Христианский мир в кризисе, ок. 1250-1493 313

династических союзов между Габсбургами, Люксембургами, Анжуйцами и Ягеллонами. Поначалу казалось, что одолеют Люксембурги: они правили Империей в 1308-1313 гг., 1347-1437 гг., Богемией — в 1310-1437 гг. и Венгрией — в 1387— 1437 гг. В середине XV в. Габсбурги также набрали большую силу, но в Богемии и Венгрии к власти пришли национальные правители. К 1490 г. Ягеллоны господствовали в объединенном королевстве


Польши и Литвы, в Богемии и Венгрии, но не в Империи. Невозможно излагать историю Империи или национальные истории соответствующих стран без упоминания этих более широких связей.

Богемия была особенно лакомым кусочком, поскольку ее короли становились наследственными курфюрстами Империи. В конце своего правления Пржемысловичи захватили Австрию-Штирию-Каринтию, но потеряли их в пользу Габсбургов в битве при Дюрнкруте в 1278 г. Позднее Вацлав II (правил 1278-1305 гг.) получил и корону Польши, и корону Венгрии. После Пржемысловичей Богемией поочередно правили Люксембурги, Габсбурги и Ягеллоны. В XV в. королевский дом Богемии оказался втянутым в продолжительные войны с дворянством и с гуситами. Последний национальный король Юрий из Подебрад (правил 1458-1471 гг.) обеспечил своей стране два десятилетия временной независимости.

Гуситы, основавшие национальную церковь Чехии, устояли против неоднократных попыток их подавить. Они появились в тот исторический момент, когда Великая схизма была в самом разгаре, а Богемию раздирала жестокая борьба чехов с немцами, королей с дворянами, священства с папой, Университета с архиепископом Пражским. Вскоре гуситы в своих требованиях вышли за рамки тех богословских и политических предложений, с которыми первоначально выступил Ян Гус. При известии о смерти Гуса и отлучении всего чешского народа на соборе в Констанце гуситы пришли в такое возмущение, что начали по существу национальное восстание и первую реформацию. Гуситы делились на две главные группы: утраквистов (чашников), которые принимали прежнюю церковь и лишь заменили ее прежнюю, в основном немецкую, католическую иерархию, и радикальных таборитов, основавших отдельные

евангелические общины, центром которых стал укрепленный лагерь — Табор.

Критический момент настал 30 июля 1419 г. в Праге. Процессию гуситов забросали камнями в Новом городе, а немецкий бургомистр был выброшен на головы толпе из окна ратуши. В ответ папа объявил всеобщий крестовый поход на еретиков. С этого времени утраквисты [считавшие, что хлеб и вино за Причастием должны преподаваться sub untraque specie (иод обоими видами)] быстро сформулировали свое учение и изложили его в Пражских статьях (1420 г.). В это время табориты начали военные действия под водительством своего любимца — одноглазого Яна Жижки из Троцнова (1376-1424 гг.). Из года в год громадные армии немецких крестоносцев вторгались в Чехию, но терпели поражение. Гуситы, перенесшие свои действия в Саксонию, страдали больше всего от внутренних разногласий. Решительная победа в 1434 г. утраквистов над таборитами у Липан позволила победителям договориться с католической церковью. По Базельским соглашениям церковные установления утраквистов сохранялись в Богемии до 1620 г. В существующей расстановке политических сил чешские дворяне попытались взять в свои руки управление страной, избрав наследником Люксембургов инфанта из династии Габсбургов, а двадцать лет спустя — избрав королем могущественного вождя из лагеря утраквистов Юрия из Подебрад. После смерти Юрия собрание остановило свой выбор на Владиславе Ягеллоне (правил 1471-1490 гг.), что спасало их и от Габсбургов, и от венгров.

История Венгрии развивалась по той же схеме, что и история Богемии: после краткого правления баварских Виттельсбахов, Венгрией стала править Анжуйская династия из Неаполя. Карл Роберт, или Кароберт (правил 1310-1342 гг.), и Людовик (правил 1342-1382 гг.), известный как Лайош Великий, сосредоточили в своих руках огромную власть только для того, чтобы уступить ее Люксембургам и Габсбургам. Последним выдающимся национальным королем был Матеуш Корвин (правил 1458-1490 гг.). Первый из Ягеллонов, приглашенный править Венгрией, Ладислав из Варны (правил 1440-1444 гг.) был убит в бою с турками. Третий, Людовик II (правил 1516— 1526 гг.), также закончил свою жизнь в бою под Мохачем.

PESTIS

Более славная и более независимая судьба ждала Польшу. После 182 лет феодальной раздробленности Польшу объединил в жизнеспособное государство Владислав Локетек [Локоток] (правил 1320-1333 гг.), получивший корону от папы в Риме, куда он приехал в юбилейный год. Сын Локетка Казимир Великий (правил 1333-1370 гг.), последний король из династии Пястов, преуспел как в создании действенной администрации, составлении кодекса законов, так и в последовательной внешней политике. Отказавшись от западных областей Польши, в особенности от Силезии, в пользу Люксембургов, он освободил себе руки для экспансии на Восток. Захват Казимиром Галиции и города Львова в 1349 г. стал первым существенным шагом Польши на пути, ведущем в земли восточных славян. В том же году он принял бежавших из Германии евреев и положил начало крупнейшей в Европе еврейской общине. Правление Людовика Венгерского ознаменовалось принятием Кошицкого привилея (1374 г.), согласно которому польские дворяне получили такие же права, как и их венгерские собратья. С этого времени власть шляхты беспрерывно растет. Исключительно важным был, однако, брак дочери Людовика Ядвиги, уже получившей титул rex Polonae, с великим князем Литовским Ягайлой. [ШЛЯХТА]

Объединение Польши с Литвой имело большие международные последствия. Соединение двух могучих государств, когда они оба находились на подъеме, произвело


грандиозный эффект, породив чуть ли не новую цивилизацию. Непосредственной причиной создания этого союза была угроза со стороны Тевтонского ордена, деятельность которого вызывала протест не только в Кракове, но и в Вильнюсе. Но были и другие причины. Польша, оправившаяся от монгольского нашествия и избежавшая Черной смерти, с вожделением поглядывала на пространства Востока. Литва, где все еще правили языческие владыки, была обеспокоена подъемом соседней Московии и стремилась войти в христианский мир. Обе страны искали поддержки друг у друга, так что брак Ядвиги с Ягайло затрагивал интересы гораздо более широкие, чем интересы этих двух лиц. Ядвига — двенадцатилетняя девочка, уже потерявшая отца, — подчинилась долгу. Ягайло — сорокалетний воин-холостяк, которого поляки называли Ягелло, по-

чувствовал здесь историческую возможность, которую нельзя было упустить.

Литва крестилась после десятилетий колебаний между православием и католичеством. Отец Ягайло, великий князь Ольгерд (правил 1341-1377 гг.), следовал политике

«динамического равновесия». На протяжении всех лет своего правления он дразнил и Авиньон, и Константинополь обещаниями креститься. В 1370-х гг. казалось, что он выберет православие и вытеснит Москву с ее положения главы православных славян. В 1375 г. он убедил Константинопольского патриарха открыть отдельную митрополию «Киевской Руси и Литвы» в противовес более старой митрополии «Киевской и всея Руси», которой в то время управляла Москва. В свое время и Ягайло склонялся к восточному христианству. В 1382 г. к Москве его подтолкнули действия нелояльного братца, начавшего заигрывать с тевтонскими рыцарями. Уже в 1384 г. по инициативе матери-христианки Ягайло Юлиании Тверской было заключено временное соглашение, по которому Ягайло обручался с московской княжной, а Литва — с православием. Эти планы нарушили, по-видимому, татары, разграбившие Москву и обратившие ее в незавидного союзника. Так что, когда жребий был брошен в пользу союза с католической Польшей, это было неожиданным решением. Ягайло пришел к соглашению с поляками и посланниками венгерских Анжуйцев в Креве в августе 1385 г. 15 февраля 1386 г. он был крещен в Кракове и получил христианское имя Владислав. Через три дня он женился на Ядвиге, а 4 марта был коронован соправителем Польши31.

Как ни странно, но в 1387 г. Вильнюс, где рубили священные дубы, был не последним прибежищем язычества в Европе. В то время район Самогитии, или Нижней Литвы, был оккупирован Тевтонским орденом, который вовсе не собирался насаждать здесь христианство; так что этот район был обращен только после того, как Литва вернула его себе в 1417 г.32Только спустя 11 веков после обращения Константина, в Европе наконец покончили было с язычеством.

Ягеллоны быстро набрали силу. Их будущее было обеспечено, как только тевтонские рыцари были наголову разбиты в битве при Грюнвальде в 1410 г. При том, что одна ветвь Ягеллонов правила в Кракове, а другая — в Вильно, они в целом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: