Этапы консультирования

Технологически консультирование включает несколько этапов. Чтобы научиться организовывать и проводить консультирование, необходимо иметь о них представление.

1. Подготовка к консультированию. Это обязательный переходный этап между интервьюированием и консультированием. На данном этапе самостоятельно анализируются факты, сообщенные клиентом, а также нормативная база, необходимая в решении его проблем. Иногда при подготовке консультации после интервьюирования студент-консультант понимает, что полученной в ходе опроса информации недостаточно, возникает необходимость восполнить пробелы. В этих случаях следует перед встречей с клиентом подготовить список вопросов, на которые нужно получить ответы.

2. Встреча с клиентом для дачи консультации. Для того чтобы обеспечить эффективность консультации, студенту-консультанту следует сразу обозначить цель встречи и определить задачи, которые он собирается решить. При интервьюировании клиента студент-консультант уже получил представление о его характере, уровне его образования и культуры, способностях и манере поведения, все это следует учитывать для установления с ним необходимого для консультирования контакта. Поскольку с момента интервьюирования прошел определенный период времени, студент-консультант в самом начале встречи должен обязательно уточнить у клиента, не произошло ли каких-либо изменений в его ситуации, остались ли прежними его намерения, не хочет ли он сообщить что-либо дополнительно. Это очень важно, т. к. подобные сведения могут существенно повлиять на содержание консультации.

3. Разъяснение клиенту возможных вариантов решения его проблемы и анализ возможных последствий каждого из них. В данной ситуации студент-консультант может предложить: либо перечисление всех вариантов разрешения проблемы, а затем обсуждение каждого из них с клиентом, либо проведение поочередного обсуждения вариантов после их озвучивания. Эту часть консультации важно проводить в форме диалога, периодически задавая клиенту вопросы, прибегая к выражениям типа: «если это Вас заинтересует...», «один из возможных вариантов...», «вероятнее всего...» и т. п.

4. Помощь клиенту в выборе оптимального решения. Важно добиться активного соучастия клиента в выборе решения, потому что всегда остается опасность предложить клиенту вариант, не отвечающий его истинным желаниям, но оптимальный с точки зрения студента-консультанта. Многие клиенты часто пытаются переложить бремя принятия решения на юриста, постоянно задавая вопросы типа: «А как бы Вы поступили на моем месте?», «А что Вы мне посоветуете?». Необходимо уходить от ответа на эти вопросы, объясняя клиенту, что вы не на его месте, и только он сам может определить, что для него предпочтительнее. Если клиент сомневается и не может склониться к какому-то конкретному из предложенных вариантов решения, то предложите ему подумать и прийти в следующий раз, когда решение созреет. С помощью разъяснения правовых положений и прогноза возможных результатов необходимо подвести клиента к осознанному выбору.

5. Определение стратегии и тактики реализации принятого решения. После выбора самого решения студент-консультант и клиент продолжают обсуждение конкретных действий до его реализации. Например, если клиент решил обратиться с иском в суд, то можно обсудить с ним, когда целесообразно подать исковое заявление, к кому из судей пойти на прием, какие документы представить вместе с иском и т. п.

6. Обсуждение конкретных действий по каждому из вариантов или по одному, избранному клиентом – может потребовать новых встреч с клиентом, поэтому их следует запланировать совместно с ним. Обязательно следует объяснить клиенту, что в случае появления новой информации он должен сразу же сообщить вам об этом, т. к., возможно, это повлияет на способы реализации принятого решения.

Кроме того, на всех этапах консультирования происходит взаимодействие студента и преподавателя. Это не говорит о несамостоятельности студента, он сам принимает решение, но под контролем преподавателя. Преподаватель не занимается консультированием, не составляет процессуальные документы, он только контролирует и направляет студента, а в необходимых случаях помогает найти правильное решение.

Все действия, совершенные студентом по делу, а также итоговый документ фиксируются в соответствующих регистрационных картах или путем составления отдельных документов, прилагаются к карточке по делу и отправляются в архив, который ведется в юридической клинике. В дальнейшем любой студент-консультант и преподаватель, если ему потребуется, может поднять дело и ознакомиться с ним.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: