Мадонна

Мадонна Монсеррат — древняя статуя, возраст которой не известен, хотя известно, что монастырь, где она находится на «распиленной горе» в Каталонии, был основан в 975 году. Это небольшая деревянная фигурка сидящей Божьей матери, (возможно, византийского происхождения), увенчанная короной, с Младенцем на одной Руке и сферой — в другой. Младенец, также увенчанный коро-

ной, поднял благословляющую руку, в левой же руке Он держит сосновую шишку. Лицо Мадонны, продолговатые черты которого абсолютно безмятежны, черно.

Икона Пресвятой Девы Марии с Младенцем была принесена в 1384 г. в монастырь паулинов на Ясной Гуре (Светлой горе) около Ченстохова в западной Польше. Это был дар опольского князя Владислава,

привезшего ее из православной Руси. Предание говорит, что этот образ был написан евангелистом Лукой на столешнице из дома Святого Семейства в Назарете. Но, скорее, это была копия с византийского оригинала. Голова Божьей Матери покрыта темным покрывалом с золотой каймой, осыпанным лилиями, и увенчана (ниже нимба) короной. Глаза полузакрыты, как будто в слезах, вы-

MEDIUM

ражение глубочайшей печали усиливается двумя длинными порезами (как от удара саблей) на правой щеке. Лицо Божьей Матери, как и у Моренетты (lа Moreneta «смуглянка»), черно (см. Илл. 20). Есть Черная Мадонна (в русской литературе эта иконография носит название «Черная Богоматерь) в Нотр Дам де Рокамадур, центре целого ансамбля, построенного в XII в. на утесах Горж д'Алзу в центральной Франции. Говорят, что эта фигурка была вырезана св. Амадором (или Аматером), которого легенда связывает с мытарем Закхеем, учеником Спасителя. Другая крошечная икона Черной Мадонны (византийского происхождения) украшает алтарь крипты в Нотр Дам дю Порт в Клермоне.

В России Черной Богоматери Казанской издавна приписывали чудодейственную силу. Найденная в 1579 г. в земле на поле, эта икона была затем перенесена в Богородицкий монастырь в Казани вскоре после завоевания Казани Иваном Грозным. Одна копия была принесена в 1612 г. в Москву в ознаменование изгнания поляков из Кремля; другая — в 1710 г. в Санкт-Петербург как благословение новой столицы России. Там для этой иконы (о которой немногие знают, что она — копия) был возведен грандиозный собор в стиле неоклассицизма (достроенный Александром I). В 1904 г. оригинал был украден в Казани. В свое время он появился на Западе и был приобретен Православной церковью США, избежав таким образом участи многих других икон, которые или были уничтожены большевиками во время революции или помещены в картинные галереи.

Монсеррат, Ченстохов, Рокамадур, Казань — это лишь неко-

торые из бесчисленных мест поклонения образу Богоматери в Европе. На континенте, где лица людей белы, Черные Мадонны кажутся особенно таинственными. Моренетта — покровительница Каталонии — видела обращение Игнатия Лойолы. К ней было приковано внимание множества людей во время наполеоновских войн, когда монастырь был разрушен. Она хорошо известна на Сицилии, в Мексике и в Богемии. Валленштейн (полководец Империи) как раз строил часовню в ее честь, когда его убили. К Божьей Матери (Matka Boska) Ченстоховской, этой «Королеве Польши», впервые потекли паломники во время


Гуситских войн, а в XVII в. она становится покровительницей всего народа (см. с. 556). Вместе с ее литовским аналогом — Божьей Матерью Остробрамской в Вильнюсе — она почитается поляками повсюду в мире: от Иркутска в Сибири до Дойлстауна в Пенсильвании. На поклонение Божьей Матери Рокамадур приходил св. Людовик в 1245 г., Карл Прекрасный (1324 г.) и Людовик XI (1463 г.). Она вдохновила Франсиса Пуленка в 1936 г. на Litanie de la Vierge Noire (Литанию Черной Богоматери). Божья Матерь Казанская была главной хранительницей династии Романовых — роль, которую в Константинополе играла Божья Матерь Влахернская. Праздник ей установлен 8 июля (по старому стилю), в отличие от ее католических аналогов, которые празднуются на Успение.

В Библии нет указаний на культ Девы Марии. Впервые этот культ появляется на исторической сцене с учением Theotokos— Богородицы на соборе в Эфесе, инспирируя торжества освящения церкви Санта Мария Маджоре (432 г.)

в Риме, собора в Реймсе и примерно в то же время переименования в церковь Парфенона в Афинах. Затем в Византии VI века устанавливаются праздники Благовещения (25 марта) и Успения и Вознесения на небо (15 августа), которые сразу же становятся излюбленными темами иконографии. Оттуда они распространились повсюду в мире латинского христианства. В Деве Марии явился божественный образ женственности, Mater Misericordiae (Милосердная Мать), Magna Mater (Великая мать), беспорочная Царица Небесная, Матерь Божья — идеальный фон для тех образов, которые почитали христиане до того: согрешившей Евы и покаявшейся грешницы Марии Магдалины. Против этого с неистовой силой восстали сначала протестанты, а теперь и феминистки. Однако поклонение Деве Марии получило формальное одобрение лишь с принятием догмата о Непорочном Зачатии (самой Девы ее родителями) в 1854 г. Но требование признать Ее

«Соискупительницей» было отвергнуто Вторым Ватиканским собором.

Однако Преблагословенная Дева по-прежнему вдохновляет. Ее образ остается излюбленным в христианском искусстве, она — постоянный источник видений [ БЕРНАДЕТТА ] [ ФАТИМА ], К ней непрерывно возносятся молитвы [ ANGELUS ]. 150 молитв Розария (по четкам) обращены к ней. С 1568 г. молитва Ave Maria прочно заняла место в католическом требнике:

«Богородице, Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна ты в женах и благословен Плод Чрева Твоего». «Пресвятая Марие, Матерь Божья! Моли о нас, грешных, ныне и в смертной час».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: