(эмоционально-чувственный аспект нравственности)
Гипотеза: врисунках всех детей преобладают яркие, светлые цвета благодаря занятиям по самопознанию (сравнить с рисунками детей из контрольных групп).
Детский рисунок современными исследователями рассматривается не только как показатель общего психического развития, сформированности тех или иных умений и навыков, но и с точки зрения проявления эмоционально-личностной сферы ребенка.
Мы будем исследовать связь проявления цветов с эмоциональным состоянием не в связи предпочтением детьми тех или иных цветов в условиях выбора, а через изучение яркости цвета в детском творчестве.
Для этого нужно собрать рисунки детей и проанализировать, какие цвета преобладают в рисунках (светлые, темные, яркие, тусклые тона). Проследим, меняются ли тона рисунков от начала учебного года к концу учебного года и занесем данные в протокол по следующему образцу:
Группа ______ старшая__________
№ | Фамилия и имя ребенка | Преобладание цветов, тонов в рисунках | ||
В начале учебного года | В середине учебного года | К концу учебного года | ||
Алиев Аскар | Преобладали серые, черные тона | Исчезли черные тона рисунков | Яркие, светлые тона рисунков | |
Иванова Ольга | Холодные тона | Теплые тона | Яркие, теплые цвета рисунков | |
Тен Алексей | Преобладали серые, черные тона | Теплые тона | Яркие, теплые цвета рисунков |
Гипотеза подтвердилась.
Значения основных восьми цветов:
1. Синий – потребность в покое.
2. Зеленый – потребность в самоутверждении.
3. Красный – потребность в целенаправленной активности.
4. Желтый – потребность в спонтанной активности.
5. Фиолетовый – победность красного и капитуляция синего.
6. Коричневый – чувственная основа ощущений.
7. Черный – отрицание красок жизни и самого бытия.
8. Серый – укрытие от внешних воздействий, освобождение от обязательств, отгораживание
МЕТОДИКИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
(ВОСПИТАТЕЛЕЙ, ПСИХОЛОГОВ) И РОДИТЕЛЕЙ
Самооценка творческого потенциала личности
Шкалы: творческий потенциал
Тестируем: свойства личности
Возраст: любой
Тип теста: вербальный ·
Вопросов: 18
Источники: Самооценка творческого потенциала личности / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.65-67.
Назначение теста: самооценка респондентом творческого потенциала.
Инструкция к тесту
Просим вас дать свои ответы на предложенные вопросы. Для этого в бланке ответов рядом с номером вопроса проставьте свой ответ в буквенной форме.