Налоговое обязательство и его исполнение

Налоговое обязательство. Условия его возникновения. Налоговый период

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Если учесть, что объектом налогообложения в налоговом законодательстве называется объект, с наличием которого у налогоплательщика связывается возникновение обязанности по уплате налога, то можно утверждать, что обязанность по уплате налога или сбора возникает с возникновением объекта налогообложения.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения законодательно установленных обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Следует отметить, что возникновение обязанности и возложение ее на налогоплательщика не обязательно совпадают по времени. Так обязанность уплатить НДС может возникнуть у плательщика этого налога в момент реализации товара, но возложена на него по правилам гл. 21 НК РФ будет только по окончании соответствующего месяца (или квартала).

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный налоговым законодательством (срок уплаты налога), при этом налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

2) с возникновением обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора;

3) со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умер­шим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;

4) с ликвидацией налогоплательщика-организации, после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со ст.49 НК РФ.

Обязанность считается исполненной налогоплательщиком:

· с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога (при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика), а при уплате налогов наличными денежными средствами — с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Го­сударственного комитета РФ по связи и информатизации;

· после вынесения налоговым органом или судом в установленном порядке решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов;

· с момента удержания налога налоговым агентом, если в конкретном случае обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента.

Налог не признается уплаченным в случае:

• отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику соответствующего платежного поручения;

• если на момент предъявления в банк поручения на уплату налога налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения, предусмотренных НК РФ. К ним относятся:

• взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке;

• взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика.

Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, за исключением случаев, когда обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:

• юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;

• юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.

Налоговый период — это период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Он может представлять собой календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Продолжительность налогового периода во многом определяется видом налога:

• для прямых налогов (налогов на доходы) продолжительность налогового периода совпадает с финансовым годом (в РФ финансовый год совпадает с календарным);

• для косвенных налогов продолжительность налогового периода меньше — квартал либо месяц.

Такая зависимость объясняется следующими обстоятельствами:

• для прямых налогов основным является расчет фактически полученного дохода за весь финансовый год (при этом суммы прямых налогов невелики по сравнению с суммами косвенных налогов);

• для косвенных налогов отсутствует привязка к финансовому году. Величину налоговой базы для этой группы налогов можно исчислить относительно любого календарного промежутка времени. Однако налоговой базой для косвенных налогов является выручка (а не доход или прибыль) и, следовательно, объемы самих платежей существенно больше, чем при прямом налогообложении. Увеличение продолжительности налогового периода в этой ситуации приведет к усложнению расчетов налогоплательщиков с государством (например, из-за необходимости привлекать краткосрочные кредиты для уплаты налогов). Поэтому для косвенных налогов, исчисляемых с выручки, налоговый период устанавливается ми­нимально возможным — календарный месяц, а в отдельных случаях (например, отдельные виды акциза) — как половина месяца. Существует группа налогов, для которых (в силу специфики объекта налогообложения) налоговый период не определен. Обязанность уплатить такие налоги возникает при совершении какого-либо действия, носящего одноразовый характер. К таким налогам относится, например, налог на наследование и дарение.

В налоговом законодательстве установлены правила определения первого и последнего налогового периода, распространяющиеся только на те налоги, налоговый период которых определяется как год.

Первым налоговым периодом для начинающего деятельность налогопла­тельщика является:

• период времени со дня создания до конца года — для всех налогопла­тельщиков, созданных в период с 1 января по 30 ноября (днем создания является день государственной регистрации);

• период времени со дня создания до конца следующего календарного года — для налогоплательщиков, созданных (зарегистрированных) в декабре.

Последним налоговым периодом для ликвидирующегося (реорганизующегося) налогоплательщика в зависимости от конкретной ситуации является:

• период времени от начала года до дня завершения ликвидации (реорганизации);

• период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).

Эти правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

В случаях, когда установленный налоговый период отличается от календарного года, определение первого и последнего налогового периода производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Если имущество, являющееся объектом налогообложения, было приобретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) после начала календарного года, налоговый период по налогу на это имущество в данном календарном году определяется как период времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика.

Исчисление налога. Объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговые льготы

Порядок исчисления налога представляет собой обязательный элемент налогообложения, который должен быть определен при установлении налога. С целью обеспечения единства правил налогообложения на всей территории РФ порядок исчисления по федеральным, региональным и местным налогам устанавливается НК РФ или соответствующими федеральными законами.

Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, исчисляется исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот следующим образом:

• как произведение налоговой базы и налоговой ставки, если налоговая база выражена в натуральных единицах;

• как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если налоговая база выражена в денежных единицах.

Льготы при расчете суммы налога учитываются в зависимости от вида льгот.

Чаще всего сумму налога налогоплательщик исчисляет самостоятельно, однако, в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Если сумму налога исчисляет налоговый орган, то не позднее 30 дней до наступления срока платежа он обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление, в котором указываются:

• размер налога, подлежащего уплате;

• расчет налоговой базы;

• срок уплаты налога.

Форма налогового уведомления устанавливается МНС России. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации либо физическому лицу, а также законному или уполномоченному представителю лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения уведомления. В случае, когда налогоплательщик уклоняется от получения уведомления, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней с даты направления письма.

Определение точного срока, когда налогоплательщик получил налоговое уведомление, крайне важно, так как налоговое законодательство предусматривает, что в этом случае обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Налоговая база является обязательным элементом налогообложения, определение которого необходимо для установления налога. Согласно части первой НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения, т.е. является количественным выражением объекта налогообложения, к которому в соответствии с порядком исчисления налога применяется налоговая ставка. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ. Такой порядок обеспечивает единство правил налогообложения на всей территории РФ.

Различают два способа определения величины налоговой базы:

1) в денежном выражении;

2) в натуральном выражении.

Налоговая база может формироваться в течение налогового периода одним из следующих методов:

• кассовым — в налоговую базу включаются все суммы, реально полученные или выплаченные налогоплательщиком в текущем налоговом периоде;

• накопительным (начисления) — в налоговую базу включаются возникающие в налоговом периоде права и обязательства без учета того, сопровождались ли они в этом периоде движением денежных средств или нет. Порядок исчисления налоговой базы устанавливается применительно к каждому конкретному налогу.

Структура информационной основы для определения налоговой базы и обязательность ее наличия зависят от категории налогоплательщиков.

Категория налогоплатель­щиков Структура информационной основы Государственный орган, регламентирующий структуру информационной основы Обязательность наличия информационной основы
Организации Регистры бухгалтерского и на­логового учета в совокупности с иными документально под­твержденными данными об объектах, подлежащих на­логообложению либо связанных с налогообложением Минфин России, МНС России Обязательно
Индивидуальные предприниматели Данные учета доходов и рас­ходов и хозяйственных опе­раций Минфин России и МНС России (Приказ Минфина России №86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 «Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей») Обязательно
Прочие налогопла­тельщики — физи­ческие лица Получаемые в установленных случаях от организаций данные об облагаемых доходах, а также данные собственного учета облагаемых доходов Осуществляется по произвольным формам Не обязательно

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

В зависимости от вида налоговой базы используются следующие виды налоговых ставок:

• твердые (специфические) — если налоговая база определяется в натуральном выражении;

• процентные (адвалорные) — если налоговая база определена в денежном выражении.

Кроме этого налоговые ставки можно классифицировать по величине:

• общие — налоговые ставки, применяемые в обычных ситуациях (например, 18% — для налога на добавленную стоимость);

• повышенные — налоговые ставки, превышающие общие и установленные для определенных случаев (например, ставка 35% — по доходам физических лиц в виде материальной выгоды);

• пониженные — налоговые ставки, установленные ниже обычных и при­меняемые в определенных случаях (например, регрессивная шкала ставки единого социального налога).

В зависимости от соотношения между ростом налоговой ставки и ростом налоговой базы (т.е. по характеру начисления) различают следующие виды налоговых ставок:

• ставка прогрессивного налога — увеличивается с увеличением налоговой базы так, что владелец большего дохода платит больший налог и в абсолютном и в относительном выражении;

• ставка регрессивного налога — устанавливается либо в виде фиксированной величины, либо в виде соответствующей шкалы таким образом, что в относительном плане часть дохода, уплачиваемая в качестве такого налога, уменьшается с ростом дохода;

• ставка пропорционального налога — ставка налога устанавливается в виде неизменной доли налоговой базы (процентная ставка), т.е. владельцы разных доходов платят различные абсолютные суммы, но в относительном выражении платежи одинаковы.

Ставки федеральных налогов устанавливаются либо НК РФ, либо Правительством РФ в пределах, установленных НК РФ.

Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ либо нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.

Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Этот элемент налогообложения не является обязательным при установлении налога. Налоговые льготы определяются актами налогового законодательства соответствующего уровня (для некоторых налогов базовый перечень льгот устанавливается федеральным налоговым законодательством), при этом обязательно должны быть определены основания, порядок и условия применения льгот. НК РФ указывает, что налоговые льготы не могут носить индивидуального характера.

Существуют следующие виды льгот:

• освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий платель­щиков;

• изъятие из обложения определенных элементов объекта налогообложения;

• понижение налоговых ставок;

• уменьшение налоговой базы;

• вычет из налогового платежа за расчетный период;

• прочие налоговые льготы.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Установлением срока уплаты налога определяется период времени, в течение которого налогоплательщиком должна быть произведена уплаты налога. Сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому налогу. Изменение установленного срока допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ.

При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в установленном порядке.

Сроки уплаты могут быть определены несколькими способами:

• календарной датой;

• истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями;

• указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Порядок уплаты налогов чаще всего установлен в виде разового внесения всей суммы налога на счета бюджета или внебюджетных фондов. Однако в отдельных случаях может быть предусмотрен и иной порядок. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через организацию связи.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. При этом порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ, а порядок уплаты региональных и местных налогов — соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Сроки и порядок уплаты налогов. Меры обеспечения исполнения налогового обязательства

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ (п. 1 ст. 57 НК РФ).

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пеню в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ (п. 2 ст. 57 НК РФ).

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются Налоговым кодексом применительно к каждому такому действию (п. 3 ст. 57 НК РФ).

Порядок уплаты налогов и сборов: уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 58 НК РФ).

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки (п. 2 ст. 58 НК РФ).

В соответствии с НК РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода

предварительных платежей по налогу – авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Уплата налога производится в наличной или безналичной форме (п. 4 ст. 58 НК РФ).

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии со ст. 58 НК РФ применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с НК РФ (ст. 58 НК РФ).

Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора: изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок (п. 1 ст. 61 НК РФ).

Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога, если иное не предусмотрено гл. 9 НК РФ. Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ (п. 2 ст. 61 НК РФ).

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита (п. 3 ст. 61 НК РФ).

Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора (ст. 61 НК РФ).

Исполнение обязанности по уплате налогов может обеспечиваться следующими способами:

• залогом имущества;

• поручительством;

• пеней;

• приостановлением операций по счетам в банке;

• наложением ареста на имущество налогоплательщика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: