Христианский мир в кризисе, ок. 1250-1493 323

Средневековое искусство развивалось в основном в связи с необходимостью украшать церкви и соборы. Живопись была представлена, главным образом, иконами, запрестольными образами и религиозными сценами из росписи стен храмов. Книжная иллюстрация занималась иллюстрированием библий и псалтырей. Каменная скульптура этого времени прославилась статуями и скульптурными группами храмовых фронтонов, а также портретными изображениями на гробницах и в часовнях. Деревянная скульптура украшала хоры для певчих в церквах. Витражи заполняли огромные пространства готических окон в церквах. «Все искусство было более или менее прикладным»38.

Однако светский элемент, который никогда полностью не исключался в средневековом искусстве, постепенно возрастал. Князья, а затем и богатые буржуа начинают заказывать свои портреты и статуи. Иллюстрации начинают украшать также и chansons de geste, и входившие в моду часословы, гербарии и бестиарии (собрания басен, сказок, аллегорий о животных). Одежда позднего средневековья приобретает экстравагантную пышность, когда дорогие материалы, фантастические фасоны и яркие цвета — все направлено на создание яркого впечатления. Зеленый цвет символизировал любовь, синий и голубой — верность, желтый — неприязнь, белый — невинность. Геральдика теряет свою первоначально военную направленность и становится показателем общественного положения.

Также и в средневековой музыке плодотворно соединялись сакральное и профанное. Звуки, впрочем, по-прежнему доносились, главным образом, из церквей, но и там растет патронаж музыки светскими богачами, особенно в Бургундии и фламандских городах. Стиль XIV в. ars nova 39в музыке получил такое же международное влияние, как готика в архитектуре. Джон Данстейбл (ок.1390-1453 гг.), придворный музыкант герцога Бедфордского во Франции, привнес много нового и оказал на музыкантов большое влияние, как и Гильом Дюфе (ок. 1400-1474 гг.). Развивалась хоральная полифония и инструментальная музыка. Упоминание цимбал появляется в 1400 г., клавикорда — в 1404 г., органной клавиатуры в 1450 г., цитры или тромбона — в 1495 г.

Человек средневековья — это абстракция, и потому это понятие не историческое.

Индивидуу-

мы уникальны по определению, и ни один человек не может отражать все главные социальные, интеллектуальные и художественные течения времени. Все же следует попытаться справиться с анонимностью многих творений средневековья. Индивидуальность не была в моде. Художники, как Ван Эйк, могли иногда подписывать свои произведения JVE FECIT, но столь же часто ведущие художники оставались анонимными. Вот почему так важны попытки современных исследователей восстановить жизнь простых людей в подробностях. [MERCANTE]

В Средние века не было человека, более принадлежащего своему времени по абсолютной убежденности в миссии христианства и в то же время по абсолютной открытости всем важнейшим течениям своего времени, чем знаменитый каталонский доктор, философ, лингвист, поэт, неутомимый путешественник и мученик Рамон Ллулл (в средневековой традиции Раймунд Луллий) (ок. 1235-1315 гг.). Он родился в Пальма-де- Майорка вскоре после Арагонского завоевания. Арабский он знал не хуже латинского; он был воспитан на трудах мавританских и еврейских философов. Много лет он трудился в францисканском монастыре в Мирамар-на-Маунт Ранда, а затем стал без конца ездить к папам и принцам, убеждая их в необходимости преподавать восточные языки. В разное время он преподавал в Монпелье, Париже, Падуе, Генуе, Неаполе и Мессине и доезжал даже до Грузии и Абиссинии. На Соборе в Виенне в 1311 г. он собственными ушами услышал формальное принятие дорогих ему предложений. Несколько раз он отправлялся в миссионерские поездки в мусульманскую Северную Африку, где и погиб как мученик, забитый насмерть камнями. Ero Libro del Gentil (1272 г.) [Книга язычников и трех мудрецов], впервые вышедшая в свет по-арабски, содержала пространные споры трех религий. Его книги Ars Major и Ars generalis содержит массу спекулятивной философии, которая производила впечатление на Джордано Бруно и Лейбница, но в целом получила мало признания. Ллулл так представлял себе универсальное знание: «Его можно описать только как вычислительный механизм (компьютер), соединенный с главными принципами или «основными словами» всех знаний посредством механизма, состоящего из кон-

PESTIS


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: