Теоретические основы управления регионом

Лекции

Направление подготовки бакалавра 081100. 62 « Государственное и муниципальное управление»

 

Теоретические и методические аспекты управления

Теоретические основы управления регионом

Понятие «управление» происходит от латинского слова «directiohe», которое означает «деятельность под руководством, служба в подчинении».

Эволюция управления в его современном понимании как системы начиналась с власти. Предпосылки для выделения его в особый вид деятельности сформировались при переходе от простой к сложной кооперации труда на базе капиталистического производства.

По мере дальнейшего разделения, специализации и обобществления труда, развития научно-технического прогресса управление приобретало все более сложные формы, обосабливалось в иерархически организованные системы, без которых уже не могло функционировать крупное специализированное производство.

Управление своими корнями уходит в политическую и социально-экономическую систему каждой страны. Ему более чем какой-либо другой сферы человеческой деятельности, присущ субъективизм. Роль личности в управлении, как и в истории, политике, огромна. Связано это в основном с тем, что управление имеет иерархическую структуру, т.е. вертикальную соподчиненность органов или отдельных управленческих работников.

Но было бы ошибочным сводить зависимость управления к влиянию какого-либо одного фактора, будь он экономический, политический, личностный и др. Все они находятся в тесной связи и формируют, в конечном счете, методологию и систему управления тем или иным объектом (предприятием, объединением, регионом, государством и т.д.).

Теория управления, имея общую природу своего происхождения - общественный характер труда, развивалась под воздействием двух противоречивых направлений – капиталистического и социалистического.

К. Маркс рассматривает двойственность управления как организационно-техническое, вытекающее из самой природы разделения и кооперации труда и присущее любому способу общественного производства, и как социально-экономическое, вытекающее из отношений собственности. (10). Собственность на средства производства определяет характер отношений управления во всех сферах производства, распределения, обмена и потребления.

Фундаментом социалистической теории управления являлось государственная собственность на средства производства, что предопределило формирование монопольных управленческих структур, слияние в партийных и исполнительных органах идеологических, государственных и хозяйственных функций.

Работы зарубежных ученых по теории управления отличаются прагматичностью и прикладным характером. Так, на уровне хозяйствующих предлагается теория и практика «ситуационного подхода», которая отражает поиск эффективного ведения производства исключительно за счет внутренних резервов предприятия, рассматриваемого как закрытая система. Теория и практика «стратегического управления» рассматривает предприятие как открытую систему, успешная деятельность которой определяется эффективностью внутрифирменного механизма, с одной стороны, и умением приспосабливаться к внешнему окружению, с другой.

На уровне макроэкономики «монетаристская теория» Милтона Фридмана (15) выступает против какого бы то ни было вмешательства государства в экономику, в особенности против использования фискальной политики, сопровождающейся увеличением дефицита бюджета. Согласно подходу монетаристов, жесткая кредитно-денежная политика способна обеспечить саморегулирование рыночных механизмов.

Концепция государственного регулирования экономики Джона М. Кейнса (8) является теоретической основой государственного вмешательства во все сферы производства, распределения и потребления. По этой теории «новая экономика» позволяет ограничить стихийное действие рыночных регуляторов, сгладить противоречия между общественный характером производства и частной формой присвоения прибавочного продукта, обеспечить бескризисное развитие экономики.

В трактовке понятия управления производством в отечественной литературе Г.Х. Попов (11), И.Г. Ушачев (14), Х.О. Репп (13) и др. можно выделить три подхода:

1. Содержательный подход: управление определяется как система отношений (аспектов), складывающихся в процессе общественного производства.

2. Структурно-функциональный подход: управление трактуется как система функций и комплекс элементов – органы, кадры, техника управления. Управление в данном подходе определяется как целенаправеленное воздействие на коллективы людей для планирования, контроля и координации их деятельности в процессе производства.

3. Кибернетический (системный) подход рассматривает общие закономерности, присущие всем видам управления, в том числе и управлению производством.

При этом управление определяется как комплекс целеустремленных действий, направленных на обеспечение оптимального функционирования управляемой системы. Следовательно, каждый из описанных подходов имеет равное право на существование в теории управления, ибо в комплексе они представляют возможность рассматривать одни и те же проблемы с разных точек зрения.

Управление, как известно, существует во многих процессах в природе и технике. Оно имеет место там, где есть движение. Ибо движение есть процесс, требующий управления, которое обеспечивает его целенаправленное и упорядоченное протекание. Неподвижный же объект не нуждается в управлении. Производство потому и является объектом управления, что главное его содержание – процесс. Однако производственный процесс отличается от всех других управляемых процессов в природе и технике тем, что в нем участвуют люди. Люди являются носителями живого труда, без которого никакой производственный процесс немыслим и невозможен.

Таким образом, при общественном характере производства объектом управления, прежде всего, являются люди. Они же являются и субъектами управления.

Процессы управления, протекающие в природе и в разных областях человеческой деятельности, в самых общих чертах имеют сходство, связанное всем процессам управления.

Управление является реальным, если имеются, с одной стороны, потребность и возможность субъекта управления управлять, а с другой – потребность и возможность объекта управления выполнять обоснованные управленческие команды.

Управленческая деятельность субъекта приобретает определенную направленность в зависимости от того, какие цели он при этом он преследует. Если цели управления совпадают с целями преследуемыми субъектом в процессе управленческой деятельности, он ориентирован на эффективное управление.

Возможность субъекта управления осуществлять управление обусловлена, во-первых, организационно-техническими аспектами (наличием у работников необходимых каналов связи и передачи информации, требуемой техники управления и т.п.), во-вторых, наличием у субъектов управления рычагов воздействия на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять команды, т. е. возможность и готовность объекта управления выполнять управленческие команды.

Иерархическая структура управляющих систем позволяет выделить два основных подхода к исследованию и разработке системы управления: микро- и макроподход. При микроподходе объектом изучения становится внутренняя структура системы внутренне взаимодействие ее элементов в процессе реализации заданной извне зависимости между входами и выходами. При макроподходе система управления рассматривается как часть общей системы управления, т. е. исследуются только ее входы и выходы.

Результатом процесса управления на каждом уровне является принятие определенного решения, которое оформляется в виде постановления, приказа и т.д.

Основные задачи регионального управления и территориального планирования и ее методы исследования

Основные задачи регионального управления и территориального планирования вытекают из предмета ее исследования. Главные из них:

– повышение эффективности регионального хозяйства;

– изучение закономерностей и принципов развития экономики;

– изучение экономических ресурсов и возможностей регионов;

– исследование проблем размещения производства;

– изучение форм территориальной организации производства;

– проблемы наращивания финансовых ресурсов регионов;

– развитие и совершенствование производственной и социальной инфраструктуры регионов;

– развитие и совершенствование производственного сектора регионов;

– совершенствование форм управления региональным хозяйством;

– регулирование экономики на уровне региона;

– повышение занятости населения;

– эколого-экономические проблемы регионов;

– повышение уровня жизни населения регионов.

Региональное управление и территориальное планирование тесно связаны с другими экономическими дисциплинами и в первую очередь с микро-и макроэкономикой, отраслевыми и функциональными экономиками, поэтому в своих исследованиях она широко использует их методы, в частности:

1) балансовый метод (составление отраслевых и территориальных балансов);

2) статистические методы (индексы, анализ);

3) системный анализ (всесторонний анализ);

4) картографический метод (наглядность);

5) экономико-математическое моделирование (пропорций развития, размещения производства и т. д.);

6) прогнозирование (составление генеральных схем развития регионов на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективу, отраслевых и комплексных прогнозов);

7) бюджетирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: