ТЕМА 6: Общение взаимопонимание. Конфликты. (18ч.)

1. Общение как способ взаимодействия между людьми.

2. Интерактивная, перцептивная и коммуникативная сторона общения

3. Знаки как средство общения.

4. Механизмы и феномены восприятия человека человеком.

5. Понятие конфликта.

6. Стадии, функции и типология конфликта.

7. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях.

8. Решение конфликта.

1. Общение как способ взаимодействия между людьми.

В процессе общения происходит взаимный обмен деятельностями, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами и т.п. Общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта. Ее результат - не преобразованный предмет, а отношения с другим человеком. И речь идет не просто о действии, не просто о воздействии одного субъекта на другой, а именно о взаимодействии. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект.[14]

2. Интерактивная, перцептивная и коммуникативная сторона общения.

Интерактивное общение – это межличностное взаимодействие, т. е. совокупность связей и взаимовлияние людей, складывающихся в их совместной деятельности.

Коммуникативное общение – это обмен информацией между ее участниками.

Перцептивное общение предполагает восприятие общающимися друг друга.[4, 7, 12, 14, 15]

3. Знаки как средство общения.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Под речью здесь понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков.

Невербальная коммуникация играет большую вспомогательную роль в коммуникативном процессе. Это мимика, жесты, пантомима.

4. Механизмы и феномены восприятия человека человеком.

Идентификация - это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта.

Рефлексия - осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Стереотипизация - это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам. [1,2,15,18]

5. Понятие конфликта.

Конфликт - это столкновение против положительно направленных целей, интересов, позиций, или взглядов двух или нескольких человек.

6. Стадии, функции и типология конфликта.

Стадии конфликта.

1. Предконфликтная.

2. Связанная с возникновением объектов конфликтной ситуации.

3. Интеллектуальный этап развития.

4. Критический этап.

5. Спадение напряженности.

6. Сопоставление официальных и неофициальных оценок поведения.

7. Разрешение конфликта. [13, 14, 23]

Функции конфликта.

1. Деструктивная (негативная).

2. Конструктивная (позитивная).

Деструктивный конфликт возникает, когда одна из сторон упорно настаивает на своей позиции, не учитывая интересы другой стороны.

Причины конструктивного конфликта: сверхурочные работы, несоответствие прав и обязанностей, конфликтные условия. [4, 7, 11]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: