Основные этапы выработки решений:
• исследование проблемы;
• подготовка проектов решений;
• принятие решений.
Исследование проблемы:
• выявление проблемы;
• квалификация проблемы (поисковая, практическая);
• формулирование проблемы.
Подготовка проектов решений:
• сбор информации;
• разработка возможных вариантов решений;
• отбор 2-3-х альтернативных вариантов решений;
• предварительная оценка отобранных вариантов.
Принятие решений:
• выбор одного варианта решения;
• юридическое оформление решения.
Критерии оптимизации решений:
• общая эффективность;
• начальные капиталовложения;
• время.
Факторы, влияющие на качество решения:
- объективные факторы:
• условия труда сотрудников, имеющих причастность к данному решению;
• обеспеченность релевантной информацией;
• наличие квалифицированных сотрудников.
- субъективные факторы:
• индивидуальные особенности участников процесса обоснования и принятия
решений;
• групповые отношения между участниками;
• стиль руководства.
Подходы к принятию решений:
• интуитивные эвристические решения – выбор, сделанный на основе чувства
правильности выбранного варианта, достигаемого путем сознательного
сопоставления "за" и "против" каждой альтернативы;
• решения, базирующиеся на размышлениях – выбор логически сделан на
основе знаний и накопленного опыта путем сопоставления имеющихся в
наличии альтернатив с прошлыми событиями.
Выполнение решений включает следующие этапы:
- организация подготовки:
• подбор дополнительных исполнителей;
• доведение и разъяснение решения;
• разработка плана реализации решения;
• обучение исполнителей;
• создание других условий для выполнения решений (освобождение от предыдущих обязанностей, предоставление полномочий и т.д.).
- выполнение решения:
• поточное (текущее) выполнение;
• текущий контроль и отчетность;
• текущая координация исполнителей;
• корректирование решений;
• оперативное регулирование ресурсов.
- контроль решения:
• официальный отчет о выполнении;
• подведение итогов;
• определение оценок исполнителям;
• поощрения и санкции для исполнителей.
8. Лидерство в управлении
Лидерство (руководство) – действия менеджера, которые направлены на побуждение людей работать эффективно и с желанием.
Руководя подчиненными, менеджеры могут давать задания, показывать, как выполнять работу, отдавать приказы и распоряжения, оценивать деятельность работников, исправлять их ошибки. Выполняя функцию руководства, менеджеры используют свои коммуникативные навыки.
Стили лидерства:
• директивный (указующий) – “сделай это, иначе...”. Менеджеры с таким стилем руководства склонны ожидать немедленного выполнения подчиненными своих указаний и очень мало или вообще не воспринимают иных мнений;
· авторитарный – “ожидаю вклада и инициативы со стороны подчиненных”. Менеджеры, которые пользуются этим стилем, склонны выдавать четкие инструкции, добиваться определенной инициативы от подчиненных (не допуская каких-нибудь сомнений в том, кто действительно является босом), постоянно контролировать их действия, мотивировать к работе с помощью, как дисциплинарных взысканий, так и разных поощрений. Они считают такое влияние ключевой составной работы менеджера;
· демократический – “давайте все решать вместе”. Менеджеры с таким стилем поощряют работников к участию в решении производственных вопросов, а также к развитию их способностей. Они склонны считать, что отдельные команды и их члены, работая вместе, лучше выполняют работу, и часто считают, что постоянное контролирование работника или подробные инструкции не нужны;
· делегирующий (наделяющий полномочиями) – “коллега, партнер или тот, кто делегирует”. При таком стиле менеджеры видят себя теми, кто развивает способности своих работников, беспокоятся о высоких показателях в работе. Они обеспечивают высокую гибкость в определении целей и заданий, согласованных с целями фирмы, определяют пути и способы выполнения заданий и решения проблем.