.2009 N 03-03-06/1/414).

Если же налогоплательщик решит изменить учетную политику в части нормирования процентов, то новый порядок расчета предельных расходов должен применяться ко всем процентам независимо от периода возникновения долговых обязательств (Письмо Минфина России от 09.11.2010 N 03-03-06/2/191).

Однако ранее чиновники придерживались противоположного подхода. Минфин России указывал, что проценты нормируются в порядке, который применялся в периоде возникновения долгового обязательства, независимо от последующих изменений учетной политики (Письмо от 20.10.2009 N 03-03-06/2/201). Отметим, что такой подход нарушает требование о применении единого порядка расчета предельных процентов.

Поэтому, чтобы не допускать ошибок в своих действиях, каждый налогоплательщик должен уметь отличать сопоставимые долговые обязательства от несопоставимых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: