Налогоплательщики. Признаки, определяющие отнесение организаций и физических лиц к категории налогоплательщиков. Права и обязанности налогоплательщиков
Статьей 9 НК РФ установлены участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Следует учесть, что:
· налогоплательщиками или плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность платить налоги и сборы (пункт 1 статьи 19 НК РФ);
· организациями для целей НК РФ являются организации российские и иностранные (статья 11, 19 НК);
· физические лица - это граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане (пункт 2 статьи 11 НК РФ);
· налоговые агенты - это лица (то есть организации и (или) физические лица), на которые НК РФ возлагает обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджеты налогов и сборов (статья 24 НК РФ).
Участниками отношений являются также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы (статьи 30 - 33 НК РФ). Согласно пункту 1 Положения №506, ФНС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
|
|
К участникам отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах, относятся таможенные органы. Согласно пункту 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года №459:
«Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями».
Конституция РФ гарантирует следующие права налогоплательщиков:
- установление налогов и сборов только законом;
- запрет обратной силы законов о новых налогах и налогах, ухудшающих положение налогоплательщиков.
Правоотношения в налоговой сфере возникают, изменяются и прекращаются в результате наступления юридических фактов (фактов, устанавливающих, изменяющих или прекращающих права тех или иных лиц).
Налогоплательщик — это особый (специальный) правовой статус лица, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Обязательными элементами правового статуса налогоплательщика выступают общие, т. е. одинаковые для физических лиц и организаций, права и обязанности, закрепленные нормами налогового права, а также ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах.
|
|
НК РФ указывает перечень прав и обязанностей российских налогоплательщиков и плательщиков сборов.
Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) можно классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от юридических фактов, лежащих в основе возникновения обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов), выделяются:
- обязанности, вытекающие из факта наличия объекта налогообложения:
- уплачивать законно установленные налоги в бюджет и во внебюджетные фонды своевременно и в полном объеме (возникает только с момента вступления в законную силу нормативного акта, предусматривающего уплату конкретно определенного вида налога);
- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
- представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;
- представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
- выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;
- не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
- обязанности, не зависящие от факта наличия объекта налогообложения:
- постановка на учет в налоговых органах;
- предоставление налоговому органу необходимой информации и документов.
В зависимости от принадлежности к общему или специальному статусу налогоплательщика налоговые обязанности подразделяются на:
- общие для всех категорий налогоплательщиков;
- специальные (возложенные только на организации и индивидуальных предпринимателей).
Установленный НК РФ перечень обязанностей не является исчерпывающим, налогоплательщики могут нести и иные обязанности, установленные законодательством.
Закон устанавливает следующие права налогоплательщиков:
- получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций и разъяснения о порядке их заполнения;
- получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения федерального законодательства о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
- получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;
- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;
- представлять свои интересы лично либо через своего представителя;
- представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
- получать копии решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
- требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
- не выполнять неправомерных актов и требований налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих НК РФ или иным федеральным законам;
- обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
- требовать соблюдения налоговой тайны;
- требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
|
|
Налоговые агенты
Налоговым агентом в российском налоговом законодательстве называется лицо, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет.
В отличие от налогоплательщика, на налогового агента формально не возложена обязанность по уплате налога с его собственных доходов и за счёт его собственных средств. Налоговый агент лишь обязан исчислить (рассчитать) сумму налога, подлежащего уплате при осуществлении определённой операции, удержать её (то есть не выплачивать) при выплате денежных средств, причитающихся какому-либо лицу, а также перечислить указанную сумму в бюджет.
Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено налоговым законодательством (п. 2 ст. 24 Налогового кодекса РФ). В настоящее время никаких ограничений в правах налоговых агентов Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.
Налоговые агенты исполняют свои обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налога вне зависимости от того, являются ли они сами налогоплательщиками уплачиваемого налога. Кроме того, налоговые агенты обязаны:
|
|
- письменно сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог;
- вести учёт начисленных и выплаченных доходов, начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов отдельно по каждому налогоплательщику;
- представлять в налоговый орган документы, необходимые для осуществления контроля за исчислением, удержанием и перечислением налогов;
- в течение четырёх лет сохранять необходимые документы.
Такие обязанности установлены ст. 24 Налогового кодекса РФ.
Независимо от применяемой системы налогообложения организация может выполнять обязанности налогового агента по следующим налогам:
- НДФЛ (п. 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ);
- НДС (ст. 161 Налогового кодекса РФ);
- налог на прибыль (п. 4 ст. 286, ст. 287, ст. 275 Налогового кодекса РФ).
Независимо от того, в какой форме выплачены доходы (в денежной или натуральной), налоговый агент обязан рассчитать сумму налога к удержанию. Однако удержать эту сумму он должен только из денежных средств, выплачиваемых контрагенту. Об этом сказано в подпункте 1 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса РФ.
В течение месяца с момента, когда налоговому агенту стало известно о невозможности удержать налог, он должен письменно уведомить об этом инспекцию (например, заявлением, составленным в произвольной форме) (п. 3.2 ст. 24 Налогового кодекса РФ). Такой момент определяется в зависимости от конкретной ситуации. Например, моментом, когда налоговому агенту стало известно, что он не может удержать НДФЛ, является выдача призов (выигрышей) клиентам (гражданам) в натуральной форме.
Организация не освобождается от исполнения обязанностей налогового агента до конца налогового периода, в котором был выплачен доход в натуральной форме (квартал - по НДС, календарный год - по налогу на прибыль и НДФЛ). Поэтому, если до конца налогового периода денежные выплаты в пользу контрагента имели место (в т. ч. и по другим сделкам), из них нужно удержать сумму налога, рассчитанную с доходов в натуральной форме.
Если налоговый агент не исполняет своих обязанностей или исполняет их не полностью, то его могут привлечь к налоговой ответственности.
Налоговая инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 20 процентов от суммы налога, удерживаемой с контрагента и уплачиваемой в бюджет:
- если налоговый агент не удержал налог с денежных средств, выплаченных контрагенту. При этом перечислять налог за счет собственных средств налоговый агент не обязан;
- если налоговый агент не перечислил (не полностью перечислил) в бюджет удержанную сумму налога. В этом случае применение штрафных санкций не освобождает налогового агента от обязанности перечислить в бюджет удержанную сумму налога (п. 5 ст. 108 Налогового кодекса РФ). Более того, налоговая инспекция может взыскать эти суммы в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46, п. 1 ст. 47 Налогового кодекса РФ).
Помимо штрафа, налоговая инспекция может взыскать с организации пени (п. 7 ст. 75 Налогового кодекса РФ). Пени начислят за каждый день просрочки уплаты налога исходя из 1/300 ставки рефинансирования от неуплаченной суммы (п. 2 и 3 ст. 75.).
Если в течение месяца налоговый агент не сообщил в налоговую инспекцию о невозможности удержать налог, с него может быть взыскан штраф либо по ст. 126, либо по ст. 129.1 Налогового кодекса РФ.
Представители налогоплательщиков, их полномочия права и обязанности
Личное участие налогоплательщиков и сборщиков налогов и сборов в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает их права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает указанных лиц права на личное участие в указанных правоотношениях.
Налоговый кодекс предусматривает два вида представительства:
- законное представительство;
- уполномоченное представительство.
Законное представительство осуществляется законным представителем. Стоит сказать - полномочия законного представителя должны быть документально подтверждены в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛсᴛʙии с НК и иными федеральными законами.
Законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием ϶ᴛᴏй организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) ϶ᴛᴏй организации.
Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в сᴏᴏᴛʙᴇᴛсᴛʙии с гражданским законодательством РФ.
Уполномоченное представительство осуществляется уполномоченным представителем.
Уполномоченным представителем налогоплательщика (плательщика сборов) считается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами и иными участниками налоговых отношений.
Уполномоченными представителями не могут быть:
- должностные лица налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и органов внутренних дел;
- судьи;
- следователи;
- прокуроры.
Уполномоченный представитель организации осуществляет ϲʙᴏи полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.
Уполномоченный представитель физического лица может осуществлять ϲʙᴏи полномочия на основании:
- нотариально удостоверенной доверенности;
- доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с гражданским законодательством РФ.
Налоговые органы и органы, осуществляющие налоговый контроль
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба — ФНС), и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.
Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.
1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами;
2)проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.
3)производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
4)вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением);
5)приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ;
6)осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества
7)определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике;
8)требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать и в порядке, установленном НКРФ;
10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней;
12)привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
13)вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
14)заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
15)создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ;
16)предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
- о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;
- о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ;
- о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;
- о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты
Налоговые органы обязаны:
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2)осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
3)вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
4)бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
5)осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном;
6)соблюдать налоговую тайну;
7)направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в 10-дневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Должностные лица налоговых органов обязаны:
1)действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;
2)реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
3)корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.