Страдивари

На скрипке Мессия стоит самое прославленное клеймо: Antonius Stradivarius Cremonensis Faciebat Anno 1716. Эта скрипка одна из десяти все еще остававшихся в мастерской Антонио Страдивари (ок. 1644-1737) и через 40 лет после его смерти, была продана уже его сыновьями графу Кодио ди Салабуе в 1775 г. После пребывания около 12 лет у французского учителя музыки Дельфена Аляра (1815-1888) II Salabue принадлежал затем исключительно торговцам — Таризио, Вийому и У.-Е. Хиллсу. Таризио постоянно обещал своим друзьям показать скрипку, но так и не сделал этого. «Это как с Мессией, — сказал один из его друзей, — всегда обещается и никогда не показывается».

Мессия, на которой играют редко, хранится в идеальных условиях, в футляре, где поддерживается нужная влажность, в Ашмолеанском музее в Оксфорде. С виду в ней нет ничего особенного. В отличие от длинных Страдов более раннего периода, ее корпус имеет стандартную длину — 356 мм. Верхняя дека с простой лакировкой, несглаженные углы, простая инкрустация, наклонные резонансные прорези и двухслойная нижняя дека красновато-коричневого оттенка. О происхождении говорит только уникальный оранжево- коричневый лак Страдивари. Йозеф Йоахим, который однажды на ней играл, сказал, что в этом инструменте «соединились сладкозвучность

и величие». Часто прежде думали, что для качества тона струнного инструмента самым главным является лак. Слишком твердый лак придает звучанию инструмента неприятный металлический оттенок, слишком мягкий — глушит резонанс. Страдивари, бывший мастером во всем, что касалось его ремесла, изобрел очень эластичный и стойкий лак. И стяжал несравненную славу.

Скрипка появляется в эпоху позднего Возрождения в Италии. Она восходит к семейству шестиструнных виол, а именно к ребеку и лире da braccio. Скрипка была исключительно универсальным инструментом. Ее прекрасные мелодические свойства подходили для партий соло и в то же время она была естественным ведущим инструментом в группе струнных: скрипка, альт, виолончель и контрабас. В виде простенькой скрипки она хорошо подходила для исполнения танцевальной музыки. Маленькая, портативная и относительно недорогая, она скоро стала рабочей лошадкой европейской популярной и классической музыки. За исключением Якоба Штайнера (1617-1678) из Тироля, все скрипичные мастера от Маджини из Брешии до Амати и Страдивари из Кремоны и Гварнери из Венеции были итальянцами.

Искусство игры на скрипке значительно продвинулось благодаря развитию системы обучения, например, Леопольда Моцарта и Дж.-Б. Виотти.


Парижская консерватория с 1795 г. стала первой в ряду других музыкальных учебных заведений в Праге (1811), Брюсселе (1813), Вене (1817), Варшаве (1822), Лондоне (1822),

Санкт-Петербурге (1862) и Берлине (1869).

Удивительной особенностью выдающихся скрипачей с середины XIX до середины XX вв. было то, что они были преимущественно из Восточной Европы. Здесь, возможно, нашла отражение народная традиция игры на скрипке евреев и цыган, но, скорее всего, особое положение музыкального искусства в политически угнетенных культурах. Но как бы то ни было, Никколо Паганини (1782-1840) долгое время оставался первым и последним из

«великих скрипачей», кто не был ни восточно-европейцем, ни евреем. Иозеф Йоахим (1831- 1907) из Вены и Генрик Венявский (1835-1880), поляк и;, Люблина, много сделавший для основания консерватории в Санкт-Петербурге, стоят в начале списка изумительных скрипачей, который через Крейслера, Исайю и Сигети тянется до Хейфица, Мильштейна, Ойстраха, Шеринга и Исаака Штерна. У каждого из них был свой Страдивари. Мессия — один из очень немногих Страдивари, который, как это ни печально, можно увидеть, но — нельзя услышать. Современные скрипичные мастера обращают особое внимание на выбор породы дерева, изменение толщины доски, линию изгиба и эффект возраста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: