Вторым после интервьюирования, но не менее значимым направлением работы студентов-клиницистов является консультирование клиентов.
Консультирование в самом общем плане можно определить как процесс, в ходе которого юрист помогает клиенту найти решение его правовой проблемы законным способом, оценивает правовую ситуацию, дает юридические советы о целесообразном поведении клиента и правовых последствиях его действий.
Иногда в литературе консультирование определяют как процесс, с помощью которого адвокаты содействуют клиентам в принятии решения[16].
Среди профессиональных навыков юриста навык консультирования, очевидно, самый востребованный. Кем бы ни работал юрист, какую бы должность он не занимал, в какой бы сфере не практиковал – ему всегда приходится консультировать неюристов по вопросам права.
Учитывая, что консультирование – это общение, немаловажными для этой деятельности являются и различные коммуникативные навыки, проявляющиеся несколько иначе, чем при интервьюировании. В процессе консультирования коммуникативные роли изменяются. Теперь активная роль в диалоге принадлежит юристу. Он должен передать клиенту всю необходимую информацию о правовых аспектах его проблемы.
|
|
Но сделать это следует так, чтобы, во-первых, клиент понял, о чем говорит юрист, что значат те или иные положения закона, как они влияют на возможность решения его проблемы. Во-вторых, разъяснения юриста не должны превращаться в монолог, т. к. консультирование предполагает обсуждение проблемы с клиентом. Разъясняя клиенту правовые вопросы, юрист должен уметь вовлечь его в диалог, а в ходе беседы проверять, правильно ли клиент понимает его объяснения, выяснять, какие из предлагаемых вариантов решения он предпочитает и почему.
Следовательно, консультирование – это процесс, с помощью которого юрист выявляет альтернативные формы защиты права, определяет последствия совершения различных действий, помогает в выборе наиболее оптимального решения проблемы клиента.
Студент-консультант должен обладать определенными навыками, необходимыми при консультировании: уметь анализировать фактическую информацию с тем, чтобы выделять в ней юридически значимую, отличить главную от второстепенной; ориентироваться в нормативном материале; четко и доступно разъяснить клиенту правовую сторону его проблемы и пути возможных решений.
Цель консультирования состоит в следующем:
− дать клиенту исчерпывающую правовую информацию по интересующему его вопросу;
− выявить и разъяснить клиенту все возможные варианты решения его проблемы; – показать вероятные последствия каждого из решений;
|
|
− помочь клиенту выбрать наиболее оптимальное решение;
− в случае ведения дела оказать правовую помощь в реализации принятого решения[17].
Предметом общения студента-консультанта с клиентом являются обстоятельства, не очень приятные для последнего, поэтому клиент нередко говорит о них с неохотой, что вызывает затруднения в общении и влияет на методы и приемы, которые использует студент-консультант при проведении консультации. Выбор методов в значительной мере зависит от личных качеств клиента, поэтому существует условная типология клиентов.