Анализ состояния и использования материально-технической базы торговли

Одним из факторов, определяющих объем товарооборота, является состояние материально-технической базы торговли и интенсивность ее использования.

Для оценки состояния основных средств и их влияния на торговые процессы анализируют следующие показатели:

- доля активной части основных средств (машин, оборудования, приборов) в общей их стоимости;

- доля торговой площади в общей площади помещений торгового предприятия;

- коэффициент износа основных средств;

- коэффициент обновления основных средств;

- уровень капиталовооруженности труда (отношение среднегодовой стоимости основных средств к среднесписочной численности работников);

- уровень технической вооруженности труда (отношение активной части основных средств к среднесписочной численности работников торговли);

- уровень технической оснащенности торгового предприятия (отношение активной части основных средств к торговой площади);

- возрастной состав и средний возраст машин и оборудования

Анализ динамики данных показателей позволяет оценить состояние и воспроизводство материально-технической базы торговли.

Обеспеченность отдельными видами помещений, машин, оборудования устанавливается сравнением фактического их наличия с плановой потребностью. Изучается также выполнение плана по приобретению торгово-технологического и подъемно-транспортного оборудования, своевременному вводу в действие строящихся объектов.

Для оценки уровня интенсивности использования материально-технической базы торговли используются следующие показатели:

- капиталоотдача основных средств (отношение товарооборота к среднегодовой стоимости основных средств торговли, в том числе активной их части);

- капиталоемкость (отношение среднегодовой стоимости основных средств торговли к товарообороту);

- объем товарооборота на 1 м2 торговой площади;

- объем средних запасов товаров на 1 м 3 складских помещений и хранилищ;

- количество тонно-дней хранения продукции на 1 м3 холодильных камер и т.д.

В процессе анализа следует установить, как изменился объем товарооборота за счет увеличения либо уменьшения среднегодовой суммы основных средств торговли (ОС) и их капиталоотдачи (КО):

;

;

Аналогичным образом определяют влияние торговой площади (S) и полноты ее использования (ОS) на объем товарооборота:

;

;

В свою очередь, объем товарооборота на 1 м2 площади (OS) зависит от количества рабочих дней в отчетном периоде (Д), средней продолжительности рабочего дня (П) и выработки на 1 м2 площади за час работы (ЧВм2). В результате Л.И.Кравченко (31) предлагает следующую факторную модель товарооборота:

.

Рассчитать влияние данных факторов можно одним из приемов детерминированного факторного анализа на основании данных табл.2.9.

Таблица 2.9. Анализ использования торговой площади предприятия

Показатель Прошлый год Отчетный год Абсолютный прирост Прирост, %
Товарооборот (в ценах отчетного года), млн руб. 1856,4   +193,6 +10,4
Торговая площадь, м2     +20 +4,0
Количество рабочих дней     -5 -1,5
Средняя продолжитель-ность рабочего дня, ч 11,2 11,0 -0,2 -1,8
Выработка на 1 м2 площа-ди за час работы, руб.     +100 +9,8

По сравнению с прошлым годом товарооборот увеличился в целом на 193,6 млн руб., в том числе за счет изменения:

а) торговой площади

DТОs = (+20) × 325 × 11,2 × 1020 = +74,2 млн руб.;

б) количества дней работы торгового предприятия

DТОд = 520 × (–5) × 11,2 × 1020 = –29,7 млн руб.;

в) средней продолжительности рабочего дня (внутрисменных простоев)

DТОп = 520 × 320 × (–0,2) × 1020 = –33,9 млн руб.;

г) среднечасовой выработки на 1 м2 торговой площади

DТОчв = 520 × 320 × 11,0 × (+100)= +183,0 млн руб.

На основании этих данных можно сделать вывод, что для повышения интенсивности использования торговых площадей данному предприятию необходимо сократить целодневные и внутрисменные простои, т.е. увеличить время работы.

Для оценки эффективности использования материально-технической базы торговли используют следующие показатели:

· прибыль на рубль основных средств торговли;

· прибыль на 1 м2 торговой площади.

Факторную модель первого показателя можно представить в виде произведения рентабельности оборота и капиталоотдачи основных средств торговли:

Второй показатель можно разложить на рентабельность оборота и выхода товарооборота на 1 м2 площади:

.

Завершается анализ разработкой конкретных рекомендаций по укреплению материально-технической базы торговли, повышению уровня интенсивности и эффективности ее использования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: