Западная цивилизация

Последние 200 лет историю Европы часто путают с наследием западной цивилизации. В самом деле, сложилось впечатление, что все западное — цивилизованно, что все цивилизованное — на Западе. В продолжение этой логики (или просто по умолчанию) все сколько-нибудь восточное, или Oriental — начинают считать отсталым или низшим, а следовательно, недостойным внимания. Последствия этого синдрома обнаружились в полной мере в том, что касается отношения европейцев к Исламу и арабскому миру, то есть в традиции так называемого ориентализма 64. Но нетрудно продемонстрировать, что это отношение проявляется в той же мере и применительно к некоторым регионам самой Европы, в особенности на Востоке. В общем считается, что понятие западная цивилизация не распространяется на всю Европу, хотя может распространяться на самые отдаленные части планеты за пределами Европы.

Историки, в особенности те, которые думают о себе как о «людях Запада», — тем более если они из Англии, Франции, Германии или Северной Америки, — не видят особой необходимости описывать прошлое Европы во всей его полноте. Они не видят особых причин уделять внимание странам Восточной Европы или самым западным частям Западной Европы. Можно привести сколько угодно названий, которые маскируются под истории «Европы» или «Христианского мира», но не являются ни тем, ни другим. Множество обзоров Западной цивилизации ограничиваются темами, связанными только с их излюбленными частями Полуострова. Во многих таких работах нет Португалии, Ирландии, Шотландии, Уэльса, нет Скандинавии, как там нет Польши, Венгрии, Чехии, Византии,


балканских государств, стран Прибалтики, Белоруссии, Украины, Крыма или Кавказа. Иногда там есть Россия, а иногда нет и сс. Так что, чем бы ни была западная цивилизация, она точно не является честной попыткой подытожить историю Европы. При таком подходе Запад — это уже не синоним Западной Европы, а нечто загадочное. Это позволяет заключить, что историки Европы ведут себя как сыроделы G ruyére, y которых в конечном продукте сыра столько же, сколько дырок.

Примеров тому множество, но хватит и трех-четырех. История средневековой Европы, напи-

санная выдающимся преподавателем Оксфорда, долго воспринималась как стандартное введение в предмет. Вполне допустимо предположить, что у многих читателей Предисловия вызвало удивление то, что содержание книги не соответствует ее названию: «Я, возможно, виноват в том, что... стараясь сохранить тематическую непрерывность изложения... слишком упростил кое-что... История средневековой Византии по всему своему характеру и содержанию так отличается от истории Западной Европы, что мне показалось разумнее даже и не пытаться ее систематически изложить; во всяком случае я не компетентен писать такой обзор. Я ничего не сказал об истории средневековой Руси, которая слишком далека от избранной мною темы; и сказал, возможно, меньше, чем должен был, об Испании»63.

Предмет изложения на самом деле определяется как «Западная Европа, или латинский христианский мир — термины более или менее сходны»66. Можно подумать, что книге тогда лучше бы называться «История средневековой Западной Европы», или «История латинского христианского мира в Средние века». Но затем обнаруживаешь, что автор не пытается обозреть даже все части латинского христианского мира — он не упоминает ни Ирландии, ни Уэльса. Королевство Ягеллонов -Польша и Литва, которое в конце рассматриваемого периода было, безусловно, самым большим государством латинского христианского мира, лишь удостоилось двух незначительных упоминаний. Одно связано с

политикой германского императора Оттона III, другое — с вассальной присягой тевтонских рыцарей. Громадное, многонациональное королевство Венгрии, простершееся от Адриатики до Трансильвании, заслужило еще меньше внимания, чем Византия и греки, которых автор заранее вынес за скобки. Книга имеет много достоинств, но, как и многие другие, она — всего лишь обзор избранных тем из любимых разделов одной лишь части Европы.

Исключительно авторитетная книга Handbook to the History of Western Civilization имеет в основе ту же странную схему. Самая большая из трех ее частей «Европейская цивилизация» (ок. 900 г. н.э. — настоящее время) открывается разделом «Географическое положение европейской цивилизации», где объясняется, как «переходы от восточной к классической и от классической


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: