Вступление. поколений религиозными войнами

поколений религиозными войнами. На этом раннем этапе Просвещения (cм. глава VIII) расколотому сообществу наций стало неудобно вспоминать о христианстве как источнике их общей идентичности, и Европа удовлетворила потребность этого сообщества в более нейтральном обозначении. На Западе войны против Людовика XIV подвигли некоторых публицистов и общественных деятелей на призывы к совместным действиям с целью покончить с существующими расколами. Квакеру Уильяму Пенну (1644-1718), основателю Пенсильвании, происходившему от смешанного англо-голландского брака, который долгое время провел в заключении, принадлежит заслуга призыва ко всеобщей терпимости и к созданию Европейского парламента. Французский аббат-диссидент Шарль Кастел де Сен- Пьер (1658-1743), автор Projet d'une paix perpétuelle (1713) [Проект всеобщего мира], призывал создать конфедерацию европейских держав для обеспечения устойчивого мира. На Востоке появившаяся при Петре Великом Российская империя требовала радикального пересмотра сложившегося миропорядка. Утрехтский мир 1713-го г. был последним крупным событием, в связи с которым публично ссылались на respublica Christiana —

«христианское содружество».

После этого уже преобладает самосознание не христианского, а европейского сообщества. В 1751 г. Вольтер описывал Европу как: «своего рода большую республику, разделенную на несколько государств, одни из которых монархические, другие смешанные... но все друг с другом сообщаются. Все они имеют одно и то же религиозное основание, хотя и разделяются на несколько конфессий. У всех один и тот же принцип общественного закона и политики, не известный другим странам света»29.

Двадцать лет спустя Руссо провозгласил: «Больше нет французов, немцев и испанцев, нет даже англичан, но только европейцы». Согласно одному утверждению, окончательное осознание понятия Европа произошло в 1796 г., когда Эдмунд Бёрк написал: «Всякий европеец у себя дома в любой части Европы»30. Но и при этом географические, культурные и политические параметры европейского сообщества всегда оставались спорными. В 1794 г., когда Уильям Блейк опубликовал свою самую непонятную из поэм «Европа.

Пророчество», он взял в качестве иллюстрации

изображение Всемогущего, склоняющегося с небес с циркулем в руках.31

По большей части физические границы Европы определяются ее морским побережьем. Различные же попытки определения ее границ по суше имеют давнюю историю. Древние установили раздел между Европой и Азией по линии Геллеспонт — Дон; таким он оставался и в Средние века. Энциклопедист XIV века дает довольно точное определение:

«Европа, говорят, есть треть всего мира и берет свое имя от имени Европы, дочери Агенора, ливийского царя. Юпитер похитил эту Европу и поместил ее на Крит, а большую часть земли назвал ее именем: Европа... Европа начинается на реке Танаис [Дон] и простирается вдоль Северного океана до конца Испании. Восточная и южная ее части поднимаются из моря, которое называется Понт [Черное море], и соединяются с Великим морем [Средиземным] и оканчиваются у островов Кадиш [Гибралтар]...»32

Папа Пий II (Энеа Пикколомини) начинает свой ранний трактат о государстве Европа

(1458) с описания Венгрии, Трансильвании и Фракии, которым в то время угрожали турки.

Ни древние, ни их потомки в Средние века не имели достоверных знаний о восточных оконечностях Европейской равнины, часть которой до XVIII века не имела постоянного оседлого населения. И только в 1730 г. Штраленберг, шведский офицер на русской службе, высказал предположение, что граница Европы должна быть отодвинута с Дона до Уральских гор и реки Урал. Где-то в конце XVIII века российское правительство воздвигло пограничный столб на тракте между Екатеринбургом и Тюменью, которым обозначили


границу Европы и Азии. С тех пор ссыльные, отправлявшиеся в Сибирь в кандалах, завели обычай преклонять колена перед этим столбом и сгребать горсточку европейской земли на прощанье. «Ни один пограничный столб во всем мире, — писал путешественник, — не видел такого количества разбитых сердец»33. К 1833 г., когда был опубликован Handbuch der Geographie Фольгеpa, представление, что Европа простирается от Атлантики до Урала, было уже общепринятым34.

Тем не менее в установившейся традиции нет ничего священного и непреложного. Граница Европы была помещена на Урал в результате подъема Российской империи, хотя многие, в особенности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: