Первый, так называемый организационный, предполагает проверку явки учащихся, контроль их готовности к занятиям (наличие рабочей одежды, головных уборов и т. п.) и их психологическую подготовку к занятиям. На этом организационно-подготовительном этапе может осуществляться распределение по рабочим местам (при необходимости), раздача инструментов и заготовок, назначение дежурных (если обычный график почему-то нарушается). Если мастер сочтет нужным, он сообщает ученикам особенности хода настоящего занятия или концентрирует внимание учащихся на задачах, которые необходимо решить. Этот этап урока обычно занимает 5—10 мин (ориентировочно).
Второй этап — по усмотрению мастера — может быть, а может и отсутствовать. Назовем его актуализацией опорных знаний. Так называют восстановление в памяти учащихся, выявление актуальных для изучения нового материала, базовых знаний. Формы могут быть различными — это и специально организованный контроль знаний, и проверка результатов домашнего задания (если таковое имело место), и диалог во время последующего объяснения учебного материала.
|
|
Третий этап урока — обязательный на каждом занятии — вводный инструктаж. Он предваряет практическую часть урока и носит самый разнообразный характер в зависимости от темы занятия.
Главной составной частью вводного инструктажа при изучении операций является методически правильный и квалифицированный показ мастером трудовых приемов, которые должны усвоить учащиеся.
На уроках самостоятельного изготовления учебно-производственных изделий вводный инструктаж включает сообщение о назначении изделия, его применении, обязательный показ эталонного изделия. Далее следует подробный разбор технологической последовательности изготовления изделия (детали). Он включает в себя показ применяемых инструментов и приспособлений, демонстрацию необходимых приемов, предупреждение о возможных ошибках.
При обучении профессиям эксплуатационного характера на вводном инструктаже демонстрируются аппараты или механизмы, объясняется их устройство, работа и взаимодействие узлов, обращается внимание на эксплуатационные особенности и т.д.
Мастер на вводном инструктаже приводит типичные ошибки, обычно характерные при обучении, указывает причины, их вызывающие или меры предупреждения.
Уместно подчеркнуть: при проведении вводного инструктажа следует широко использовать средства наглядности.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА ЯВЛЯЕТСЯ ИНСТРУКТАЖ ПО БЕЗОПАСНЫМ ПРИЕМАМ РАБОТ!
Серьезным недостатком, встречающимся у молодых мастеров, является изложение на вводном инструктаже теоретического материала. Следует предметно показать важность этих знаний для практики, а не подменять собой преподавателя специальной технологии.
|
|
Следующий этап урока производственного обучения - практические работы учащихся, которые могут носить характер самый разнообразный — упражнений и самостоятельной работы, лабораторно-практических работ и игры учебно-производственного характера.
Этот этап совпадает с текущим инструктированием (целевыми обходами) мастера, когда осуществляется достоверный контроль понимания учащимися нового материала. Целевым обход назван потому, что рабочие места проверяются с четко намеченными целями. Таковыми могут быть:
проверка организации рабочих мест учащихся;
контроль соблюдения безопасных приемов труда;
соблюдение технологической последовательности обработки учебно-производственных изделий;
межоперационный контроль качества и соблюдения технических требований;
приемка и оценка выполненных работ.
Целевые обходы могут носить и другой характер, но последний из названных нами дает мастеру материал для последующего подведения итогов.
Текущий инструктаж может быть индивидуальным, групповым или фронтальным и диктуется необходимостью.
Если мастер заметил неправильное выполнение трудовых приемов или операций, он должен повторно показать на рабочем месте, как следует делать. Если же имеет место небрежное отношение к оборудованию или оснастке, нерациональное использование рабочего времени и т.п., индивидуальный инструктаж может носить характер строгого внушения. Как поступать в каждом конкретном случае, должны подсказать здравый смысл и знание мастером производственного обучения основ психологии.
Завершает занятие заключительный инструктаж и уборка рабочих мест в мастерских. Традиционно он включает в себя:
подведение итогов выполнения учебных задач;
разбор допущенных ошибок и выявление их причин;
анализ выполнения правил техники безопасности или технологической дисциплины (при необходимости);
сообщение результатов работы каждого;
объявление, что необходимо проработать дома (повторить к следующему занятию).
Вместе с тем имеется ряд моментов заключительного этапа урока, на которые молодой мастер должен обратить особое внимание.