V. Medium. Средние века, ОК. 750-1270 гг

Есть какая-то неподвижность во многих описаниях средневекового мира. Это впечатление еще усиливается неспешностью технологических перемен (на чем часто делают акцент), закрытостью феодального общества и неизменными, теократическими представлениями о человеческой жизни. Главные символы этого времени — рыцарь в доспехах на массивном коне; серв (крепостной крестьянин), привязанный к земле своего господина; монахи и монахини за молитвой. И все они — воплощение неподвижности: физической, общественной, интеллектуальной.

Термин Medium Aevum (Средний век) впервые стали употреблять благочестивые христиане, которые полагали, что живут между Первым и Вторым пришествием Христа. Позднее этим термином стали пользоваться для иных целей. Ученые Возрождения в XV веке заговорили о Средних веках как о периоде от упадка античности до возрождения классической культуры в их собственную эпоху. Для них античный мир был высокой цивилизацией; средневековье же представлялось падением в варварство, узостью, религиозным фанатизмом. В эпоху Просвещения, когда достоинства человеческого рассудка открыто возобладали над религиозной верой, средневековье стало синонимом обскурантизма и отсталости. Позже, когда сменившее средневековье Новое время само стало уходить в прошлое, понадобились новые термины, чтобы размечать течение времени. Средневековый период стал одним из четырех периодов, на которые теперь условно делят европейскую историю: древность, средневековье, Новое и теперешнее, Новейшее время (оно же «современ-

ность»). Также условно средневековье в свой черед подразделяют на раннее, высокое и позднее, создавая как бы несколько последовательно сменявших друг друга Средних веков. Конечно, люди, которых позднейшие историки назовут людьми средневековья, не имели ни малейшего представления о подобной периодизации.

К сожалению, нет никаких четких границ, которыми можно было бы обозначить конец античного мира или же начало Нового времени. Также и начало средневековья относили к самым разным моментам после обращения Константина. Концом же средневековья считали или 1453 г., или 1493 г., или 1517 г., а те, кто видят важнейший признак средневековья в феодализме, которому дают свое собственное определение, — так даже 1917 г. Почти все медиевисты согласятся, что предмет их исследований обозначен крайне неудовлетворительно. Многие, кто занимается исключительно Западной Европой, при этом подчеркнут решительный контраст между деструктивными тенденциями ранней фазы средневековья и конструктивными тенденциями его поздней фазы. В этой схеме темные века (V-XI) характеризуются все большим расчленением Римского мира; поворотным пунктом в этом процессе стал так называемый ренессанс XII века; а пик Высокого средневековья приходится на XIII-XIV вв. Все сказанное не относится к Востоку, где Римская империя просуществовала до 1453 года и где не было никакого «ренессанса», похожего на западный.

Большинство ученых, конечно, согласны с тем, что объединяющая сила средневекового мира зак-

MEDIUM

лючалась в организованном христианстве. И в этом их взгляды совпадают со взглядами людей средневековой Европы, которые, если бы у них спросили, сказали бы, что считают себя христианами, живущими в христианское время в христианской части света. Сам же христианский мир не был неизменным: благодаря войнам с мусульманами и кампаниям против язычников он то сокращался, то расширялся. Это понятие никогда не было тождественно понятию «полуостров Европа». Христианский мир, который знал папа Стефан II, когда он пересекал Альпы в 753 г., был отличен от христианского мира 1453 г., когда турки штурмовали стены Константинополя.

Вакуум, образовавшийся после падения Римской империи, был заполнен осознававшим себя христианским миром, который был не только религиозным сообществом, но и политическим объединением с крепкими внутренними связями. Римская империя полностью исчезла, но ее религия восторжествовала, и духовные и мирские вожди христианского мира постепенно приняли мантию цезарей. На Западе, где Империя разрушилась раньше всего, епископ Рима породил представление о новом порядке, основанном на соединенном авторитете латинской Церкви и католического императора.

«Папство, — писал Томас Гоббс, — это не что иное, как призрак умершей Римской империи, сидящий в короне на собственной могиле»1. Образцовым инструментом папства стали новые кесари — германские кайзеры. Но на Востоке, где Римская империя просуществовала гораздо дольше, идея заместительного порядка, основанного на власти греческой Церкви и новых православных императоров, смогла быть реализована лишь с появлением московских цезарей, или царей.

Если же мы, таким образом, посчитаем центральной темой средневековья реорганизацию христианского мира в новые имперские системы, то ясно определяются и границы средневековья. Первым шагом тогда следует считать коронацию Карла Великого


на Рождество 800 г., а последним — принятие Иваном III, Великим князем Московским, титула царя в 1493 г.

Однако с самого начала растущее сообщество христианского мира переживало внутреннее разделение. Хотя у латинской и греческой Церквей была общая вера, они часто считали друг друга врагами. И если сторонний наблюдатель увидит

в них лишь два варианта одной веры (как у суннитов и шиитов мусульманского мира), сами они больше замечали различия, чем общность. В первое тысячелетие они хотя бы поддерживали видимость единства; во втором тысячелетии исчезла даже видимость. Старая трещина после схизмы 1054 г. превратилась в пропасть, и стало ясно, что даже самые основания Христианского мира подвержены изменению.

Гг.

С VIII века неясные мысли о новом политическом порядке подстегивались беспрерывными нападениями на христианский мир извне, так что основание империи Карла Великого в 800 г., Священной Римской империи в 962 г. или, наконец, Царства Московского можно понять лишь в связи с активностью викингов, мадьяр, монголов и турок. Более 200 лет викинги или норманы (люди Севера) опустошали северные побережья. Сами они были продуктом перенаселенности отдаленных фьордов Скандинавии, откуда

«люди весла» уплывали на своих галерах для разбоя, торговли, для военной службы в наемных отрядах или просто в поисках приключений. Начиная примерно с 700 г. группы викингов нападали и грабили отдаленные поселения на Британских островах и во Фризии, а в конце сезона уплывали домой. Они опустошили Линдисфарне в 793 г. и Айону в 795 г. ( АЙОНА). С середины IX в. викинги начинают обустраивать громадные лагеря, которые были базой для более масштабных разбойных кампаний. Несколько таких лагерей превратились в постоянные поселения. Так викинги из Дании собрали громадную армию в устье Сены и оттуда то и дело отправлялись грабить беззащитные города северной Франции. Они захватили такие порты, как Руан и Нант, откуда поплыли в Португалию (844), на Балеарские острова и даже в Прованс и Тоскану (859-862). В 851 г. они вторглись в Англию, прошли насквозь восточную половину страны. С 866 г. Денло (Датское правление, Датский закон и Земли, где правят датчане) установилось от Нортумбрии до Восточной Англии, и в последующие 150 лет борьба англосаксов с датчанами была главным фактором английской истории. В 911 г., по преданию, норманы из устья Сены осели под водительством Роллона на севере Франции, положив начало Нормандии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: