Государственная региональная политика является составной частью общей политики государства, направленной на решение стратегических задач страны.
Субъекты Федерации России значительно различаются по уровням социально-экономического развития вследствие географического положения, влияния обеспеченности высокодоходными природными ресурсами, особенностей накопления экономического потенциала за предыдущие десятилетия, состояния производственной и социальной инфраструктуры. Часть регионов не имеет достаточных ресурсов для развития экономики и финансирования социальной сферы, вследствие чего нуждается в поддержке со стороны федерального бюджета. Степень дифференциации субъектов Федерации по величине валового регионального продукта и собственных доходов бюджетов на душу населения в текущем десятилетии увеличилась. Наибольшее значение этих показателей устойчиво фиксируется в Тюменской области и некоторых других сырьевых регионах, наименьшее — в отдельных регионах Юга России и Сибири.
В этих условиях целями региональной политики федеральных органов являются:
— повышение однородности экономического пространства, т. е. создание одинаковых правовых и организационных условий для предпринимательской деятельности во всех регионах;
— развитие единых общероссийских рынков, что, как показывает мировая практика, в том числе и Европейского союза, способствует увеличению масштабов производства и повышению его конкурентоспособности;
— усиление экономической интеграции регионов за счет стимулирования поставок товаров между территориями и развитие производственной кооперации в форме поставок комплектующих изделий из нескольких регионов для выпуска конечной продукции;
— оказание помощи бедным регионам, не имеющим достаточного объема собственных средств из-за ограниченности налоговой базы. Анализ показывает, что бюджетная обеспеченность субъектов Федерации собственными доходами различается в 30—40 раз;
— сглаживание экономических противоречий между регионами;
— достижение оптимальной комплексности экономики регионов. При этом не стоит задача обеспечения максимальной обеспеченности каждого из них продуктами собственного выпуска, обоснованным является создание только конкурентоспособных производств;
— создание специальных условий для развития северных территорий, на которые приходится около двух третей всей территории России.
Субъектами региональной политики являются высшие органы государственного управления (Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ), а также федеральные министерства, агентства, службы. Среди федеральных министерств наибольший объем полномочий в рассматриваемой сфере имеют министерства экономического развития, финансов, регионального развития, промышленности и торговли, транспорта, сельского хозяйства, энергетики, природных ресурсов и экологии. К регулированию регионального развития имеют непосредственное отношение федеральные агентства лесного хозяйства, управления особыми экономическими зонами, управления государственным имуществом, по недропользованию, водных ресурсов, дорожного хозяйства, рыболовству. Среди федеральных служб наибольшее значение имеет деятельность служб надзора в сфере природопользования, транспорта, налоговая служба, антимонопольная, регистрационная, экологического и технологического надзора, федеральная служба по тарифам, ветеринарного и фитосанитарного надзора, финансово-бюджетного надзора.
Субъектами региональной политики являются органы власти федерального уровня и в определенной степени органы власти субъектов Федерации. Под регионами понимаются, как правило, субъекты Федерации, так как это закреплено в налоговом и бюджетном законодательстве России. В отдельных случаях в качестве регионов рассматриваются более крупные составные части страны, например, Западная Сибирь, Урал, Северо-Запад, Сибирь, Дальний Восток и т. д.
Существуют две базовые стратегии действий государства по отношению к регионам — политика выравнивания регионов и политика стимулирования полюсов роста. Первая из них предусматривает поддержку относительно слабых в экономическом отношении регионов за счет богатых регионов с перераспределением средств через федеральный бюджет. Целью государственного регулирования при этом является создание новых рабочих мест, увеличение собственной налоговой базы регионов и обеспечение социальной стабильности. При этом возникает сильная зависимость многих субъектов Федерации от поступления средств из общегосударственного бюджета. Масштабы такого перераспределения должны быть достаточными для развития бедных регионов, но не должны блокировать развитие богатых регионов. Выравнивающая политика может давать ощутимые результаты в течение достаточно длительного времени.
Политика стимулирования полюсов роста предусматривает поддержку наиболее перспективных видов деятельности на ограниченном числе территорий, что должно способствовать общему экономическому развитию страны. Такая политика была продекларирована в середине текущего десятилетия Министерством регионального развития, но в полном объеме не была реализована.
Как уже отмечалось, все субъекты Федерации делятся на регионы-доноры и регионы-реципиенты. У доноров объемы перечисления средств в федеральный бюджет значительно превосходят объемы поступления средств из федерального бюджета, и они формируют свою финансовую базу, в основном, за счет собственных доходов, предусмотренных законодательством страны. Реципиенты не имеют достаточных собственных финансовых ресурсов, в составе доходной части их бюджетов высокий удельный все (до 70—80%) занимают средства, получаемые из федерального бюджета. В такой ситуации серьезной проблемой является создание системы усиления мотивации бедных регионов к укреплению их собственной финансовой базы и снижению иждивенческих настроений.
Одной из причин существования большого количества регионов-реципиентов является то, что полномочия субъектов Федерации, предусмотренные федеральным законодательством, не полностью обеспечиваются собственными налоговыми источниками доходов. Нуждается в дальнейшем совершенствовании механизм распределения доходов между уровнями бюджетной системы страны в соответствии с закрепленными полномочиями.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены следующие формы финансовой поддержки бюджетов регионов за счет федерального бюджета:
— дотации на выравнивание уровней бюджетной обеспеченности для регионов, не имеющих достаточных собственных доходов;
— субвенции и субсидии на финансирование отдельных целевых расходов;
— бюджетные кредиты;
— бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении региональных бюджетов.
Федеральным законом об утверждении бюджета на 2009 год предусмотрено около 40 видов финансовой помощи регионам России.
Дотации — средства, предоставляемые из бюджета вышестоящего уровня в случае недостаточности закрепленных и регулирующих доходов для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня. Выделение дотаций осуществляется в порядке бюджетного регулирования на безвозмездной и безвозвратной основе, а их использование не имеет целевого назначения.
Субсидии выделяются на определенные цели на условиях софинансирования, т. е. долевого финансирования при условии использования на эти цели также и средств регионального бюджета. Например, на 2008—2009 годы предусматривается выделение субсидий из федерального бюджета на реформирование региональных и местных финансов.
Субвенции — бюджетные средства, предоставляемые бюджету нижнего уровня на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Например, они могут предоставляться на исполнение некоторых государственных (в том числе федеральных) полномочий, социальную помощь гражданам в соответствии с законодательством страны, поддержку организаций социальной сферы, осуществление контрольных функций и т. д.
Одной из форм субвенций является выделение средств отдельным крупнейшим городам на развитие метрополитенов, имеющих важное социальное значение и обеспечивающих транспортную подвижность широких слоев населения. Например, на 2009 год намечено предоставить субсидии 10 городам на эти цели, в том числе Москве — 1,9 млрд руб., Екатеринбургу — 171 млн руб., Новосибирску — 450 млн руб., Челябинску — 395 млн руб. Кроме того, предоставляются средства на развитие скоростного трамвая в Волгограде.
Могут предоставляться бюджетные ссуды на покрытие временного дефицита регионального бюджета с целью обеспечения своевременного финансирования предусмотренных затрат. В отличие от дотаций, субсидий и субвенций ссуды имеют возвратный характер и могут быть возмездными, т. е. с уплатой определенного процента за пользование денежными средствами.
Для поддержки субъектов Федерации в составе федерального бюджета выделяются специальные фонды.
Фонд финансовой поддержки субъектов Федерации предназначен для выравнивания уровней бюджетной обеспеченности регионов. Данный фонд является наиболее крупным источником финансовых ресурсов для субъектов Федерации. Средства фонда распределяются на основе специальной методики, учитывающей налоговый потенциал каждого региона. Наиболее высокие дотации в расчете на одного жителя получают республики Северного Кавказа, Камчатка, Тыва, Алтай. Регионы-доноры средства из этого фонда не получают.
Федеральный фонд компенсаций используется для предоставления субвенций на выполнение регионами полномочий, которые являются федеральными, но переданы для реализации субъектам Федерации: регулирование использования водных ресурсов и объектов животного мира, поддержка противопожарной службы, милиции общественной безопасности и др. Средства данного фонда получают все регионы независимо от состояния обеспеченности собственными финансовыми ресурсами.
Федеральный фонд софинансирования социальных расходов включает средства для решения особо важных социальных проблем регионов: выделение субсидий малообеспеченным гражданам на оплату услуг ЖКХ, поддержка реабилитированных лиц, тружеников тыла в период Великой Отечественной войны, ветеранов труда и т. д.
Федеральный фонд регионального развития предназначен для выравнивания обеспеченности регионов инженерной и социальной инфраструктурой. Средства фонда выделяются в виде субсидий на софинансирование развития указанных объектов по методике, которая не является в достаточной степени формализованной и свободной от субъективизма.
Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов используется для поощрения регионов, которые осуществляют работу по повышению эффективности использования бюджетных средств.
Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства включает средства для регионов, выполняющих преобразования в одном из самых проблемных видов экономической деятельности.
Кроме перечисленных специальных фондов по разделу бюджета «Межбюджетные трансферты» распределяются иные дотации и субвенции регионам на финансирование социально важных расходов. В целом система финансовой поддержки субъектов Федерации находится в стадии развития и постоянно трансформируется.
Особый порядок финансовой поддержки установлен для закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), которые получают средства федерального бюджета минуя бюджеты соответствующих субъектов Федерации. Основная часть данных образований связана с выполнением работ по повышению обороноспособности страны. Состав финансируемых ЗАТО и объемы их поддержки устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год.
Право на получение помощи из федерального бюджета имеют субъекты Федерации, в которых среднедушевые налоговые доходы не достигают определенного для данной территории минимального уровня. При этом учитываются объем валового регионального продукта на душу населения, стоимость жизни на территории, величина задолженности по заработной плате, уровень безработицы и другие факторы. То есть, по существу, принимаются во внимание минимальные социальные стандарты и гарантии, которые государство должно обеспечить каждому жителю страны. Для определения размеров трансфертов Министерство финансов РФ использует специальные методики, которые периодически пересматриваются.
Особой формой поддержки регионов с 2007 года стало выделение средств из инвестиционного фонда в составе федерального бюджета, которые предоставляются на реализацию крупных проектов государственного значения. Обязательным условием при этом является наличие других источников финансирования, в том числе внебюджетных. На 2009 год специальной комиссией Правительства Российской Федерации для финансирования отобрано 19 проектов в различных субъектах Федерации в объеме 27 млрд рублей. При этом ставится задача, чтобы главную роль играли не государственные, а частные источники средств. По состоянию на середину 2009 года, в частности, приняты решения о поддержке за счет инвестиционного фонда реконструкции автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург, строительства кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга, железной дороги в Республике Тыва, проектирования транспортной инфраструктуры по проекту «Урал Промышленный — Урал Полярный». Последний проект предусматривает освоение минерально-сырьевой базы восточного склона Урала на территории Тюменской области, что даст возможность повысить обеспеченность российской черной и цветной металлургии собственными источниками сырья, а также способствовать общему повышению устойчивости транспортной инфраструктуры в Урало-Западносибирском регионе.
Общие объемы средств, выделяемых из федерального бюджета на финансовую поддержку регионов, за последние годы значительно возросли, однако различия в уровнях социально-экономического развития субъектов Федерации не сократились. Это обусловливает необходимость совершенствования данной системы. Финансовая помощь высокодотационным регионам может быть дополнена введением централизованного контроля за ее использованием, в том числе установлением внешнего управления бюджетами регионов. В принципе, стране необходима реализация фактического бюджетного федерализма, при котором не меньшинство, а большинство субъектов Федерации должно иметь собственные средства для осуществления закрепленных за ними полномочий.
Одной из форм региональной политики является установление налоговых льгот для отдельных регионов с целью развития определенных видов экономической деятельности. Например, в настоящее время принята нулевая ставка налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, добываемой в регионах Восточной Сибири — Красноярском крае, Иркутской области, Республике Якутия. Это предусмотрено для поддержки данного вида деятельности на территориях нового освоения, когда существуют повышенные первоначальные капитальные затраты при небольших объемах реализации продукции. Льгота является временной и перестанет действовать по достижении накопленного объема добычи нефти 25 млн т и истечении периода 10 лет.
Одним из важных средств достижения главных целей государства является реализация федеральных программ социально-экономического развития страны в целом и ее отдельных территорий. Программа — это документ, определяющий цели проведения мероприятий, средства для достижения целей, ответственных исполнителей, ожидаемые результаты.
Федеральные программы делятся на три вида: 1) комплексные, охватывающие различные виды экономической деятельности в стране; 2) специальные отраслевые, предусматривающие реализацию мероприятий в отдельных видах деятельности; 3) специальные региональные, охватывающие отдельные территории страны.
В России до последнего времени основным видом комплексных программ являлись среднесрочные программы социально-экономического развития страны на три года. Последняя такая программа была рассчитана на 2006—2008 годы и предусматривала следующие направления деятельности: развитие человеческого капитала, т. е. модернизацию образования, реформу здравоохранения, сокращение бедности, обеспечение населения жильем; повышение эффективности государственного управления, включая налоговую реформу, приватизацию и управление государственной собственностью; развитие государственной статистики; развитие рыночных институтов, в том числе защиту прав собственности; развитие банковской системы и рынков финансовых ресурсов, земли и недвижимости; антимонопольную политику; сокращение нерыночного сектора экономики; повышение эффективности внешнеэкономических связей; снижение инфляции; реализацию структурных изменений в экономике, в том числе реформирование транспорта, науки, топливно-энергетического комплекса, связи. Далеко не все цели данной среднесрочной программы были достигнуты, при этом наименее удовлетворительно решались проблемы снижения инфляции, повышения доли рыночного сектора, реформирования социальной сферы.
Ежегодно в России реализуется несколько десятков специальных отраслевых программ, например, в 2009 году предусмотрено осуществление мероприятий 47 таких программ. Большинство программ является социальными или оборонными, направленными на решение отдельных задач государственного значения.
Наиболее крупными по объемам финансирования по состоянию на середину 2009 года являлись следующие программы с величиной выделяемых средств в 2009 году:
— модернизация транспортной системы России (2002— 2010 годы) — 267,2 млрд руб.;
— глобальная навигационная система — 31,5 млрд руб.;
— развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007—2010 годы и на перспективу до 2015 года — 73,3 млрд руб.;
— жилище на 2002—2010 годы — 87,9 млрд руб.;
— федеральная космическая программа России на 2006— 2015 годы — 58,2 млрд руб.;
— уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации — 23,0 млрд руб.
Из реализуемых программ собственно экономического характера можно также выделить следующие: «Национальная технологическая база на 2007—2011 годы», «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года», «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агро- ландшафтов как национального достояния России на 2006—2010 годы и на период до 2012 года», «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2010 годы», «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2006—2015 годы», «Развитие гражданской морской техники на 2009—2016 годы», «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009—2013 годах».
Указанные программы реализуются на территории большого числа субъектов Федерации, и направление финансовых ресурсов по ним должно способствовать развитию соответствующих территорий несмотря на то, что программы не имеют ярко выраженного регионального характера.
Наряду с этим в России регулярно реализуется ряд федеральных программ, направленных на социально-экономическое развитие отдельных регионов или городов. Например, в 2009 г. предусмотрено осуществление следующих таких программ с объемами финансирования:
— «Развитие Калининградской области на период до 2014 года» — 2791 млн руб.;
— «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» — 105 325 млн руб.;
— «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» — 40 402 млн руб.;
— «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007—2015 годы» — 1627 млн руб.;
— «Юг России (2008—2012 годы) — 6847 млн руб.;
— «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008—2011 годы» — 19 358 млн руб.;
— «Развитие г. Сочи как горно-климатического курорта (2006-2014 годы)» - 27 286 млн руб.
Специальные федеральные программы должны охватывать ограниченное число регионов, находящихся в наиболее сложном социально-экономическом положении. Это дает возможность концентрировать финансовые ресурсы для решения в короткие сроки важнейших задач государственного значения.
На протяжении ряда лет в стране осуществлялась федеральная программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002—2010 годы и до 2015 года)», однако с 2008 г. финансирование данной программы было прекращено.
По источникам финансирования все федеральные программы делятся на две группы. К первой относятся программы, полностью реализуемые за счет средств федерального бюджета. Они предусматривают проведение мероприятий общероссийского характера и не имеющих отношения к какому-либо отдельному субъекту Федерации, например программы создания глобальной навигационной системы, освоение космического пространства, укрепление государственной границы, уничтожение запасов оружия, развитие уголовно-исполнительной системы и др. Вторая группа федеральных программ финансируется совместно из федерального и региональных бюджетов, а также внебюджетных источников. К ним относятся программы обеспечения населения жильем, строительства автомобильных дорог, развития социальной сферы.
На реализацию федеральных программ в 2009 г. уточненным планом направляется более 9% всех расходов федерального бюджета, что является одним из наиболее крупных направлений затрат. Кроме того, отдельные мероприятия регионального развития могут финансироваться по непрограммным источникам, а также из инвестиционного фонда.
С 2005 года особой формой реализуемых в России программ являются национальные проекты развития образования,, здравоохранения, обеспечения населения страны жильем, развития сельского хозяйства. Для осуществления национальных проектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях составлены планы мероприятий с указанием объемов и источников финансирования, определены ожидаемые результаты с указанием сроков их достижения. При реализации проектов развития образования и здравоохранения, в основном, используются средства федерального и региональных бюджетов, по проекту развития сельского хозяйства основной частью являются средства хозяйствующих субъектов при поддержке из федерального и региональных бюджетов. Проект обеспечения населения жильем базируется на привлечении средств населения с дополнительным финансированием из
бюджетов различных уровней для создания инженерной инфраструктуры.
Одним из инструментов региональной политики федеральных органов является регулирование ценообразования в монопольных видах деятельности. Например, федеральная служба по тарифам устанавливает цены на газ, подаваемый потребителям по системе трубопроводов, с учетом расстояния его транспортировки от мест добычи до пунктов реализации. Наиболее низкие цены на газ существуют в Ямало-Ненецком автономном округе — главном добывающем центре страны, наиболее высокие — в западных и южных регионах России. Федеральная служба по тарифам устанавливает пределы колебаний тарифов на электроэнергию в регионах страны с учетом затрат на производство данной продукции. Особые тарифы могут устанавливаться на перевозку товаров в отдельные регионы для некоторых видов грузов (каменного угля, легковых автомобилей, удобрений, зерна), тарифы на услуги аэронавигации и обслуживание самолетов в аэропортах, передачу теле- и радиосигнала, услуги морских портов.
Функцией федеральных органов является регулирование рынка труда, в частности, определение масштабов официального привлечения иностранной рабочей силы. Правительство Российской Федерации ежегодно устанавливает потребность в привлечении иностранных работников в целом по стране и для отдельных территорий. Оно устанавливает квоты для субъектов Федерации на использование граждан других государств для осуществления трудовой деятельности. Например, для регионов Уральского федерального округа на 2009 год данная квота была установлена равной 73,6 тыс. человек, в том числе для Тюменской области (без автономных округов) — 9,4 тыс. человек, Ханты-Мансийского автономного округа — 6,4 тыс. человек, Ямало-ненецкого автономного округа — 5,5 тыс. человек. Наибольшая квота — 184,5 тыс. человек была выделена Москве. Для отдельных регионов с напряженным положением на рынке труда величина этого показателя является незначительной и составляет только несколько десятков человек с учетом их профессиональной подготовки.
Правительство Российской Федерации в связи с осложнением ситуации на рынке труда в 2009 году в отдельных субъектах Федерации имеет право разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение безработицы. С этой целью в составе федерального бюджета резервируются определенные денежные средства, что дает возможность оперативно вмешиваться в ситуации и предотвращать различные негативные последствия обострения социальной обстановки.
В целом для оценки уровня развития регионов используются следующие обобщающие показатели: валовой региональный продукт на душу населения; доходы консолидированного бюджета на душу населения; уровень безработицы; уровень бедности, т. е. доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума.
Одной из задач региональной политики федеральных органов является поддержка социально-экономического развития проблемных территорий. К ним относятся субъекты Федерации, которые самостоятельно не в состоянии решать задачи поддержания приемлемого уровня жизни населения и развития экономики. При этом существуют предпосылки для дестабилизации социальной ситуации в регионе и возникновения конфликтов, способных нанести значительный ущерб как данной территории, так и стране в целом. Причины проблемности могут быть связаны с исторически сложившейся структурой экономики, снижением спроса на выпускаемую продукцию, широкомасштабными общественно-политическими конфликтами, вызывающими разрушение экономического потенциала и значительные размеры вынужденной эмиграции населения, особо сложные природные условия, крупные стихийные бедствия. В России среди проблемных оказались в том числе и моноотраслевые территории с высокой долей военно-промышленного комплекса, текстильной, машиностроительной, горнодобывающей отраслей. Причинами возникновения сложностей могут быть также резкое снижение государственного заказа на выпускаемую продукцию, падение конкурентоспособности товаров из-за неконтролируемого импорта, выработка месторождений полезных ископаемых, удорожание доставки грузов в отдаленные районы. Наибольшее число проблемных регионов сконцентрировано в Южном, Дальневосточном и Сибирском федеральных округах.