Реорганизация системы кредитования в 1921 — 1928 гг

Во второй половине 20-х гг. XX в. в кредитно-денеж­ной системе страны отмечалось два самостоятель­ных, но в конечном счете взаимосвязанных процес­са: нарастание трудностей и противоречий и тен­денция к централизации управления кредитом.

Наблюдались трудности в реализации мер по поддержанию устойчивости червонца на внут­реннем рынке. Развивающаяся промышленность и торговля нуждались в кредитах во все возрастаю­щих масштабах. В то же время Наркомфин и Гос­банк в целях сдерживания инфляции и поддержа­ния устойчивости червонца старались сдерживать кредитную эмиссию. Так, в 1926 году экономика стра­ны испытывала серьезные трудности в связи с проведением кредитной рестрикции, то есть сок­ращения объема ссуд в целях предотвращения рос­та денежной массы в обращении. После отказа от политики кредитной рестрикции в 1927 году Госбанк перешел к политике широкой кредитной экспансии. В результате кредитная эмиссия перестала соответст­вовать реальным накоплениям и начала привлекать в народное хозяйство денежные знаки, в связи с чем с середины 1925 году началось падение курса червон­ца. Для его поддержания требовалось постоянное по­полнение рынка валютными ценностями. Со второй половины 1926 году были запрещены купля-продажа иностранной валюты на внутреннем рынке и (вско­ре) ввоз и вывоз советской валюты за границу. Тенденция к централизации управлением кре­дитом неизбежно приводила к вымыванию его ком­мерческих основ, превращению в разновидность цент­рализованного финансирования.

Централизация управления кредитом была непос­редственно связана и обусловлена ростом центра­лизации управления промышленностью со сто­роны синдикатов (промышленных объединений): Всероссийский текстильный синдикат, Продасиликат, Масложирсиндикат получали 100% банковских кредитов, выделенных соответствующим отраслям; в других сферах экономики синдикаты также акку­мулировали 60 — 80% объема кредитов.

Сосредоточение у синдикатов контроля над свя­зями промышленности с банками обусловило ха­рактер реорганизации кредитной системы в 1927—1929 гг., которая проводилась по следующим на­правлениям:

жесткое закрепление клиентов за банками;

каждая хозяйственная организация была прикреп­лена к определенному банку, в котором она должна была держать счет и получать кредиты;

лишение банков оперативной самостоятель­ности (оперативное право управления всей банков­ской системой было передано Госбанку);

разграничение краткосрочного и долгосрочного кредитов. До февраля 1925 года Промбанк и Элект­робанк наряду с Госбанком предоставляли промыш­ленности долго- и краткосрочные кредиты. Затем краткосрочные кредитные операции были переда­ны Госбанку, а долгосрочные — Банку долгосрочно­го кредитования промышленности и электрохозяй­ства, объединившему Промбанк и Электробанк;

снижение роли фондовых бирж и переход на бюджетное финансирование. В 20-е гг. была пред­принята попытка наладить функционирование фон­довых бирж, на которых обращались в основном только облигации государственных займов. Во второй поло­вине 20-х гг., с превращением государственных займов из добровольных в морально-принудительные, су­ществование фондовых бирж потеряло смысл. Ос­новным источником долгосрочного кредита стал го­сударственный бюджет;

введение квартальных планов краткосрочно­го кредитования, предусматривавших жесткое по­квартальное планирование ссуд каждому клиенту.

Все это означало ликвидацию специфических кредитных функций банков и превращение бан­ковского кредитования в разновидность государст­венного финансирования.

По мере дальнейшего развития индустриализа­ции и коллективизации сельского хозяйства выяви­лась необходимость перестройки системы кредито­вания. Существовавшие формы распределения кре­дитов стали препятствовать планомерному распределению и использованию денежных ресурсов. Вза­имное коммерческое кредитование тормозило пла­новую организацию оборотных средств предприя­тий, давало возможность прибегать к внеплановым источникам финансирования. Политика коммерчес­кого кредитования затрудняла использование кре­дита в качестве инструмента внедрения хозрасчета и контроля за работой предприятий, развитие кре­дитного планирования, тормозило переход к прямо­му планированию денежного обращения.

В то же время существовали объективные предпосылки для проведения кредитной реформы:

почти полное вытеснение частного капитала из про­мышленности и торговли;

быстрый рост социалистического сектора в сель­ском хозяйстве;

усиление роли финансово-кредитной системы в пла­новом распределении денежных накоплений;

повышение роли Госбанка как центрального зве­на кредитной системы;

расширение прямого целевого кредитования;

развитие во внутрипромышленном обороте безна­личных расчетов через банки.

Кредитная реформа 1930 — 1932 гг.

Кредитная реформа 1930 года преследовала две глав­ные цели: установление принципа демократичес­кого централизма в работе банков и концентрация кредитного, расчетного и кассового обслуживания народного хозяйства в одном общенациональном банке. Исходя из этих целей реформа проводилась по сле­дующим направлениям:

ликвидация взаимного товарного кредитования и замена коммерческого кредита банковским;

сосредоточение в одном государственном банке — Госбанке — ресурсов для краткосрочного кредито­вания;

превращение безналичных расчетов, осуществляв­шихся с помощью банков, в основной вид денежных расчетов между предприятиями и организациями при минимальном использовании наличных денег в расчетах;

перестройка банковского аппарата по функциональ­ному признаку с четким разграничением функции по краткосрочному кредитованию производства и дол­госрочному кредитованию капитальных вложений.

В 1930 году Госбанку были переданы краткосрочные операции кооперативных банков, преобразованных в банки долгосрочных вложений. На базе Централь­ного сельскохозяйственного банка СССР был орга­низован Всесоюзный сельскохозяйственный коопе­ративно-колхозный банк. В дальнейшем все операции по кредитованию сельского хозяйства перешли к Госбанку. На основе сельскохозяйственных кредит­ных товариществ были созданы отделения Госбан­ка практически во всех районах страны.

Таким образом, Госбанк превратился в институт краткосрочного кредитования, расчетный и кас­совый центр.

Кредитная реформа проводилась в тесной связи с реорганизацией управления промышленностью и пе­реводом предприятий на хозяйственный расчет, пе­рестройкой системы товарооборота, налоговой ре­формой.

Давая оценку кредитной реформе 1930 года, следует отметить, что она была оторвана от реальности по своей идеологии и организационным принципам и создала ситуацию, при которой хозяйство не смогло функционировать нормально. Резко возросли незаказанные, некомплектные поставки, катастрофически повысилась кредитная эмиссия.

В 1931 — 1932 гг. в кредитную реформу были внесены исправления: предприятия стали наделяться собственными оборотными средствами за счет предо­ставляемых Госбанком кредитов, которые погаша­лись выплатами из госбюджета в течение 1932 —1938 гг.; собственные и заемные средства стали раз­граничиваться на расчетном и ссудном счетах, открываемых банком каждому хозрасчетному предпри­ятию; вместо автоматической оплаты поставщиков основной формой расчетов стал акцепт — перечис­ление средств на счет поставщика после получения согласия со стороны покупателя оплатить отгружен­ный товар; было отменено кредитование «под план», дававшее практически неограниченную возможность накачивания кредитов в экономику.

С мая 1932 года финансирование и кредитование ка­питальных затрат стали осуществляться четырьмя всесоюзными банками долгосрочных вложений: Всекобанком, Промбанком, Сельхозбанком и Центробан­ком. Образованная в 30-е гг. кредитная система просу­ществовала до 1988 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow