Их использования

Анализ обеспеченности товарными ресурсами и эффективности

Проводя анализ обеспеченности и рациональности использования товарных ресурсов, проверяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и развитие розничного товарооборота в динамике.

Розничный товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров. Эта зависимость может быть выражена формулой товарного баланса:

Зн + П = Р + В + Зк,

где Зн, Зк – запасы товаров на начало и конец отчетного периода; П – поступление товаров в течение отчетного периода; Р – розничный товарооборот за отчетный месяц; В – прочее выбытие товаров.

Влияние показателей товарного баланса на объем РТО можно определить по формуле:

Р = Зн + П – В - Зк.

Следовательно, на выполнение плана и динамику ТО положительное влияние оказывают:

- сверхнормативные завышенные товарные запасы на начало периода;

- рост поступления товаров.

Отрицательное влияние оказывают:

- увеличение прочего выбытия товаров;

- завышение товарного запаса на конец периода.

Анализ товарных ресурсов торгового предприятия начинают с составления и изучения товарного баланса.

В торговой фирме в прочее выбытие товаров включают товарные потери, бой, лом и уценку товаров, их недостачу. В связи с этим увеличение по сравнению с планом и в динамике прочего выбытия товаров должно отрицательно охарактеризовать торговую деятельность предприятия.

Далее изучают, как повлияли показатели товарного баланса на выполнение плана и динамику реализации отдельных товарных групп и товаров.

Важным вопросом анализа является изучение эффективности использования товарных ресурсов, правильности их распределения между магазинами.

Основным показателем оценки эффективности является объем товарооборота на один рубль товарных ресурсов (Этов), который определяется по формуле:

,

где Этов показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль товарных ресурсов.

При анализе определяют также обратный показатель эффективности использования товарных ресурсов, т.е. объем товарных ресурсов на один рубль товарооборота:

.

После изучения влияния показателей товарного баланса на выполнение плана и динамику розничного товарооборота переходят к анализу поступления товаров, организации снабжения торговой сети товарами.

Анализ поступления товаров проводят в целом по торговому предприятию, по товарным группам и товарам, источникам поступления, поставщикам, а также в разрезе торговых предприятий (магазинов) – получателей товаров. При этом используют как стоимостные, так и натуральные показатели.

Применение натуральных показателей и данных о средних розничных ценах на товары позволяет с большой точностью изучить выполнение плана и динамику поступления товаров по ассортименту и качеству, определить степень удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары.

Оценка выполнения плана и динамики поступления товаров должна производиться по данным за каждый месяц и нарастающим итогом с начала квартала и года.

Проводя анализ поступления в разрезе товарных групп и товаров, необходимо установить:

- соблюдается ли на розничных предприятиях ассортиментный минимум;

- удовлетворяется ли спрос покупателя на отдельные товары.

Если будет установлено, что по товарам достаточного ассортимента план поступления недовыполнен и имелись перебои в торговле, то работу нельзя оценить положительно.

Если будет установлено, что темпы роста поступления товаров значительно опережают увеличение розничного товарооборота, то это значит, что часть поступивших товаров осела в товарных запасах и необходимо установить причины этих негативных явлений, принять меры к улучшению товароснабжения.

Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров поставщиками. В процессе анализа необходимо определить степень выполнения договоров поставки по общему объему, ассортименту товаров, срокам их отгрузки, качеству товаров, условиям транспортировки и упаковки, выявить нарушения договоров и их причины, установить виновников.

Важным вопросом анализа является изучение частоты и своевременности завоза товаров. Несвоевременность поставки товаров по месяцам, декадам, дням отрицательно сказывается на выполнении плана и динамике товарооборота.

Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в розничной торговле должны быть определенные товарные запасы.

По назначению их подразделяют на:

- текущие;

- сезонные;

- целевые.

Основными являютсятекущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной бесперебойной торговли. Запасы товаров текущего хранения постоянно равномерно пополняются. Розничные предприятия должны иметь их в размере на установленное по плану количество дней торговли. Текущие товарные запасы должны быть средними, т.е. не завышенными и не заниженными.

Завышенные товарные запасы ведут к замедлению товарного оборота, росту товарных потерь, других издержек обращения, связанных с хранением товаров, к ухудшению качества и порче товаров.

Заниженные товарные запасы могут привести к перебоям в торговле и снижению объема розничного товарооборота.

Сезонные запасы товаров создают в определенные периоды года и их образование связанно с сезонностью спроса, производства, реализации товаров.

К целевым товарным запасам относят досрочный завоз товаров в труднодоступные районы.

Норматив текущих запасов товаров торговое предприятие планирует поквартально в сумме и в днях. При этом норматив текущих товарных запасов в днях на квартал одновременно является и нормативом товарооборачиваемости.

Анализ текущих товарных запасов начинают с сопоставления фактических их размеров с нормативными.

Изучение товарных запасов проводят не только в сумме, но и в днях. Для определения товарных запасов в днях необходимо их сумму разделить на объем розничного товарооборота и умножить на количество дней изучаемого периода. При анализе принято считать: в месяце – 30 дней, в квартале – 90, в году – 360 дней.

Товарооборачиваемость является одним из важнейших показателей в торговле. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации, а также скорость оборота товаров.

Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса.

Скорость оборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление запасов.

Товарооборачиваемость в днях (время обращения товаров) определяют на основании данных о средних товарных запасах и товарообороте по формуле:

,

где Д – количество дней анализируемого периода (30, 90, 360); Р – объем розничного товарооборота.

Товарооборачиваемость в количестве оборотов (скорость обращения товаров):

или .

3. Анализ качества торгового обслуживания

Качество торговогообслуживания населения включает в себя степень удовлетворения покупательского спроса на товары, соблюдение ассортиментного минимума, широту ассортимента, завершенность покупки, культуру торговли, развитие прогрессивных форм торговли, оказание дополнительных услуг покупателям, время их обслуживания и т.д.

Анализ торгового обслуживания начинают с изучения:

- выполнения плана и динамики ТО в ассортиментном разрезе;

- материалов книг учета удовлетворенного и неудовлетворенного спроса покупателей.

Для оценки качества торгового обслуживания населения необходимо иметь информацию об ассортименте и качестве реализуемых товаров, культуре и скорости обслуживания покупателей.

Получить эту информацию можно путем обследований и анкетного опроса покупателей. Качество обслуживания может оцениваться оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Изучение доли каждого вида ответов в общем их числе позволяет дать оценку качества торгового обслуживания населения, т.е. можно рассчитать коэффициент качества (Ккач.):

,

где Х1 – ответы «отлично»; Х2 – ответы «хорошо»; Х3 – ответы «удовлетворительно»; Х4 – ответы «неудовлетворительно».

Чем выше значение показателя Ккач., тем лучше обслуживание покупателей. Предел его значения может быть равен 1, когда все покупатели могут оценить обслуживание на «отлично» и «хорошо».

При значении Ккач. = 0,9 и выше качество считается отличным; 0,89 – 0,8 – хорошим; 0,79 – 0,7 – удовлетворительным; ниже 0,7 – неудовлетворительным.

4. Анализ издержек обращения в торговле

Затраты по доведению товаров от производителя до потребителя, приведенные в денежном выражении, называются издержками обращения. К ним относятся расходы на транспортировку, упаковку, хранение и реализацию товаров, а также административное управление, расходы торговых организаций и предприятий.

Издержки обращения торговых предприятий измеряются по сумме и по уровню. Уровень издержек обращения представляет собой отношение их суммы к товарообороту, выраженному в процентах. Анализ издержек обращения проводится по форме №1Т «Отчет о торговой деятельности», в которой указываются суммы расходов по отдельным статьям и в целом по торговому предприятию.

Анализ издержек обращения начинают с сопоставления фактических данных с плановыми и данными прошлых периодов.

В процессе анализа рассчитываются абсолютное и относительное отклонения издержек обращения, которые надо увязать с динамикой товарооборота. Относительный перерасход издержек обращения обычно является результатом неритмичного развития розничного товарооборота в отдельные периоды.

При невыполнении плана товарооборота соответственно вырастают расходы на оплату труда, на аренду помещений, содержание и ремонт основных средств и др.

Затем переходят к анализу состава и структуры издержек обращения и соблюдения сметы в разрезе отдельных статей расходов. Оценку выполнения плана по статьям издержек, которые находятся в прямой зависимости от изменения объема товарооборота, необходимо давать по их уровню. Статьи издержек обращения, которые не зависят от динамики товарооборота, изучают по абсолютным данным. В первую очередь должны изучаться статьи издержек обращения, которые занимают в торговых расходах наибольший удельный вес, и особенно те, по которым допущен перерасход.

Для объективной оценки издержек обращения необходимо проанализировать влияние определенных факторов на их величину. Влияют следующие факторы:

- степень выполнения товарооборота;

- изменение состава и структуры товарооборота;

- изменение времени обращения товаров;

- изменение производительности труда в торговле;

- применение прогрессивных форм торговли;

- изменение условий завоза товаров;

- совершенствование системы товародвижения.

-

5. Анализ валового дохода торгового предприятия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: