Ренессанс и Реформация, ок. 1450-1670 367

вой среде в Берлине, Париже и Лондоне. Главные его жертвы, которых скептики окрестили попутчиками, редко вступали в коммунистическую партию и с негодованием отвергали предположения, что ими манипулируют. Среди них были писатели, художники, артисты, издатели, публицисты левого направления и тщательно отобранные знаменитости: Ромен Роллан, Луи Арагон, Андре Мальро, Генрих Манн, Бертольд Брехт, Энтони Блант, Гарольд Ласки, Клод Кокбурн, Сидней и Беатрис Вебб и половина блум-

бергского общества [район в Лондоне, где в начале XX в. проживали писатели и деятели культуры]. Поскольку же у каждого были свои новички послушники, которых назвали клубами невинных, то воздействие эффективно распространялось дальше, и распропагандированные плодились как кролики. Исключительно ясно формировалась конечная цель: «добиться, чтобы у правильно мыслящих некоммунистов Запада сложилось главное политическое убеждение нашего времени: вера в то, что все те точки зре-

ния, которые содействуют целям Советского Союза, вытекают из основных элементов человеческой порядочности».

Этот цинизм не имеет ни аналога, ни прецедента. О нем можно судить по тому, какую судьбу уготовил Великий Вождь своим самым преданным пропагандистам, как Карл Радек или даже сам Мюнценберг, его нашли повешенным в горах во Франции. Шуточное замечание Брехта о жертвах Сталина звучит отнюдь не шуткой: «Чем меньше они виновны, тем больше заслуживают расстрела».

св. Луис де Мариллак (1591-1660 гг.); среди них были святые и мученики иезуиты: св. Франсис Ксавье (1506-1552 гг.), св. Станислав Костка (1550-1568 гг.), св. Алоизий Гонзага (1568— 1591 гг.), св. Петр Канизий (1521-1597 гг.), св. Иоанн Берхманс (1599-1621 гг.) и св. Роберт Беллармин (1542-1621 гг.). Им удалось вернуть Церкви многое из утраченного.

Контрреформация чувствовалась повсюду в Европе. Традиционно Церковь имела наибольшую поддержку в Италии и Испании, но и там приходилось кое-где выкуривать нонконформизм. Испанские Нидерланды, зажатые между Францией и Соединенными провинциями, превратились в настоящий рассадник воинственного католицизма, причем ведущую роль здесь играли университет Лувена и иезуитский колледж в Дуэ. Реакцией на это основное движение ревностных католиков стала деятельность Корнелия Янсена (1585- 1638 гг.), епископа Ипра, — решительного критика иезуитов. В своем кратком изложении трудов бл. Августина под названием Augustinus (1640 г.) Янсен горячо нападает на то, что ему представлялось богословской казуистикой и излишним морализаторством его времени; он подчеркивает особое значение для верующего Божественной Благодати и духовного


обновления. И хотя сам он никогда не поколебался в своей преданности Риму и отвергал учение протестантов об оправдании верой, но все-таки некоторые его положения по вопросу о Божественной Благодати сближаются с точкой зрения про-

тестантов; поэтому они были отвергнуты (см. Глава VIII.).

Швейцарию раздирала вражда католических кантонов с протестантскими. Доктрина Цюриха и Женевы проникла во многие горные деревни прилегающих районов. Вдоль итальянской границы эти новые взгляды были решительно уничтожены св. Карлом Барромео, кардиналом-архиепископом Миланским (1538-1584 гг.), в Савойе с ними сражался (не столь жесткими методами) св. Франциск де Саль (1567-1622 гг.), автор весьма популярного труда Введение в благочестивую жизнь (1609 г.). [МЕНОККИО]

Во Франции многие католики оставались в стороне от новой воинственности католичества, отчасти следуя галликанской традиции и конкордату 1516 г., отчасти же в связи с враждебностью французов к Габсбургам. Но вокруг семьи Гизов крепла проримская партия ультрамонтанов. Их самым мрачным деянием стала резня в навечерие дня Св. Варфоломея 23 августа 1572 г., когда 2000 гугенотов были зарезаны в Париже — после чего папа отслужил благодарственный молебен {Те Deum), а король Испании «засмеялся». Янсенизм XVII века предлагал средний путь в противовес экстремизму враждующих истовых католиков и гугенотов.

При попытке нового обращения Англии появилось Сорок католических святых мучеников во главе с иезуитом св. Эдмундом Кампионом (1540— 1581 гг.) и множество других пострадавших. Ирландия утвердилась еще больше в католичестве, в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: