Денежно-кредитная политика (ДКП) Банка России, и ее инструменты

Денежно-кредитное регулирование – это осуществление кратко - и долгосрочных мероприятий по управлению динамикой денежного оборота со стороны государства в лице независимого центрального банка, с целью достижения экономического роста.

Денежно-кредитная политика рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства. Ее объектами являются спрос на деньги и их предложение. Ее субъектами являются Центральный банк и коммерческие банки. Денежный оборот регулируется Центральный банк в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии (увеличение ресурсов комбанков) или в кредитной рестрикции (уменьшение ресурсов комбанков).

В рамках ДКП Центральный банк применяет прямые методы (носят административный характер, ограничивающий объем денежного предложения и цен на финансовом рынке, могут вызвать отток финансовых ресурсов в теневую экономику или зарубеж); косвенные методы (воздействуют на экономику при помощи рыночных инструментов); общие методы (являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом); и селективные методы (регулируют конкретные виды кредита и нося в основном директивный (ограничительный) характер).

Основными инструментами ДКП являются:

¨ Изменение норматива обязательных резервов;

¨ Процентная политика;

¨ Операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.

Одна из основных мер – установление минимальных резервных требований, которая выражается в формировании Фонда обязательного резервирования. В настоящее время норма отчислений в Фонд обязательных резервов от всех видов привлечения, кроме вкладов населения, составляет 10%, по вкладам – 7%. Расчет осуществляется в течение месяца за каждый день.

Механизм действия следующий: если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, это приводит к сокращению ресурсов коммерческих банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно это вызывает мультипликативное уменьшение денежного предложения (так как изменение норматива вызывает изменение величины депозитного мультипликатора). И, наоборот – при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение объема предложения денег.

Этот инструмент является наиболее мощным, но достаточно грубым, так как воздействует на основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения в объеме банковских резервов и привести к модификации кредитной политики банков.

Другим косвенным инструментом влияния на денежно-кредитную политику является процентная политика и, в первую очередь, регулирование официальной учетной ставки или ставки рефинансирования Банка России (предоставление кредитным учреждениям заимствований, когда они испытывают временные финансовые трудности), в настоящее время она составляет 8,5%. К этому же инструменту относится изменение процентов за пользование ломбардным кредитом, кредитом «овернайт», операциями РЕПО и средствам банков, привлеченным в депозиты в Банк России (депозитная политика – коммерческие банки могут получать доход от своих свободных средств, привлекаемых Центральным банком в депозиты, увеличивая ставку по депозитам, (ее диапазон колеблется от 3 до 12%, и зависит от сроков) Центральный банк снижает объемы денежной массы в обращении, и, наоборот).

Механизм действия следующий: если Центральный банк увеличивает учетную ставку, это приводит к увеличению процентов по ссудным операциям коммерческих банков. Соответственно это вызывает мультипликативное уменьшение денежного предложения (так как изменение учетной ставки вызывает изменение величины депозитного мультипликатора). И, наоборот – при уменьшении учетной ставки происходит мультипликативное расширение объема предложения денег.

Операции на открытом рынке позволяют: осуществить через центральный банк временное заимствование у коммерческих структур, коммерческих банков и населения временно свободных денег для Правительства; сократить инфляционное финансирование дефицита государственного бюджета; регулировать общую массу денег в обращении; повысить надежность коммерческих банков, формирующих свои активы путем приобретения гарантированных государством ценных бумаг.

Механизм действия следующий: при продаже центральным банком ценных бумаг коммерческим банкам увеличивается, а при покупке у коммерческих банков уменьшается объем их собственных ресурсов, что влечет за собой изменение стоимости кредита и спроса на деньги. Данный инструмент является наиболее гибким, но в нашей стране менее эффективным – В 90-е годы Банк России с целью финансирования дефицита государственного бюджета выпускал от имени правительства ГКО, КО, ОФЗ, далее – облигации Банка России (ОБР), опыт эмиссии этих ценных бумаг показал еще слабое влияние этого инструмента.

В соответствии с ФЗ «О Центральном Банке РФ» Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год, а не позднее 1 декабря основные ее направления. Предварительно проект представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Госдума рассматривает не позднее принятия ФЗ О Федеральном Бюджете на предстоящий год, тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики. ЦБ при разработке документа исходит из результатов анализа развития экономики за предыдущий период и прогноза развития на предстоящий, программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу и текущих задач, содержащихся в проекте федерального бюджета.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики (на текущий год) включает следующие разделы:

1. Концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики. Обеспечение устойчивости национальной валюты, постепенное снижение инфляции и поддержание на низком уровне (до 2% в год).

2. Краткая характеристика состояния экономики. Макроэкономическая ситуация оценена Центральным банком как стабильная, характеризующаяся устойчивым состоянием платежного баланса, продолжением экономического роста, снижением инфляции, ростом реальных денежных доходов населения. Сохранился устойчивый курс рубля. Однако наблюдались слабое развитие финансовых рынков, низкий уровень трансформации сбережений в инвестиции, низкая инвестиционная активность.

3. Прогноз достижения текущих целей денежно-кредитной политики. Предполагается снижение инфляции до уровня 2-6% при росте объема ВВП на 4-5%, при этом спрос на рублевую денежную массу должен составить до 20% за год.

Количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики в текущем году и прогноз возможности их достижения с помощью определенных мероприятий или корректировки целей.

5. Сценарный (многовариантный) прогноз развития экономики России на предстоящий год. При расчетах показателей денежной программы Центральный банк базировался на сценариях (2-х вариантах прогноза платежного баланса) социально-экономического развития России, разработанных Минэкономразвития России.

6. Прогноз основных показателей платежного баланса на предстоящий год. Сокращение положительного сальдо текущих операций вследствие более высоких темпов роста импорта товаров по сравнению с темпами роста экспорта. Роль прямых инвестиций была незначительной.

Целевые ориентиры собственно денежно-кредитной политики на предстоящий год с указанием интервальных ориентиров инфляции, денежной базы, денежной массы, изменения золотовалютных резервов.

8. Показатели денежной программы на предстоящий год. Показатели по денежной базе и источникам ее формирования: за счет внутренних активов - чистый кредит правительству, банкам и за счет чистых международных резервов. На текущий год приведены 2 сценария денежной программы: по одному сценарию сальдо должно быть нулевым, прирост золотовалютных резервов не прогнозировался, по второму - предусматривалось положительное сальдо в 7 млрд. долл. и резервы должны были вырасти на такую же сумму.

9. Варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики для достижения целей. Центральный банк использует нормативы обязательных резервов, ломбардное кредитование, депозитные аукционы и др.

10. План мероприятий Банка России по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков, платежной системы. Поскольку субъектами денежно-кредитной политики являются банки, от стабильности и устойчивости национальной банковской системы во многом зависит возможность достижения стратегических и тактических целей денежно-кредитной политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: