Источники информации:
1) бухгалтерская отчетность - форма № 1 «Бухгалтерский баланс», форма № 4 «Отчет о движении денежных средств», форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;
2) статистическая отчетность – форма 6-ф «Отчет о состоянии расчетов»;
3) регистры бухгалтерского учета – Главная книга, журналы-ордера №№ 6, 8, 10, 10/1, ведомости № 5, 7 и др.
4) документы – договоры и контракты, накладные и инвойсы, счета-фактуры, таможенные и статистические декларации, акты, рекламации, платежные инструкции, сертификаты, материалы инвентаризаций и др.
С целью оценки системы внутреннего контроля проверяемой организации изучают:
- порядок подготовки договоров, их согласование и подписание;
- порядок выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей;
- сроки и порядок отчета по полученным доверенностям;
- организацию и порядок проведения инвентаризации задолженности и др.
С целью оценки системы организации бухгалтерского учета изучается учетная политика, в том числе:
-порядок отражения задолженностей (по срокам, контрагентам, формам расчетов, валютам платежа и др.);
-график документооборота;
-рабочий план счетов;
-применяемые субсчета и счета аналитического учета и др.
Направления проверки:
1. Наличие договоров и правильность их оформления.
2. Реальность задолженности перед поставщиками и подрядчиками. Для ее подтверждения:
а) проводят нормативную и формальную проверку первичных документов по совершенным операциям;
б) сверяют совпадение сальдо по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»в различных учетных регистрах и отчетности на дату проверки. Например, в журнале-ордере № 6, в Главной книге и балансе. При установлении расхождений надо установить их причины по каждому поставщику и подрядчику;
в) проверяют наличие и содержание актов инвентаризации (сверки) расчетов.
3. Правильность ведения синтетического и аналитического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Для этого:
а) в применяемом учетном регистре, например в журнале-ордере № 6, анализируют корреспондирующие записи по дебету и кредиту счета 60;
б) сверяют данные о поступивших товарно-материальных ценностях в различных учетных регистрах, например, в журнале-ордере № 6 и ведомости № 10-с. Особое внимание следует обратить на расчеты с поставщиками по неотфактурованным поставкам и материалам в пути;
в) проверяют правильность отражения в учете затрат по приобретению и заготовлению товарно-материальных ценностей, а также НДС, выделенного в счетах поставщиков. Для этого следует обратить внимание на счета, корреспондирующие с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
г) проверяют взаимосвязь синтетического и аналитического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
д) устанавливают наличие задолженности, не оплаченной в срок, с истекшими сроками исковой давности.
4. Выполнение условий договоров поставки по ценам, срокам, ассортименту и др.
5. Организация претензионной работы и ее эффективность.
6. Эффективность используемых форм расчетов.
7.Соответствие данных учета требованиям к составлению отчетности.
При проверке выданных авансов, числящихся на субсчете «Авансы выданные», надо по каждому выданному авансу установить законность и целесообразность их выдачи.
При наличии операций по выданным векселям за полученные товарно-материальные ценности проверяют правильность отражения этих операций в учете и своевременность погашения задолженности, обеспеченной векселями.
При наличии расчетных операций, основанных на уступке требований, необходимо ознакомиться с договорами уступки требования и установить:
- основание уступки, законность и целесообразность,
- правильность записей на счетах бухгалтерского учета по подобным операциям.
В том случае, если проверяемый субъект участвовал во взаимозачетах между организациями, надо установить, имеются ли:
- акты сверок сумм дебиторской и кредиторской задолженности и
- акты (договоры) о взаимозачетах.
- факты превышения предельных нормативов прекращения обязательств без поступления денежных средств.
Одновременно проверяются записи, сделанные на счетах бухгалтерского учета.
При проверке расчетов с подрядчиками дополнительно проверяют:
1) включены ли строящиеся объекты в титульный список;
2) обеспечены ли они соответствующими источниками финансирования;
3) наличие проектно-сметной документации на строящиеся объекты;
4) объемы выполненных работ.
При необходимости проводится контрольный обмер выполненных объемов строительно-монтажных работ.