Атлантики) устанавливает стандарты для всех народов земли»56.
Такой образ мышления и такой способ изложения постепенно теряют свою привлекательность, особенно для неевропейцев.
Редьярда Киплинга (1865-1936) иногда считают главной фигурой традиции евроцентризма, даже «апологетом цивилизаторской миссии британской колониальной экспансии». В знаменитой Балладе о Востоке и Западе он писал, имея в виду Индию:
О, Запад есть Запад,
Восток есть Восток и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный Господень суд. Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род,
Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает?
Но у Киплинга не было высокомерия, обычного для его современников-европейцев. Правда, его не коробило от бытовавших в его время выражений: dominion over palm and pine [нашего (английского) «владычества над пальмой и сосной»] или the lesser breeds without the Law [меньших братьев, живущих без Закона]. Однако он был захвачен индийской культурой — в результате чего и появилась изумительная Книга джунглей. И он был глубоко религиозный и смиренный человек:
|
|
Вражде и смуте есть конец, Вожди уходят и князья: Лишь сокрушение сердец –
Вот жертва вечная твоя! Бог Сил! Нас не покинь! — внемли,
Дабы забыть мы не смогли!57
(Киплинг Р. Отпустительная молитва. Пер.О. Юрьева)
Эти слова станут укором всякому, кто захочет всех «западных империалистов» причислить к надменных гордецам.
В наше время имеется четыре главных источника оппозиции евроцентризму. В Северной Америке она зародилась в той части черного сообщества (и сочувствующих), кто взбунтовался против системы образования, основанной на «расистских Ценностях», другими словами, превозносившей европейскую культуру. Она нашла свое выражение в движении черных мусульман и (в гуманитарных науках) в разного рода исследованиях чер-
нокожих народов (африканистике), направленных против основных подходов традиционного американского обществоведения59. В своей самой воинствующей форме это направление хочет заменить европоцентризм афроцентризмом — то есть убеждением, что
«в Новейшей истории африканцы занимают центральное место»60. Оно исходит из убеждения, что европейская цивилизация «украла» право первородства у человечества, и в особенности у африканцев61. В исламском мире, в особенности в Иране, подобную же
оппозицию провозглашают религиозные фундаменталисты, рассматривающие Запад как владение Сатаны. Столь же оппозиционны в Третьем мире интеллектуалы, часто марксистского склада, рассматривающие европоцентризм как неотъемлемую часть капиталистической идеологии62. В Европе антиевропоцентризм широко распространился (хотя и не всегда бывает явно выражен) в том поколении, которое, если только дает себе труд задуматься, очень стыдится взглядов своих родителей.
|
|
Для историков было бы перспективным уделять больше внимания взаимодействию европейских и неевропейских народов. [GONCALVEZ]. Перспективно также использовать неевропейские источники в разрешении европейских проблем. [РУСЬ]. Третье — честно сравнивать Европу с ее соседями, — причем сравнения во многих аспектах и случаях будут
не в пользу Европы. Но, главное, необходимо снизить тон: за последние сто лет деятельность «тевтонских племен» или других европейцев дает не много поводов для похвальбы.
В конце концов, как и всякое человеческое дело, европейское прошлое должно судить по его собственным достоинствам и недостаткам. Его нельзя представить в виде списка
«Великих книг», в котором было бы представлено все самое доброе и гениальное, не замечая всего остального (см. ниже). На него можно смотреть с восхищением или с отвращением, или с тем и с другим вместе. Один француз сказал с большим оптимизмом:
«В конце концов, преступление и западная история — это еще не одно и то же. Что бы [Запад] ни дал миру, это намного больше того, что он сделал дурного отдельным разным обществам и личностям»63. Ну, с этим не каждый согласится.