Вопросы:
1. Соотнесение понятий: человек, личность, индивид.
2. В чем состоит процесс социализации личности?
3. В чем состоит процесс интериоризации общественных ценностей человеком?
4. Сформулируйте проблемы адаптации молодого специалиста на производстве.
5. В чем состоит процесс антиципирования межличностных отношений на производстве?
6. Смысл статусно-ролевой характеристики личности.
7. Что подразумевается под психологическими механизмами мотивации человека?
8. Что такое самосознание личности?
9. Что такое саморегуляция личности?
10.Классификация потребностей личности.
11.Как влияет социальная среда на формирование личности?
12.Роль наследственности в формировании личности.
13.Интересы личности.
14.Психологическая структура личности.
15.Биологическое в человеке.
16.Социальное в человеке.
Тесты и задания:
1. Составьте перечень ролей, в которых Вы выступаете в течение месяца, и каждую роль рассмотрите функционально.Проанализируйте затраты времени на выполнение тех или иных функций. Найдите резервы, попробуйте рационализировать затраты времени. Для этого заведите дневник и заполняйте его каждый день в течение недели. Записывайте все, что Вы делали в течение дня (включая отдых, развлечения, время на транспорт, самообслуживание, пустое время провождения, просмотр телепередач и т.д.). В конце недели проанализируйте записи, выписав в одну колонку временные затраты конструктивного характера, в другую – попусту потраченное время. Подумайте, насколько разумно Вы тратите свое время и где ваши резервы. Желаем успехов! [см.7, с.62]
2. Тест «Тип личности человека».
Тест основан на функциональной асимметрии головного мозга и считается одним из наиболее объективных. [см.7, с.45]
3. Психогеометрический тест.
Тест определяет форму (или тип) личности. Дает подробную характеристику личностных качеств и особенностей поведения человека на обыденном, понятном каждому языке. Помогает составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях. [см.27, с.440] или [см.25, с.18]
4. Определение направленности личности. (Ориентационная анкета).
Методика определяет личностную направленность на себя, на общение и на дело. [см.32, с.47]
5. Личностный дифференциал.
Она изучает определенные свойства личности, ее самосознание, межличностные отношения. [см.32, с.170]
6. Тест юмористических фраз.
Методика диагностики мотивационной сферы личности. В основе методики лежит прием свободной тематической классификации многозначных стимулов – юмористических фраз. [см.32, с.38]
7. Методика изучения темперамента.
Методика определяет тип темперамента в процентном соотношении. [см.7, с.63]
8. Тест «Оптимист? Пессимист?». [см.25, c.25]
9. Шкала оценки потребности в достижении.
Методика позволяет оценить стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиваться своего во что бы то ни стало. [см.32, c.30]
10. Шкала оценки мотивации одобрения.
Методика позволяет оценить уровень стремления заслужить одобрение значимых окружающих людей. [см.32, c.32]
Литература
1. Алфимова В. И., Трубников В.И. Генные основы темперамента и личности. // Вопросы психологии, 2000 №2 с.128 -139
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: 1998
3. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: 2000 – 288 с.
4. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ 1990
5. Гримак Л. П. Общение с собой. Начало психологии активности. М.: Политиздат, 1991
6. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986
7. Ковалевич В. Т., Козлов А. А. Социально-психологические и экономические аспекты управлений социально-производственными системами. Красноярск: Крас ГАСА, 1998
8. Кон И. С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984
9. Крайк Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000
10.Леви В. Искусство быть другим. М.:1981
11.Марков В. Н., Синягин Ю.В. Потенциал личности. // Мир психологии 2000, №1, с.250-262
12.Мендь В.В., Овчаров А.А. Краткие характеристики типов личности // Соционика и психология 1999, №№ 5-6, с. 6-12
13.Мишин О. В., Маслоу А. Г. и культурно-историческая концепция личностного развития (опыт сопоставления различных подходов к формированию нормы культуры поведения) //Мир психологии,1999, №1, с.295-302
14.Моросанова В. И., Коноз Е. М. Стиливая саморегуляция поведения человека. // Вопросы психологии, 2000, №2, с.118 -127
15.Москоленко А. Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск,1989
16.Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте М.:1991
17.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений. Книга 3-М.: ВЛАДОС, 1995
18.Ницше Ф. Человеческое слишком человеческое В 2 т. М.: Мысль, 1990 т.1
19.Основы социально – психологической теории. Учебное пособие / Под ред.: Богомолова Н. Н., Бодалева А. А., Сухова А. Н. – М.:1995 – 421с.
20.Парыгин П. Д. Социально-психологический климат коллектива. М.:1991
21.Психология. Учебник. / Под ред.: Крылова А. А. – М.: 2000 -584с.
22.Симпатов П. В., Ершов П. М. Темперамент, характер, личность М.:1984
23.Слободчиков В. И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности. // Вопросы психологии, 2000, №2, с.42 –52
24.Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред.: Лабунской В. А. – М.: Гардарики, 1999 - 397
25.Социальная психология: Учебное пособие. Часть1, 2 / под ред. Ковалевич В. Т.; КГТУ Красноярск,1994
26.Социальная психология: методические указания для студентов заочного факультета/ сост. Ковалевич В. Т., Носкова М. М., Зиборова С. В., КрПИ Красноярск,1993
27.Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998
28.Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии.- М.: ВЛАДОС, 1995
29.Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер Теория личности. М.: ЗАО, изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 1999
30.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: изд-во Питер,1999
31.Чернявская Г. К. Личность: проблемы саморегуляции. // СПЖ,1996, №4, С.134-144
32.Энциклопедия психологических тестов. М.: ТЕРРА – книжный клуб,1999