Функции финансов

Сущность финансов проявляется в её функциях. Функции экономической категории отражают наиболее существенные стороны её бытия, определяют специализацию явления в системе общественных отношений, экономическую мотивацию и результаты практического применения категории. По-другому, функции финансов должны в полной мере характеризовать их общественное предназначение, присущее только данному экономическому явлению.

Вопрос о функциях финансов до сих пор остается дискуссионным. Из всего разнообразия подходов к его решению отечественными экономистами можно выделить два основных. Сторонники первого подхода наделяют финансы распределительной и контрольной функцией[19], а второго подхода – функциями образования фондов денежных средств, использования фондов денежных средств и контрольной[20]. Иногда выделяют еще и воспроизводственную функцию финансов или, наоборот, исключают их контрольную функцию.

Движение финансовых ресурсов, составляющее основу бытия финансов, включает в себя две взаимосвязанные, но относительно самостоятельные группы финансовых отношений, отражающие разнонаправленное движение денежных потоков и мотивацию финансовой деятельности государства (муниципальных образований), предприятий (организаций) и домашних хозяйств: образование денежных доходов и использование денежных доходов. Финансовая деятельность любого субъекта воспроизводства (органов публичной власти, предприятий, домашних хозяйств) осуществляется с целью извлечения доходов и их последующего использования для получения каких-либо благ и продолжения деятельности (в отношении государства – для предоставления общественных благ).

Особенностью финансов является также то, что в процессе движения финансовых ресурсов, образования и использования публичных и частнохозяйственных доходов возникает возможность и необходимость проведения финансового контроля. В условиях рынка государственный и негосударственный финансовый контроль, включая внутренний контроль хозяйствующих субъектов, становятся основным в общей системе контроля. Он органично вписывается в состав и структуру финансовых инструментов и механизмов, приводящих в движение финансовые ресурсы и кругооборот доходов и расходов в экономике.

Таким образом, финансы как экономическая категория выполняют три функции:

1) образования публичных и частнохозяйственных денежных доходов;

2) использования публичных и частнохозяйственных денежных доходов;

3) контрольную функцию.

Все три названные функции финансов в комплексе достаточно полно характеризуют их общественное предназначение, отражают экономическую специализацию, мотивацию и цели субъектов финансовых отношений.

Система доходов в экономике страны, образуемая и используемая под влиянием функций финансов, находит отражение в показателях Системы национальных счетов (СНС): валовом выпуске и валовом внутреннем продукте. Валовой выпуск больше валового внутреннего продукта на сумму произведенных материальных затрат. Валовой внутренний продукт определяется по доходам и по расходам. Произведенный, реализованный и распределенный валовой внутренний продукт (ВВП) представляет собой сумму валовых добавленных стоимостей по отраслям экономики в рыночных ценах.

При выполнении финансами своей первой функции в результате приведения в действие ценовых, расчетных, валютных, косвенных налоговых, зарплатных, амортизационных и иных финансовых инструментов и механизмов формируется система первичных доходов в экономике: косвенные налоги (налоги на производство и импорт), амортизационные отчисления, оплата труда с социальными начислениями, прибыль и другие смешанные доходы. Сложение этих доходов дает величину валовой добавленной стоимости по рыночным ценам или валового внутреннего продукта, т.е. валовая добавленная стоимость и валовой внутренний продукт представляют собой сумму первичных доходов государства, предприятий и домашних хозяйств.

В результате приведения в действие прямых налоговых, кредитно-банковских, страховых, фондовых, бюджетных и других финансовых инструментов и механизмов происходит перераспределение первичных доходов и формирование вторичных доходов органов публичной власти и субъектов хозяйствования (включая домашние хозяйства): окончательно формируется доходная часть бюджетов всех уровней бюджетной системы; образуются дивидендные и иные доходы от долевого участия, чистая прибыль коммерческих предприятий, другие (кроме заработной платы) денежные доходы населения, доходы учреждений и работников бюджетной сферы, доходы организаций банковско-кредитной сферы, страховых компаний и профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Органы государственной власти и местного самоуправления формируют свои доходы за счет налогов, уплачиваемых организациями и физическими лицами, неналоговых поступлений и финансовой помощи из вышестоящих бюджетов в форме дотаций, субсидий и субвенций. На уровне коммерческого предприятия доходом выступает валовая выручка, включающая в себя доходы от реализации и внерелизационные доходы, из которых образуется прибыль предприятия и доходы его работников в форме оплаты труда. Некоммерческие организации формируют свои доходы за счет средств, получаемых из бюджета в порядке финансирования, а также средств, поступающих от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности. Доходы домашних хозяйств складываются из оплаты труда, полученных дивидендов и процентов, доходов от предпринимательской деятельности, денежных поступлений от подсобного хозяйства и другие доходы.

При выполнении финансами второй функции происходит использование доходов путем их текущего расходования, вложения средств в инвестиционные проекты или сбережения на счетах в банках и иным образом с целью потребления (хозяйственного и личного) и получения новых доходов. В этой функции финансы обслуживают процесс потребления валового выпуска и валового внутреннего продукта. В состав валового выпуска материальные и приравненные к ним затраты представляют собой промежуточное потребление. Использование валового внутреннего продукта осуществляется по двум укрупненным направлениям (счетам СНС):

- расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;

- валовые сбережения или накопления (прирост запасов оборотных средств, капитальные вложения).

Использование доходов в экономике становится возможным и происходит на самом деле в результате задействования соответствующих финансовых инструментов и механизмов: различные формы современных платежных средств и денежных расчетов, ценовых и налоговых методов, способов финансирования и инструментов кредитования, страховых платежей и инструментов фондового рынка и т.д. и т.п.

Органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют расходы, связанные с предоставлением общественных благ, по следующим классификационным группам расходов: расходы на управление, расходы на оборону и правоохранительную деятельность, расходы на социально-культурную сферу, расходы, связанные с экономической политикой. Расходы субъектов хозяйствования обычно подразделяются: на текущие и капитальные; на расходы, связанные с производством и реализацией продукции, и внереализационные расходы, в том числе на покупку товарно-материальных ценностей, на оплату труда, в основные средства и материальные активы, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, уплату налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему, платежи в кредитную и страховую системы и другие расходы.

Бюджетным кодексом РФ (ст.6) бюджетная система Российской Федерации определяется как - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Домашние хозяйства осуществляют расходы на личное и производственное потребление в зависимости от типов хозяйств. Большинство из них платит налоги и страховые взносы, возвращает кредиты и уплачивает проценты по ним, вкладывает средства в сберегательные счета и ценные бумаги.

Осуществление расходов одним субъектом финансовых отношений, как правило, влечет за собой формирование доходов у других субъектов, которые также расходуют их для извлечения собственных доходов и т.д. Это и есть кругооборот доходов и расходов в экономике, обеспечиваемый функционированием финансов.

Контрольная функция финансов непосредственно вытекает из первых двух их функций. В процессе движения финансовых ресурсов, образования и использования денежных доходов появляется возможность оценить состояние финансов в экономике и ее субъектов, отслеживать и проверять финансовые потоки на предмет эффективности и законности, принимать меры к устранению слабых мест и проблем, применять штрафные и иные финансовые санкции к нарушителям финансовой дисциплины и осуществлять другие контрольные действия. На практике эта функция реализуется в системе финансового контроля. Она включает в себя государственный и частнохозяйственный финансовый контроль. Существуют различные формы, виды и методы финансового контроля: внешний и внутренний контроль; оперативный и текущий, последующий и предварительный контроль; бюджетный, налоговый и ведомственный контроль; проверки и ревизии, аудит и мониторинг и т.д. Финансовый контроль осуществляется специальными государственными органами, подразделениями организации или должностными лицами, уполномоченными осуществлять контрольные процедуры по проверке законности и эффективности формирования доходов и осуществления расходов, выявлению финансово-хозяйственных нарушений и причин отклонений от заданных экономических и финансовых параметров с целью принятия мер по их устранению и поиска резервов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: