Великий проект

Когда в 1742 г. готовилось второе издание мемуаров герцога де Сюлли, было внесено множество исправлений. В особенности это касалось многочисленных и разбросанных (часто противоречивых) замечаний герцога по поводу внешних сношений Франции: эти заметки были упрощены и сведены в одну главу под названием Политическая схема, обычно называемая Великий проект Генриха Великого. Таким образом, Великий проект де Сюлли был восстановлен, чтобы не сказать придуман, более чем через столетие после смерти самого Сюлли. Критики затем утверждали, что это был продукт скорее XVIII, чем XVII века.

Следует сказать, что Максимилиан де Бетюн (1560-1641), барон де Рони, герцог де Сюлли вообще имел мало отношения к внешней политике Франции в бытность его первым министром Генриха IV. Он был суперинтендантом королевских финансов, Grand Voyer (начальником дорог) Франции, начальником артиллерии, а затем и фортификации и комендантом Бастилии. И его мысли о внешней политике Франции относятся к первым его годам в отставке после 1610 г., а затем (с большими оговорками) ко времени Тридцатилетней войны. Впоследствии он опубликовал все эти свои заметки, не сортируя их, в двух томах Записи о разумной государственной экономике (1638).

Непосредственной целью Сюлли было приуменьшить влияние Габсбургов. Однако ради этой, в общем-то, чисто

прагматической задачи он наметил план, в котором впервые явились и новая карта Европы, и механизм поддержания вечного мира. На этой карте должны были явиться пятнадцать равноправных государств, которые следовало образовать, ограничив границы Испании Иберийским полуостровом, отделив владения Австрийского дома от Империи и перераспределив их. Так испанские Нидерланды предлагалось или поделить между Англией и Францией, или передать Соединенным провинциям. Венгрию предлагалось восстановить как независимую выборную монархию. Предлагалось проводить свободные выборы на императорский трон Германии, оградив их от монопольного влияния какой-нибудь одной династии. В интересах вечного мира Сюлли планировал создать Европейскую лигу монархов. Лигой должен был управлять Федеральный совет, где более сильные государства имели бы по 4 места, а остальные — по 2 и где бы проводилась ротация председателя, начиная с курфюрста Баварии. Соединенные силы Лиги могли быть использованы для улаживания конфликтов и осуществления определенной политики.

Ключевым понятием и этой новой карты Европы, и Лиги было понятие равновесия сил. Не допускалось усиление какой бы то ни было державы до такой степени, чтобы она могла навязывать свою волю другим. Европа должна была стать une république très chrétienne (все-

христианнейшей республикой) и одной большой семьей. Внутри ее границ должна была установиться свобода торговли. За ее пределами следовало разбить турок и предпринять

«удобные» завоевания в Азии и Северной Африке.

В Великом проекте, который был задуман государственным мужем в отставке в то время, когда от него уже ничего не зависело, и подправлен издателем XVIII века, мы обнаруживаем, однако, не только привкус абстрактного теоретизирования. Возможно, в нем сказалось влияние Эмерика Крюсе и его Nouveau Cynée (Нового Кинея) (1623 г.), где автор выдвигает идею всеобщего мирного конгресса в Венеции под председательством папы. На Крюсе же, возможно, повлияло предложенная королем Богемии еще в 1458 г. (см. с. 428) Лига Вечного союза. Несомненно, мы здесь имеем дело с долгой традицией сочинений на отвлеченные темы от Дантовой Монархии до Эразма Роттердамского и Кампанеллы. Однако Великий проект Сюлли, популяризированный в эпоху равновесия сил, привлек к себе большое внимание. И два столетия спустя после его появления, в эпоху Лиги Наций и Европейского сообщества, остаются актуальными основные положения Великого проекта: о международной стабильности, свободе торговли, о суверенитете в рамках своих границ и объединенных миротворческих силах. Кроме всего прочего, Великий проект подчеркивает то, что упускают многие: мир есть функция силы.


LUMEN

шанс: Пруссия не станет препятствовать русской интервенции, если королевство Пруссия получит польскую провинцию. Австрия согласится в обмен на кусочек южной Польши: «Чем больше она рыдала, — смеялся Фридрих II над Марией Терезией, — тем больше брала». России должна была достаться большая часть Белой Руссии.

Первый договор о разделе был подписан в Санкт-Петербурге 5 августа 1772 г. Все юридические формальности были тщательно соблюдены. Воздух дрожал от хвалы польской золотой свободе. Затем жертве посоветовали взять в руки нож. Король выступил с предложением перед сеймом в пользу раздела. Единственный член сейма, высказавшийся против, Тадеуш Рейтан, лег на пороге палаты сейма, чтобы не дать королю войти; он был затем объявлен сумасшедшим. Три договора о разделе между Республикой и каждой из участвовавших в разделе сторон были готовы 7/18 сентября 1773 г. Единственным монархом, который выразил свой протест, был король Испании. «Я причастился тела Польши, — заявил Фридрих, — но не знаю, как королева-императрица уладила дело со своим духовником».

Первый раздел принес семь лет относительного мира. Речь Посполитая занималась созданием Национальной комиссиии но образованию (см. выше), а в 1775 г. королю позволили обрисовать контуры будущего правительства. Все участники Барской конфедерации были к тому времени сосланы в Сибирь или бежали за границу. Пулаский уехал в Америку, где создал американскую кавалерию. Россия, Пруссия и Австрия переваривали свою неправедную добычу.

Век Просвещения завершался заключительным спектаклем, в котором трое просвещенных монархов, действуя сообща, подавляли реформаторское просветительское движение. Давление на польское

государство сопровождалось обширной просветительской риторикой; последовавшая

«рационализация карты Европы» встретила широкое оправдание; а у Вольтера был предмет явить еще раз свое остроумие: Un polonais c'est un charmeur; deux polonaisune bagarre; trois polonais, eh bien, c'est la question polonaise [«Один поляк — это очарование, два поляка

— заварушка, три поляка — ох, это уже польский вопрос»]40. [МЕТРИКА]

Главная проблема, однако, так и не разрешилась. Речь Посполитая оставалась пленницей России, и реформаторов держали на поводке. Если бы король утратил контроль, за него бы действовали другие. И как только они начали бы движение вперед, весь цикл реформ и репрессий начался бы сначала. Так и случилось в 1787 г.

Вечер понедельника, 29 октября 1787г., Прага. В Национальном театре графа Ностица в Старом городе (теперь Tylovo Divadlo) итальянская оперная труппа Бондини давала премьеру оперы Il dissoluto punito (Воздаяние распутнику). Поначалу представление назначили на вечер 14-го; под названием Каменный гость его планировали показать принцессе Тосканской, которая направлялась в Дрезден, чтобы там венчаться. Но, как оказалось, партитура оперы еще не была готова. По сообщению некоего Вацлава Свободы, игравшего в оркестре на контрабасе, композитор просидел всю ночь 28-го с маленькой армией переписчиков, и партитура увертюры была доставлена в театр с еще не просохшими чернилами41. Музыкантов нельзя было удержать. Аплодисменты загремели, когда композитор появился, кланяясь, в освещенном канделябрами зале в 7 вечера.

Два продолжительных аккорда forte в ре минор заставили всех затихнуть; потекла, журча, музыка (molto allegro) первых тактов увертюры.

Просвещение и абсолютизм, ок. 1650-1789 491

Когда увертюра кончилась, маэстро обратился к оркестру, выражая восхищение их умением играть с листа: «Браво, браво, господа, это было восхитительно».

Либретто, напечатанное заранее для двора, можно было купить в кассе, но только по- итальянски (40 крон в золотом переплете и 20 крон — в простом). Вот что стояло на титуле: IL DISSOLUTO PUNITO. О sia Il D. Giovanni. Dramma giocoso in due atti. Da representarsi


nel Teatro di Praga l'anno 1787. In Praga di Schoenfeld... La Poesia e dell'Ab Da Ponte, Poeta de' Teatri Imperiali di Vienna. La Musica и del Sig Wolfgango Mozzart, Maestro di Cap, dadesco.

Исполнители: Джованни — Луиджи Басси, Анна — Тереза Сапорити, Оттавио —

Антонио Бальони, Эльвира — Катерина Мичелли, Лепорелло — Феличе Понзиани, Зерлина

— Катерина Бондини (жена импресарио), Командор — Джузеппе Лолли43.

Дон Жуан Моцарта — под таким названием стала известна эта опера — был в то время самой последней версией популярного сюжета об обольщении, уже ставшего европейским мифом. Дон Жуана, обманщика из Севильи, представляли уже больше двух столетий и на карнавалах в Неаполе, и в пантомимах на ярмарках во Франции. Сюжет получил литературную обработку Тирсо де Молины (1630 г.), Чиконьини (ок. 1650 г.), Мольера (1665 г.), Корнеля (1677 г.), Гольдони (1736 г.) и Шадвеля (1776 г.). Он был положен на музыку, поставлен как балет и как пьеса в Риме в 1669 г., в Париже в

1746 г., в Турине в 1767 г., в Касселе в 1770 г. Прежде чем им занялся Моцарт, из него уже сделали четыре полноценных оперы — Ригини в Вене (1777 г.), Альбертини в Варшаве (1783 г.), Фопна/Гварди и Берлати/Гадзанига в Венеции (1787 г.). Либреттист Моцарта аббат да Понте много позаимствовал у Берлати, а тенор, исполнявший Оттавио в Праге, поспешно прибыл туда из Венеции, где он пел того же Оттавио на музыку Гадзаниги44. Основной сюжет обезоруживающе прост. Опера начинается с того, что Дон Жуан убивает Командора, разгневанного отца Анны, последней любовной победы Дон Жуана. После многочисленных перипетий он (в заключительной сцене) оказывается лицом к лицу со статуей умершего Командора, которая взывает к отмщению, и повесу поглощает адский огонь. Да Понте разложил всю историю на два симметрично построенных акта:

АСТ I ACT II

NN. 1-7 NN 14-18


РАЗДЕЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ


РАЗДЕЛЕНИЕ АНТАГОНИСТОВ


[Жуан и 3 женщины] [Жуан переодетый или

отсутствующий]

(Ария) Жуан — Анна Жуан — Лепорелло


(Трио) Смерть

Commendatore

(Дуэт) Анна - Оттавио

Эльвира, по ошибке направленная (направляется) к Лепорелло

(N4)

Церлина — Жуан —

Мазетто


(Трио) Обман Эльвиры

Эльвира по ошибке направленная (направляется) к Лепорелло

Жуан — Мазетто


Жуан - Церлино Церлина — Мазетто

NN8-10 NN 19-21


СМЕШЕНИЕ ЛЮДЕЙ &

СТРАСТЕЙ

Коллективный (Общий)

антагонизм


СМЕШЕНИЕ ЛЮДЕЙ &

СТРАСТЕЙ

Антагонизм, направленный на Лепорелло


Квартет Секстет

[Жуан на заднем плане] [Лепорелло убегает]

Анна видит вину Жуана Оттавио видит вину Жуана Ария (N 10) Ария (N 21)

[Сцена на кладбище]

Рассказ Лепорелло Рассказ Жуана

Ария (N11) Дуэт (N 22)

[Сад Жуана ] [Дом Анны]

Ария {N 12)

ФИНАЛ Входит Маска Ария (N 23)

ФИНАЛ Входит Эльвира

Покушение на Церлину Возмездие: статуя Общий антагонизм Общеезаключение45 492 LUMEN

Никакое изложение не может передать, однако, как дивно сочетаются партитура и либретто, запоминающиеся моменты которого ничего не теряют при любом количестве повторений и пародирований. В Арии № 4 (Madamina, il catalogo ë questo) слуга Жуана хвалится Эльвире галантными успехами своего хозяина:

В Италии шестьсот сорок,

В Германии двести тридцать один, сто — во Франции, в Турции — девяносто один,

А в Испании, уже тысяча три!46


В очаровательной № 7 {Là ci darem la mano) — в этом «самом совершенном дуэте обольщения, какой только можно вообразить», — Жуан завоевывает ничего не подозревающую Зерлину даже без намека на принуждение или обман. Энергичную и уверенную мелодию подхватывает сопрано и играет с ней, пока оба не уходят рука об руку в порыве общего восторга47:

В мелодраматической сцене на кладбище (действие II, сцена 11) участники дрожат, когда Каменный гость произносит свое мрачное предсказание под трепещущие звуки тромбонов: «Еще до рассвета ты посмеешься в последний раз»48:

Когда уже все кончилось и судьба Жуана свершилась, все участники задерживаются, чтобы пропеть хором не очень убедительную мораль под искрящуюся двойную фугу: «Вот и пришел конец игре этого грешника, его жизнь и смерть — одно и то же»49.

Для второго исполнения оперы (в Вене семь месяцев спустя) Моцарт и Да Понте сделали кое-какие изменения, приноравливаясь к новому составу певцов и новому театру. Они опустили Арию Оттавио, № 21(22) (mio tesoro intanto) 50:

Но вскоре этот номер был восстановлен, и уже навсегда остался важной частью стандартного репертуара.

Моцарт дважды приезжал в Прагу в 1787 г., и оба раза с женой Констанцией. Он был на вершине своей музыкальной карьеры. Во время первого визита в январе — феврале он представил свою Симфонию № 38, Пражскую (К. 504), а позднее дирижировал с громадным успехом Le nozze di Figaro. Прием был столь благосклонным, что он немедленно подписал с Бондини контракт на новую оперу, которую планировали поставить в начале следующего сезона. По возвращении в Вену Моцарт дал несколько уроков семнадцатилетнему пианисту из Бонна, которого звали Бетховен. В мае его постигло глубокое горе — смерть горячо любимого отца, и у него было много хлопот по имущественным делам. Между тем даже тени печали не слышится ни в Divertimento (К. 522), ни в восхитительной Маленькой ночной серенаде (К. 525), сочиненных в то лето.

О шестинедельном путешествии Моцарта в Прагу с Дон Жуаном мы можем почерпнуть сведения не только из переписки Моцарта, но и из местных газет. Он выехал из Вены 1 октября, только что получив скудную сумму, вырученную от продажи имущества отца в Зальцбурге. Он опять отправился в поездку с Констанцией, которая была на шестом месяце. Поездка длиной примерно в 150 миль заняла три дня, поскольку сообщение о его прибытии появляется в Praeger Oberpostamtszeitung уже 4 октября: «Пронесся слух, что опера, только что написанная [нашим прославленным герром Mo-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: