Тема 7: Центральные банки

7.1. Возникновение и сущность центральных банков

В настоящее время практически во всех странах сложилась двухуровневая банковская система, основные принципы устройства которой были заложены ещё в 20 – 40-е годы прошлого столетия. Главным звеном её является центральный банк.

Центральные банки в различных государствах могут называться центральными, национальными, народными, резервными. Первые из них возникли более 300 лет назад в результате процесса исторического развития коммерческих банков. В 1668 году в Швеции был создан Риксбанк, считающийся одним из старейших банков. Банк Англии основан в 1694 году. Он стал первым акционерным коммерческим банком, проложившим начало новому этапу развития системы кредитования. В России Государственный банк был учрежден в 1860 году.

В ходе развития кредитной системы коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. Процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках привел к законодательному закреплению за ними монополии на эмиссию (выпуск) национальных знаков и ряда особых функций в области денежно – кредитной политики. Они стали называться эмиссионными или национальными, а затем просто центральными, что отражает их роль в кредитной системе любой страны: центральный банк служит осью, центром национальной кредитной системы.

Во всех развитых странах действуют законы, в которых закреплены задачи и функции центральных банков, а также определены инструменты и методы их осуществления. Взаимодействие между центральным банком и кредитными организациями регулируется законом о банковской деятельности, который определяет основные правила и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.

Для определения роли центрального банка в экономических и политических процессах в стране очень важна степень его независимости.Под экономической независимостью подразумевается возможность использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты без существенных ограничений. Степень политической независимости определяется уровнем самостоятельности в его отношениях с органами государственного управления при выборе и проведении денежно-кредитной политики. Центральные банки экономически развитых стран классифицируются по степени их независимости с учетом объективных и субъективных факторов. К субъективным относят сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей. Среди множества объективных выделяют пять важнейших:

1. участие государства в капитале центрального банка и распределении прибыли;

2. процедура назначения (выбора руководства банка);

3. степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;

4. правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.

Наиболее низкая степень независимости от вмешательства государственных органов в денежно-кредитную политику была у центральных банков Франции и Италии до создания Европейской системы центральных банков и европейского центрального банка (ЕЦБ). В законодательстве Японии четко установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику Банка Японии, инструктировать его, отменять его решения. Центральный банк Швейцарии является более независимым. В законодательстве этой страны не закреплено право государства на вмешательство в денежно-кредитную политику центрального банка.

В настоящее время практически во всех странах во главе кредитных систем стоит центральный банк. В некоторых странах нет центрального банка, а эмиссионные функции выполняют специально созданные институты: Управление денежного обращения в Сингапуре, Валютное агентство в Саудовской Аравии. Иногда один центральный банк является эмиссионным центром нескольких государств: Банк государств Центральной Африки выполняет функции центрального одновременно в 5 Африканских странах – Габоне, Камеруне, Конго, Центрально-Африканской республике, Экваториальной Гвинее, в каждой из которых у него свое отделение.

По критерию собственности на капитал центральные банки могут быть как полностью государственными (Франция, Россия), так и со смешанным государственно-частным капиталом Национальный Банк Бельгии, Центральный Банк Турецкой Республики). При этом одни из них сразу были образованы как государственные банки (Дойче - Бундесбанк - Германия), другие первоначально являлись частными или смешанными, а затем национализированы (Банк Канады).

По форме аккумуляции капитала центральные банки могут быть акционерными и неакционерными (государственными). В Японии акционеры не участвуют в управлении центральным банком.

Можно выделить три основные модели организации центральных банков, сложившиеся в мире:

1. Традиционная встречается в странах, где функционирует двухуровневая банковская система (Латинская Америка, Африка, Восточная и Центральная Европа, Россия).

Центральный банк РФ был создан в 1990 глду после упразднения Госбанка СССР. Организационную структуру его составляет центральный аппарат, 59 главных управлений, 19 национальных банков, 5 управлений Московского ГТУ, 1165 расчетно-кассовых центров, Центральное хранилище и сеть межрегиональных хранилищ.

Функциональная структура представлена коллегиальным органом – Национальным банковским советом (НБС), возглавляемым председателем Банка России. В НБС входят 12 человек, которые, за исключением председателя, не являются его служащими. Решения принимаются большинством голосов, от числа присутствующих при кворуме 7 человек. В компетенцию НБС входит рассмотрение наиболее важных вопросов – совершенствование банковской системы, утверждение направлений денежно-кредитной политики, годового отчета Банка России.

Органом управления Банка России является Совет директоров, состоящий из 12 членов и возглавляемый председателем Банка России, который не имеет право занимать свою должность более 3-х сроков подряд. Члены Совета директоров назначаются сроком на 4 года по представлению председателя и согласованию с Президентом РФ и утверждаются Госдумой. Заседания Совета проходят не реже одного раза в месяц. Решения принимаются простым большинством голосов, в случае их равенства голос председателя является решающим.

2. Американская – р оль Центрального банка выполняет Федеральная резервная система (ФРС) – функционирует в США, Индии. В структуре ФРС США выделяют 5 звеньев: Совет управляющих ФРС; Федеральный комитет по операциям на открытом рынке; Федеральный консультативный совет; федеральные резервные банки (ФРБ); коммерческие банки. В соответствии с Законом о создании ФРС территория США подразделена на 12 федеральных резервных округов, границы которых не совпадают с границами штатов. В каждом из них функционирует ФРБ, выполняющий функции центрального банка в рамках отдельного резервного округа. ФРБ юридически не являются государственными институтами, хотя тесно связаны с правительством, Министерством финансов, системой государственных учреждений. Их капитал образуется из взносов частных коммерческих банков, являющихся членами ФРС.

3. Европейская модель организации Центральных Банков – новая, молодая, представлена европейской системой центральных банков (ЕСЦБ), возглавляемой Европейским Центральным Банком. В ЕСЦБ помимо ЕЦБ входят центральные банки государств - членов Европейского экономического валютного союза (ЕЭВС). Банк Англии, Банк Дании и Банк Швеции являются членами ЕСЦБ со специальным статусом: они не уполномочены участвовать в принятии решений, касающихся в проведении единой денежно-кредитной политики, так как Великобритания, Дания и Швеция продолжают использовать свои национальные валюты и проводить самостоятельную денежно-кредитную политику.

В Уставе ЕСЦБ и ЕЦБ предусмотрена их независимость от других органов ЕЭВС, а так же от правительств стран-членов ЕЭВС. Высшим органом управления ЕСЦБ является Совет управляющих, Включающий Исполнительную дирекцию и Генеральный Совет. Совет управляющих состоит из 18 человек: 6 членов Исполнительной дирекции и 12 управляющих центральных банков стран-участниц ЕЭВС. Основная его задача – определение ключевых элементов денежно-кредитной политики ЕЭВС. Решения принимаются большинством голосов, президент имеет решающий голос. Под руководством Совета управляющих осуществляют свою деятельность 13 комитетов: внутренних аудиторов, по банкнотам, бюджетный, внешних коммуникаций, бухгалтерского учета и доходов, юридический, по рыночным операциям, по денежно-кредитной политике, международных отношений, статистический, информационных систем, банковского надзора, платежно-расчетных систем. Исполнительная дирекция служит проводником денежно-кредитной политики, руководит действиями центральных банков, в ее состав входят президент, вице-президент и 4 члена, избираемые на 8 лет без права повторного назначения. Генеральный совет позволяет поддерживать тесную связь со странами-членами ЕС, не вошедшими в Валютный союз, в его состав входят президент, вице-президент ЕЦБ, а так же управляющие всех стран ЕС. Председатель ЕЦБ является одновременно председателем Совета управляющих, Исполнительной дирекции и Генерального совета, и представляет ЕЦБ во внешних организациях.

Центральные банки стран-участниц ЕЭВС собирают заявки банков и направляют их в центральный компьютер во Франкфурте-на-Майне, на основе которых ЕЦБ определяет процентную ставку по кредитам (1,5%). После создания ЕСЦБ и ЕЦБ центральные банки стран-участниц системы фактически утратили полномочия в области денежно-кредитной политики, однако они осуществляют надзор и контроль за национальными кредитно-банковскими институтами, эмиссию банкнот, номинированных в евро, выпуск ценных бумаг, контроль над бесперебойностью работы платежно-расчетной системы и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: