Предпосылки развития личности связаны со способностью человека вырабатывать и изменять отношение к самому себе, переоценивать и видоизменять свой опыт, взглянуть на себя как бы «другими глазами». Итоговой характеристикой работы личности над познанием самой себя, отношением к себе и своему месту в жизни является образ Я. По отношению к личности образ Я выступает как регулирующее образование, в котором воплощается ощущение собственных состояний, переживаний, поступков, собственной целостности и нерасторжимости, а также своего прошлого, настоящего и будущего.
Заметим, что свершение поворотных событий в жизни человека, вызывающее изменение социальной ситуации развития личности, часто приводит к смене ролей, которые человеку приходится играть, к изменению круга лиц, включенных во взаимодействие с ним, спектра решаемых проблем и возможностей принятия решения, к изменению его образа жизни и, наконец, представления о самом себе (его Я). Отсюда проистекает необходимость личностного изменения, перестройки всей системы Я, всегда болезненно переживаемой личностью. Это связано с особенностями перехода от Я к «утрате Я» и лишь затем — к обретению «нового Я», сопровождающими личностное изменение.
|
|
Образ Я — сложная система, характеризующаяся степенью интеллектуальной и эмоциональной развитости личности, степенью гармоничности (или противоречивости) отдельных компонентов Я, а также степенью устойчивости личности Устойчивость личности является для человека одним из наиболее ценных и сохраняемых им качеств.
До наступления неких поворотных (т.е. связанных с принятием человеком на длительный период его жизни важных решений, зачастую много меняющих в его судьбе) событий у человека имеется четкое представление о себе, сложившийся образ Я. Существование личности разворачивается по моделям, часто созданным еще предшествующими поколениями. В этом случае роли регламентированы, определены закономерности и характер их смены. Стереотипы поведения продемонстрированы индивидом не однажды, внутренне им приняты. Если рассматривать образ Я, представление о себе на этом этапе, то он будет характеризоваться относительной простотой чувств и мыслей, внутренней гармоничностью и высокой степенью устойчивости.
При поворотных событиях личность оказывается в ситуации невозможности жить по-прежнему и сохранить некогда устойчивую систему Я от разрушения. Разрушающее действие обстоятельств может оказаться столь велико, что наступает необратимый процесс полной утраты себя в невосстановимости своего Я. Но, как правило, уже в самом начале этого процесса личность совершает напряженную внутреннюю работу, которую можно назвать процессом «обретения Я». Я усложняется и дифференцируется, ведется поиск преодоления внутренних противоречий для того, чтобы в конечном счете выстроить новый, усложненный и достаточно устойчивый образ Я.
|
|
Это конструктивное разрешение противоречия, связанное с нахождением внутренних ресурсов личности, творческое созидание нового Я.
Но разрешение внутриличностного противоречия может принимать и другие формы: быстрая адаптация, идущая по облегченному, проложенному кем-то ранее пути; стагнация, застой, связанный с отсутствием каких-либо личностных движений; деградация личности, вызванная неспособностью человека гармонизировать усложнившуюся систему Я и сопутствующим стремлением максимально упростить ее, подогнать под некий эталон.
Важнейшим условием адекватности функционирования личности и сохранения вектора ее развития является ее изменяемость в ситуациях жизненных перемен. В том и заключается удивительный парадокс изменяемости развивающейся личности, которая при всех изменениях сохраняет свое постоянство: чтобы оставаться самим собой, человек должен изменять самого себя.
И заключая анализ понятия личности, остановимся на проблеме соотношения индивидуальности и личности.
Все свидетельствует о том, что индивидуальность не только связана с личностью, но и образует ее существенную черту, а поэтому органически входит в определение самого понятия личности (в свою очередь входящего в определение понятия индивидуальности).
Индивидуальность и личность существуют и наряду друг с другом, и как свойства друг друга. Если, например, личность в узком смысле есть некоторое социальное качество, то конкретная личность может выразить свою социальность только в форме индивидуальности, выражающей способ ее бытия как субъекта самостоятельной деятельности. И только в качестве индивидуальности личность создает свой собственный образ, является «автором» своих поступков. Индивидуальное «я» обретается как центр личности, ее внутреннее ядро. Поэтому личность, взятая вне связи с индивидуальностью как своим собственным способом бытия, есть абстракция и реально не существует.
Отличие же понятий «индивидуальность» и «личность» в том, что понятие личности характеризует человека со стороны его социальной обусловленности, указывая на его социальные позиции и ориентиры, а понятие индивидуальности раскрывает форму, способ его бытия, конкретные определения индивида, поднимаясь до их социальных значений.
Как природные способности индивида сами по себе не формируют индивидуальности, так и социальность, взятая сама по себе, не делает его субъектом общественного развития. Родившийся ребенок уже есть индивид, единичный представитель человеческого рода, но еще только полагание человеческой индивидуальности. Умирающий старик есть человек, но успела ли сформироваться его личность? Ребенок становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть только «единицей» рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе. Старик есть личность при том условии, если он обнаружил индивидуализированные формы своего социального включения, и в этом случае он жив как личность, пока сообществом не утрачена и имеет действенную силу, продолжает признаваться оригинальная целостность его способов действия, мыслей, решений. Отсюда можно заключить, что индивидуальность есть общественный способ существования индивида, а личность – индивидуализированный способ бытия человека.
Сущность индивидуального бытия не дана человеку изначально, но складывается по мере усвоения им социального опыта. В то же время сущность бытия личности не транслируется прямо и непосредственно из социальной среды, но всегда есть результат индивидуальных, самобытных поисков. И чем больше в отдельной личности представлено индивидуальное, тем значительнее ее масштаб, вплоть до масштабов исторической личности
|
|
Можно предположить, что в своей основе отношение понятий «индивидуальность» и «личность» есть отдельная проекция бесконечного спора о сущности человека, о том, под каким углом зрения следует рассматривать реальность человеческой жизнедеятельности. Очевидно, что вне зависимости от возможных его решений, есть смысл использовать данные понятия, не споря о том, какое понятие какому «подчинено». Гораздо важнее – формирование способности множественного восприятия реальности конкретного субъекта, умение вжиться в его внутреннюю диалогичность, представленную здесь рассматриваемыми понятиями.
В этом плане автономия индивидуальности служит определенным гарантом существования границ допустимого вмешательства в жизнь человека, границ влияния и воздействия на личность, границ экспериментирования на человеке и «преобразования» его самого и его внутреннего мира. А определенная автономия понятия личности всегда отстаивает бесспорное значение выхода субъекта за пределы своего непосредственного бытия, значение социального вклада человека, умножающего доставшееся ему в наследство богатство культуры.
Таким образом, в своем органическом единстве понятия индивидуальности и личности рельефно и достаточно полно раскрывают целостность человеческого существования и позволяют наметить типологию личности.
3. Типология личности
В основе различных классификаций личности, так называемых типологий, лежат самые различные критерии. Так, например, существуют типологии социально исторические, социально-классовые, социально-демографические, социально-этические, социально-профессиональные, а также социально-ролевые.
Социально-ролевая классификация строится с помощью выделения тех общественных функций, которые индивиды выполняют в силу их общественного положения и повседневного образа жизни. Недостаток этой классификации состоит в том, что личность рассматривается как воплощение некоторой общественной функции. Нельзя сказать, что принадлежность индивида к касте чиновников или военных не сказывается на его характере, привычках, внешнем виде и т.д., но тем не менее выполняемая индивидом роль не выражает его сущности, которая лишь в конечном счете определяется системой общественных отношений, носителем которых он и является. А кроме того, любой индивид в жизни вынужден играть ряд ролей и под влиянием обстоятельств перевоплощается в их исполнении.
|
|
Общепсихологический анализ личности акцентирует внимание, с одной стороны, на тех моментах человеческой жизнедеятельности, которые зависят от общественной природы психики человека, а с другой, – напротив, имеют целью выявление индивидуально-психических личностных свойств, обусловленных специфическими условиями формирования и развития личности.
Среди различных критериев и личностных показателей, лежащих в основе классификации личности, одно из принципиальных мест занимают эмоциональные особенности. И это не случайно, ведь человеческие поступки далеко не только результат логических рассуждений и выводов. Многие наиболее важные решения принимаются под непосредственным влиянием чувств. Знание, подкрепляемое чувством, превращается в убеждение; чувства служат двигателем, ведущим от убеждения к поступку.
Исходя из этого, всех людей, в частности, можно подразделить на категории в зависимости от их установок на те или иные переживания, характеризующие человеческую индивидуальность. Такие установки могут быть основаны на следующих чувствах:
— чувстве, возникающем на основе потребности в общении;
— чувстве, связанном с потребностью в самоутверждении и славе;
— постоянном переживании своей деятельности, ее успешности или неуспешности, трудностей в ее осуществлении и завершении;
— чувстве, происходящем от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к тяжелым испытаниям, напряженной борьбе;
— чувстве, связанном с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте;
— постоянном стремлении к новой информации, а также к ее систематизации и обобщению;
— радости созерцания красоты и гармонии мира, а также ощущении гармонии личности с ее окружением;
— чувстве, связанном со стремлением ко всему необычайному, таинственному, с ожиданием каких-то необыкновенных событий, которые окажут влияние на судьбу;
— чувстве, связанном с потребностью в содействии, помощи, покровительстве другим людям.
Преобладание одного из перечисленных чувств в характере личности делает ее или коммуникабельной, или честолюбивой, или рефлексивной, или героической, или гедонистической, или интеллектуальной, или эстетствующей, или романтической, или альтруистической.
Общая эмоциональная направленность существенно определяет круг повседневных интересов, стиль общения, некоторые особенности творческого процесса и пр. При этом она, как ведущая характеристика личности, не препятствует переживанию всего богатства других чувств, но своеобразно окрашивает их, проявляясь во всех без исключения стремлениях личности.
Известный современный философ Э. Фромм выделяет в качестве особого типа личность с рыночной ориентацией. «Ориентацию характера, для которого свойственно глубинное отношение к себе и к другим людям как к товару, ценность которого определяется меновой стоимостью, — пишет Фромм, — я буду называть рыночной ориентацией» (71. С. 66).
В условиях буржуазных отношений для своего успеха и благополучия личность «должна иметь спрос». «Поскольку успех в большой степени зависит от умения продать себя, постольку человек ощущает себя товаром или одновременно и продавцом, и товаром. Человек более не заинтересован ни в собственной жизни, ни в собственном счастье, он озабочен только тем, чтобы не утратить способность продаваться».
Естественно, что Фромм осуждает личность, жизненный принцип которой сводится к убеждению: «Я таков, каким вы хотите меня видеть». Но он сознает, что ситуация, делающая личность рыночной, не контролируется отдельными индивидами. Этой ситуации можно лишь в определенной степени противостоять. В конечном счете, общество не заинтересовано в утрате людьми чувства самоуважения и независимости. Оно заинтересовано в личности, способной самоидентифицироваться и реализовать себя. Только такой человек способен творить и обогащать культуру.
Личность с рыночной ориентацией – продукт совершенного индустриального общества, порождение культа массового потребления. И одним из проявлений кризиса этого общества является снижение удельного веса творческой личности. Творческая личность и личность с рыночной ориентацией — это выражение противоречивых тенденций развития современного общества. Они символизируют собой разные системы общественных отношений и являются носителями противоположных систем ценностей.
В философско-психологической литературе получило широкое распространение разделение людей на интровертов и экстравертов. Интроверт сосредоточен на своем внутреннем мире, он более настойчив, последователен, более строг в соблюдении правил и инструкций, ему чаще свойственно аналитическое, дробное восприятие мира. Экстраверт больше ориентирован на внешний мир, его целостность, синтетичность и «часто в незнакомой ситуации предпринимает рискованные начинания с беззаботной уверенностью» (80. С. 11).
Как правило, люди сочетают в себе черты и экстравертированной и интровертированной личности.
Выражением общепсихологического подхода к типизации личности является выделение циклоидов и шизоидов. Циклоиды общительны и добродушны. Их темперамент ориентирован на оси «грусть — веселость». Причем никогда не бывает полного преобладания одного из этих полюсов настроения. Одни из циклоидов более веселы, подвижны, склонны к юмору, другие — меланхолики, склонны к грусти, часто пассивны, уступчивы. И те, и другие живут насыщенной эмоциональной жизнью.
Шизоидный тип, несовместимый с развитым чувством юмора, тоже объединяет довольно разных людей, но сориентированных по оси «возбудимость — холодность». Это и застенчивые, тонко чувствующие любители природы и книг, и равнодушно-тупые, бесстрастные исполнители. Если у циклоидов переходы настроения плавные, то у шизоидов смены резкие, подвержены внезапным сдвигам.
У тех индивидов, для которых характерно «замыкание в себе», эта черта иногда проявляется как преувеличенное чувство собственного достоинства, равнодушный эгоизм, убежденность в своей способности указать людям путь ко всеобщему благоденствию. При этом любовь к человечеству у них всегда больше, чем любовь к конкретным людям.
В дополнении к шизоидам и циклоидам можно выделить и группу «исторических личностей» — людей, особенностью которых является безудержное стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание. Им необходимо, чтобы о них говорили, и для этого они не брезгуют никакими средствами. Они не выносят равнодушия и пренебрежения, часто защищают нелепые взгляды и вкусы, разыгрывают обиженных и несчастных, злопамятны и мстительны.
Конечно, ни одна из известных и возможных типологий не охватит личность в целом, но только описывает какие то важные ее стороны. Конкретная личность находится «на пересечении» многих типологий. И в этой связи должна пониматься как определенный вариант объединения характерных стремлений, особенностей темперамента, врожденной предрасположенности к тем или иным настроениям, направлениям эмоциональных переживаний, а также социальных ролей, особенностей социальной активности, отношений с окружающими и т.п.
4. Развитие личности
Личность – субъект исторического процесса, общественного поведения, общения, познания, труда и творчества. Она развивается, самореализуясь в труде, общении, познании и творчестве. Ее развитие – это прежде всего совершенствование ее способностей и возвышение потребностей. Социальное развитие личности ведет за собой ее психическое совершенствование. Но и изменение ее психики оказывает сильнейшее влияние на ее социальное развитие, предвосхищает ее будущее развитие. При этом психологические характеристики оказываются наполненными социально-историческим содержанием.
Так, интеллектуальная зрелость личности выступает прежде всего как ее гражданская зрелость, как устойчивость убеждений, интересов и склонностей человека, связанных с судьбами других людей, коллектива и общества. Установки, мнения, взгляды ближайшего социального окружения интеллектуально зрелый человек преобразует в свою индивидуальную форму: уникальность его субъективности выявляет новое содержание в общественно принятых установках и предписаниях, дополняет и развивает их.
И эмоциональная зрелость личности формируется под решающим воздействием ее социальной активности. Эта зрелость отчетливее всего обнаруживается в реальном отношении индивида к действительности, в ее способности к самоконтролю, в устойчивости чувств, способности успешно переносить неудачи и невзгоды. Социальная зрелость предполагает доброжелательность по отношению к другим людям, выработку собственной линии поведения и в то же время способность жить и работать в коллективе.
В психологии сформулирован принцип единства и взаимной переклички биологического, психологического и социального развития личности. Но полностью оценить его значение можно лишь в связи с положением о доминирующем значении социального развития личности. Сама размеренность развития личности определяется темпами общественно-исторического процесса. При этом личностное развитие человека часто имеет качество незавершенности: жизнь может оборваться, но не завершиться и не закончиться, совпадая в конечном этапе своего биологического цикла с началом нового периода жизни индивида как личности.
Развитие личности включает в себя переход от зависимого положения ребенка к самостоятельности, от подчиненного положения в семье — к равенству, от беспечности — к пониманию своей ответственности, от примитивных интересов — к сложным. Очень важен переход от неглубокой временной перспективы к масштабу лет и десятилетий, от импульсивных поступков — к поведению, которое определяется долгосрочными и глубоко продуманными задачами. При этом вырабатывается умение подавлять импульсивные побуждения, отказываться от немедленного исполнения желаний ради достижения сознательно намеченных рубежей в грядущем.
Важнейший элемент становления личности — ее нравственное созревание. Вначале в своих суждениях о «добре и зле» ребенок ориентируется лишь на поощрения и наказания. Затем понятия «хорошо» и «плохо» связываются с удовлетворением или неудовлетворением той или иной потребности; становится доступным понятие взаимовыгодного сотрудничества: сделать другому приятное, чтобы получить взамен что-то от него. Утилитарные соображения при этом дополняются поисками одобрения, похвалы. Более высокий этап — формирование понятия долга, когда поведение начинает строиться с учетом общепринятых нравственных ценностей и правил, хотя происхождение и смысл этих ценностей и правил могут быть и не до конца поняты. Конечно, предпочтительнее сознательное освоение выработанных обществом принципов свободы, справедливости, уважения к человеческому достоинству. Осознанное исполнение долга связано с понятием чести, без которого невозможно самоуважение.
По мере того, как личность развивается, она все более выступает как субъект не только своего поведения, но и своего внутреннего мира, своей психической жизни, создавая все более заметную альтернативу той психической жизни, которая протекает на инстинктивном, неосознанном уровне, на уровне свободного течения ассоциаций, непроизвольных «движений души».
В целом в развитии личности можно выделить три важнейших уровня. На первом уровне субъект недостаточно адекватно осознает свои истинные побуждения, он не учитывает качество и степень своего воздействия на ситуацию и тем самым препятствует успешности собственных действий. На втором уровне личность выступает как субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы действий, намеренно формирующий ситуации своего поведения, стремящийся предусмотреть прямые и косвенные результаты собственных действий, способный к переделке стихийно сложившихся психических свойств, к соотнесению собственных возможностей с социальными задачами и требованиями. На третьем уровне личность становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно измеряет масштабами своей исторической эпохи. На первый план здесь выступают качества индивидуальности, неповторимости в их общественно-историческом значении.
Исторически значимый размах активности субъекта на этом уровне обеспечивается тем, что предложенный им способ исторического действия возникает как обобщение решений (и их попыток) собственных жизненных проблем многочисленными его современниками. Историческая личность, оставившая потомкам выдающиеся материальные и духовные ценности, обретает социальное бессмертие, идеальная форма которого оказывается реальной силой общественного развития.
Здесь проблема личности как субъекта поведения и действия тесно связана с проблемой свободы воли и детерминации ее поступков. Отметив в этой связи, что все поведение личности детерминировано, важно видеть, что, выступая в качестве субъекта, личность своими действиями постоянно создает новые системы детерминации. Поэтому, чем более развита и активна личность, тем большей свободой она обладает. Однако высота развития личности определяется все же не ее свободой, а тем, насколько ее жизнедеятельность соотносима с решением стоящих перед обществом задач.
В своем развитии личность способна самоопределяться по отношению к внешним условиям. При этом высшие личностные образования — сознание, зрелость и т д. выполняют функции организации, регуляции, обеспечения целостности жизненного пути конкретного индивида. Личность — субъект своей жизни, т.е. источник и движущая сила жизненной динамики. В этом качестве она также выбирает и осуществляет избранное направление жизнедеятельности, объединяющей индивидуально-биографические и социально-типические черты. Особенность развитой личности как субъекта жизни состоит в ее способности разрешать жизненные проблемы, изменять соотношение добра и зла, даже соотношение жизни и смерти.
Жизнь всегда проблема для человека, в ней столько противоречий: между правдой и ложью, справедливостью и ее отрицанием и т.д., столько сплетающихся в судьбе каждого соотношений добра и зла, что невозможно найти алгоритм на все случаи и безошибочно, без риска ошибиться распутывать хитросплетения на жизненном пути. Поэтому личность есть субъект жизни и в смысле принятия конкретных решений, за которые она ответственна перед людьми и собой. Под ответственностью личности понимается не только возможность осознать все последствия содеянного, но и ответственность за упущенные возможности. При этом ответственность личности предполагает нечто большее, нежели верность абстрактному долгу, – верность самому себе, доверие к нравственности собственных чувств («не могу и не хочу иначе»).
Смысл жизни личности как одна из самых глубоких ее характеристик состоит в осознании ею своих задач, возможностей и места в жизни. В качестве ценностно-эмоционального образования он проявляется в принятии и реализации определенных идеалов, в борьбе за эти идеалы на всем протяжении жизни и при всех обстоятельствах. Смысл жизни отвечает одной из высших личностных потребностей – в самовыражении, а также выявляет притязания личности, ее стремления и интересы. С другой стороны, смысл жизни личности возникает и как подтверждение ее реальных достижений, реальной способности выразить себя в своей деятельности. Поэтому смысл жизни — это не только будущее, не только перспектива, но и мера уже достигнутого по существенным для самой личности критериям.
Утрата смысла жизни часто происходит в силу недостаточно развитых притязаний личности, недостатка способностей в самовыражении, т.е. по причине неразвитой индивидуальности. Развитая личность не есть социальная маска, сросшаяся с ней и стершая ее собственные индивидуальные черты характера. Интересно, что у этрусков, живших по соседству с древними римлянами, слово «личность» обозначало сначала именно маску, маску, которую надевал актер, а затем — самого актера и его роль. Но сегодня ясно – сведение личности к «маске», к социальной функции несовместимо с возможностью стать личностью, субъектом собственной жизни.
Завершая знакомство с развитием личности, рассмотрим, как общество регулирует этот процесс, какой вклад оно вносит в ее формирование.
Понятно, что общество не может безразлично относиться к развитию личности, и поэтому оно на каждой ступени своего собственного развития задает формирующейся личности общие принципы восприятия и интерпретации мира, определяя значение тех или иных аспектов жизни и форсируя усвоение индивидами определенных ценностей. Оно также дает знать, какие эмоции, в каких ситуациях ценятся или же одобряются, какие нормы и правила поведения оно поддерживает.
В связи с этим, в обществе постоянно идет работа над определением идеалов, понимаемых как образцы, на которые должна равняться личность. Наряду с идеалами, в обществе функционируют многочисленные «частные» модели личности, в которых учитываются, в частности, профессиональные достоинства работников, как их понимает данное общественное мнение. Помимо них, складываются и «реальные» модели человека, модель усредненного Джона, Жака или Фрица. В большинстве случаев всякий нормативный тип личности отвечает объективным требованиям и возможностям общества на определенной стадии его развития.
Разные типы моделей предъявляют к человеку различные по степени жесткости требования. Возможны ситуации, когда человек не может выполнять возложенные на него функции или одномоментно изменять привычные формы поведения. Но социальные требования, присутствующие в различных моделях личности, человек обязан учесть и воспроизвести. Здесь действуют уже социально обусловленные санкции, вплоть до юридических.
Как правило, границы общественных норм в той или иной степени размыты, что позволяет развивающейся личности уже на ранних этапах своего жизненного пути активно формировать собственные индивидуально-личностные эквиваленты этих норм.
Таким образом, формирование личностных качеств человека зависит не только от положения человека в обществе, но и находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием, зависит от индивидуального отношения человека к своему положению. Это объясняет тот факт, почему в условиях одной и той же социальной среды могут существовать различные социальные типы личности. Поведение конкретного человека, его отношение к своим социальным ролям и функциям зависит от его индивидуального сознания, понимания смысла жизни, его способностей и потребностей.
Итак, в рамках общественных отношений бытие каждого человека индивидуализировано. Индивид — представитель человеческого рода и личностью он не рождается, а становится. Личность не только продукт и объект общества, но и субъект исторического процесса. Именно в качестве субъекта индивид и поднимается на уровень личности, реализующей себя в общении, труде, познании и творчестве. И чем больше воздействие индивида на окружающую среду, тем заметнее он проявляет себя как личность.
Тема IX. СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА. РОЛЬ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
Социокультурная ценность философии состоит не только в том, что она входит в цивилизационную основу бытия человека, но и в том, что она помогает людям критически воспринять эту основу. Уже в прошлом веке философы высказали ряд критических соображений в адрес науки и техники. Их рациональность относительная и должна рассматриваться в контексте исторической эпохи. Современной философской мысли принадлежит заслуга в поисках более глубокого понимания рациональности как культурной ценности.
1. Понятие цивилизации. Основные принципы цивилизационного подхода к истории общества
В современной социальной философии прослеживаются три концептуальных подхода к истории общества: культурологический, формационный и цивилизационный.
Культурологический подход отмечен работами Н. Я. Данилевского, О.Шпенглера и П. Сорокина.
Исторический процесс, по мнению Сорокина, есть смена культуры, социальных отношений и совокупности личностей в их взаимодействии. Личности взаимодействуют в рамках культуры в соответствии с принятой системой ценностей и норм. Принятая система ценностей и норм определяет представления людей о природе, потребностях человека, способах и степени их удовлетворения.
Сорокин полагает, что возможны три типа культуры. Первый из них «чувственный», в котором преобладает непосредственное восприятие действительности. Второй («идеациональный») характеризуется рациональным мышлением. В третьем («идеалистическом») типе господствует интуитивный вид познания.
С переходом от одного типа культуры к другому радикально трансформируются социальные отношения. Несовместимость различных типов культуры – причина войн, кризисов, катастроф и прочих катаклизмов а истории (62).
Маркс разработал периодизацию истории человечества на основе смены способов производства и общественно-экономических формаций. Формация – своеобразная социально-экономическая форма общественно-производственной деятельности. Она как закон определяет тип и строение общества. И человечество с необходимостью должно пройти путь от первобытного строя до коммунизма.