double arrow

Просвещение и абсолютизм, ок. 1650-1789 493

цартом], Das steinerne Gastmahl («Каменный гость») будет дана впервые в Национальном театре»51. Он занял комнаты в Трех львах на Кольмаркт, 20, а через три дня приехал ero либреттист да Понте и остановился на другой стороне улицы в Глаттайс. 13-, 14- и 15- были заняты визитом к принцессе Тосканской и неожиданным решением поставить в ее честь немецкую версию Свадьбы Фигаро. Моцарт смотрел на это, впрочем, довольно мрачно: «Здесь все бездельничают, — писал он другу, — певцы ленивы и отказываются репетировать, если вечером поют в спектакле, а директор хотя и беспокоится, но робок и не заставляет их»52. В последнюю неделю этого месяца болели певцы и еще не было увертюры. Но, наконец, премьера к общему восторгу все же состоялась. Oberpostamtszeitung буквально захлебывалась от восторга: «В понедельник... труппа Итальянской оперы давала столь жадно ожидаемую оперу маэстро Моцарда [sic] Don Giovanni... Сами музыканты и знатоки говорят, что Прага такого еще не слыхала никогда... Каждый, кто был занят на сцене или в оркестре, старался до последней степени, чтобы отблагодарить Моцарда хорошим исполнением. Были большие дополнительные расходы,


так как понадобилось несколько хоров и несколько изменений в сценарии, — со всем блестяще справился Герр Гуардозони. Зал был заполнен как никогда, свидетельствуя об общем одобрении»53.

Оперу снова давали 3 ноября, теперь в честь самого Моцарта. Чета Моцартов уехала из Праги 13-го, но не раньше, чем несколько почтенных пражан записали в альбом композитора свои щедрые комплименты:

Когда звучит волшебная лютня Орфея, Амфион поет под ero лиру,

Тогда кроткими становятся львы и замирают реки, Слушают тигры, двигаются скалы.

Когда маэстро Моцарт обращается к музыке И собирает единодушную хвалу,

Тогда замирают, чтобы послушать, музы, Сам Аполлон обращается в слух.

Твой почитатель и друг Йозеф Хурдалек

Прага, 12 ноября 1787, ректор Генеральной семинарии54.

Во время второго путешествия в Прагу Моцарты прожили большую часть времени у своих друзей Душеков на их вилле «Бетрамка» в Смихове; там им дописаны последние номера Дон Жуана.

Франц Душек был концертирующим пианистом, его жена Жозефа — сопрано и давний друг, с ними Моцарту было особенно легко. Еще до отъезда Моцарта рекомендовали на должность, которая была настоящей синекурой — имперского Kammermusikus (придворного музыканта).

Когда он вернулся в Вену, то обнаружил, что ему положили жалованья всего 800 гульденов, хотя занимавший это место до него Глюк получал в конце уже 2000. Как обычно, его слава была намного больше его доходов. 27 декабря Констанция родила их четвертого ребенка, девочку, которая прожила только шесть месяцев. Подходило к концу золотое десятилетие Моцарта.

Совместное творчество Моцарта и аббата да Понте — это важнейшая веха в музыкальном развитии Европы. Три созданных ими произведения — Женитьба Фигаро (1786 г.), Дон Жуан (1787 г.), Так поступают все женщины (1790 г.) — принадлежат к жанру оперы-буфф, одному из самых легких и, следовало бы думать, самых недолговечных жанров; но эти произведения не умирают. Вместе с немецкими операми Моцарта Похищение из сераля (1782 г.) и Волшебная флейта (1791 г.) они первыми вошли в репертуар «Гранд-опера». Во всем же репертуаре (примерно из 30 названий) с ними по количеству исполнений и популярности могут соперничать только оперы Вагнера и Верди. Да Понте был идеальным партнером. Беглец из своей родной Венеции, где он родился в гетто, да Понте не особенно серьезно относился к своему обращению и рукоположению.

Текст Дон Жуана у него вылился из сердца55, был плодом вдохновения.

В отсутствие звукозаписи [ЗВУК] делалось несколько попыток отразить на письме необыкновенное музицирование Моцарта. Так, через 60 лет после смерти Моцарта поэт Эдуард Морике (1804-1875) сделал такую попытку в короткой новелле Моцарт в Праге (1851 г.). Он рассказывает о воображаемых встречах, которые вполне могли быть у композитора с утонченными людьми — ero самыми восторженными слушателями. Вольфганг и Констанция едут в Прагу по заросшим соснами холмам Богемии и неожиданно видят замок графов фон Шинцберг. Вольфганга застигли, когда он беззаботно сорвал апельсин в парке замка. Однако за это... его приглашают к обеду. После обеда он садится за пианино и рассказывает (одновременно

LUMEN



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: