Вопросы:
1. Как соотносятся между собой понятия «Напряженность» и «Конфликт»?
2. Вспомните, как называется состояние общества, при котором нарушен допустимый предел неустойчивости.
3. К. Боулдинг определяет конфликт как конкурентную ситуацию, в которой стороны осознают несовместимость своих позиций, и каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую с желанием другой стороны.
Определите: всегда ли понятие «Конкуренция» и «Конфликт» относятся к понятиям одного смыслового ряда.
4. Попытайтесь определить основную причину социальных конфликтов.
5. Как называется лицо, которое подталкивает других участников к конфликту?
6. Что является началом конфликта?
7. Кто впервые поднимает вопрос о роли общения как фактора психического развития человека?
8. Что такое общение?
9. Какие стороны выделяют в едином процессе общения?
10. Функции речи.
11. Какие виды речевой деятельности можно выделить?
12. Специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения.
|
|
13. Назовите четыре системы невербальной коммуникации.
14. Какое место занимает дружба в общении людей?
15. Назовите механизмы и феномены восприятия человека человеком.
16. Роль семьи в формировании механизмов общения.
17. Как ведут себя люди в конфликтной ситуации? (пять стратегий поведения)
18. Что в социальной теории конфликта принято понимать под профилактикой конфликта?
19. Назовите фазы конфликта.
20. Каких два подхода выделяют в теории конфликта?
Тесты и задания:
1. Тест Ряковского «Коммуникабельны ли вы?» [см.16]
2. Тест «Эффективность слушания». [см.16]
3. Тест «Раздражительный ли вы собеседник?» [см.24]
4. Тест «Общительный ли вы человек?» [см.24]
5. Проанализируйте сюжет известной шекспировской трагедии «Гамлет» и определите стадии конфликта между Гамлетом и его дядей - королём. [см.8, с. 7]
6. В одной из передач «Один на один» беседовали два известных политика: господин Б. Немцов и лидер ЛДПР - господин В. Жиреновский. Дискуссия неожиданно закончилась вспышкой эмоций и личными оскорблениями. Охарактеризуйте этот конфликт. [см.8]
7. В известной притче о царе Соломоне легендарному царю удалось разрешить конфликт между двумя женщинами, которые претендовали быть матерью одного и того же ребёнка. Каким образом можно было бы предупредить этот конфликт. [см.8]
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000-376с.
2. Аграшенков А. Психология на каждый день.
3. Бадалеев А. А. Восприятие человека человеком. М.: Педагогика, 1983
4. Бадалеев А. А. Личность и общение. М: Из-во МГУ, 1982г.
|
|
5. Кашшапов Р. Г. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха.
6. Кон И.С. Дружба. М: Политиздат, 1980
7. Коган М.С. Мир общения: Пробл. межсубъективных отношений.- М.: Политиздат, 1998- 315 с.
8. Ковалевич В. Т. Козлов А. А Социально- психологические и экономические аспекты управления социально – производственными системами. Красноярск 1999 г.
9. Кови С. Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Пер. с англ. - 2 - е изд. - М.: «Вече»: «Персей» «АСТ», 1998 - 475 с.
10. Криманская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. - 2 - е изд. - М.: Смысл, Академический проект, 1999 - 279 с.
11. Ламов Б. Д. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984-с. 242-245
12. Леонтьев А.А. Психология общения: Учебное пособие. - 2 - е изд., М.: Смысл, 1997 - 365с.
13. Лукьян Ч. А. Барьеры общения, конфликты, стрессы. М.: Высш. шк., 1996
14. Общая психология: Курс лекций/Сост. Е. И. Рогов. - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 1998 - 448 с.
15. Парыгин Б. Д. Анатомия общения: Учебн. пособие - СПб: Из-во Михайлова В. А., 1998 - 300 с.
16. Познай себя и других: Популярные тесты.- 3-е изд., -М.: 1996 – 400с.
17. Рогозин Ю. П. Фехтование на нервах: [Об искусстве общения]. - М.: Мол. Гвардия, 1990- 205 с.
18. Социальная психология: Учебное пособие. Часть1, 2 / под ред. Ковалевич В. Т.; КГТУ Красноярск,1994
19. Стратегия делового общения: Учеб. Пособие для студ. вузов.- Ростов на Дону: Феникс, 1995 - 416 с.
20. Филатова Е.Соционика для вас. Наука общения, понимания и согласие. - 2-е изд., перераб.- Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994- 283 с.
21. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. - М.: Наука, 1992 - 158 с.
22. Шейнов В. П. Как управлять другими. Как управлять собой. Минск: «Амалфея», 1996 - 384 с.
23. Цыбульская М. В., Яхонтова Е. С. Конфликтология: Учебное пособие, МГУ, 1997 г.
24.Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребности. –М.: ООО «Из – во АСТ», 1997 - 300с.
ТЕМА 7:Межличностные отношения в группах (18 ч.)
1. Восприятие человека человеком. Эталоны восприятия.
2. Привлекательность человека для человека, потребность в общении, одобрении, признании.
3. Популярность в группе и межличностная привлекательность.
4. Взаимовлияния, интеграция влияний.
5. Социальные роли, статусы, позиции.
6. Соотношение роли и Я.
7. Группа присутствия, и эталонная группа.
8. Психологическая атмосфера в системе межличностных отношений.
1. Восприятие человека человеком. Эталоны восприятия.
Большое влияние на характер межличностного восприятия оказывают стереотипы, эталоны и имплицитные теории личности. Анализ их содержания, адекватности, причин устойчивости, особенностей усвоения и функционирования позволяет сделать вывод: главные причины ошибок, возникающих под влиянием стереотипных образований, коренятся в том, что последние, как правило, основываются на недостаточном количестве существенных признаков. Межличностное восприятие искажается также под влиянием феномена «атрибуции» - приписывание личности несвойственных ей качеств и причин поведения. Отрицательно сказывается на качестве межличностного познания консерватизм мышления, характеризующийся предвзятостью и поверхностью выводов, а также категоричностью суждений. [6,18,21]
Исследование роли совместной деятельности в межличностном восприятии, определяет экспериментальную программу его изучения. Важнейшие из изученных механизмов межличностного восприятия следующие: 1) идентификация - понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним; 2) социально-психологическая рефлексия - понимание другого путем размышления за него; 3) эмпатия - понимание другого человека путем эмоционального «вчувствования» в его переживания; 4) стереотипизация - восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы и др. [6,14,21]
|
|
2.Привлекательность человека для человека, потребность в общении, одобрении, признании.
Потребность самоуважения делится на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. В этом случае человеку нужно знать что - то, что он делает, признаётся и оценивается значимыми ему людьми.
Удовлетворение потребности самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы в мире. Напротив, фрустрация этих потребностей приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости. Это негативное самовосприятие, в свою очередь, может вызвать существенные трудности, чувство пустоты и беспомощности в столкновениях с жизненными требованиями и низкую оценку себя по сравнению с другими.
Необходимость общения определена совместной жизнедеятельностью людей. Корни общения мы находим в самой их материальной жизнедеятельности. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека. Отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в существе мыслящем. Человеческая сущность на лицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия Я и Ты. [10, 11, 13, 14, 26]
3. Популярность в группе и межличностная привлекательность.
Популярность - это мера признания обществом заслуг индивида; результат соотнесения социально значимых характеристик субъекта со шкалой ценностей, сложившейся в данной общности. [14, 20, 29]
4. Взаимовлияния, интеграция влияний.
|
|
Влияние - процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т. п. в ходе взаимодействия с ним. Различают направленное и ненаправленное влияние. Механизмом первого являются убеждение и внушение. В этом случае субъект ставит перед собой задачу добиться определенного результата от объекта восприятия. В отличие от направленного влияния ненаправленное влияние подобной специальной задачи не имеет, хотя эффект воздействия возникает, проявляясь нередко в действии механизмов заражения и подражания.
Интеграция групп высокого уровня развития, т. е. возникающее в ней внутреннее единство, обнаруживается в таких типичных феноменах межличностных отношений, как внутригрупповая идентификация, сплочённость, объективность в возложении и принятии ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности. Результатом интеграции личности в высокоразвитом сообществе становится её совместимость с другими его членами в общении и деятельности. [16, 20, 29]
5. Социальные роли, статусы, позиции.
Позиция – это наиболее целостная, интегративная характеристика всего образа жизни человека, достигшего полной самоопределенности, самотождественности, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности.
Статус – это «врождённая специальность»: стереотипы образа действий и мыслей, соответствующих статусу, предписываются детально и безоговорочно, и человек врастает в них всем своим существом.
Социальна роль – это единица анализа связей и отношений, навязываемых людям частной ситуацией взаимодействия.
Позиция и статус определяют действия, которые человек не может не совершать. Потеря или смена их всегда сопряжены с глубоким личностным кризисом, потерей или преобразованием себя. Социальная роль – это то, что человек может делать, а может и не делать. [14, 18, 19, 21]
6. Соотношение роли и Я.
Практически любой человеческий конгломерат стихийно структурируется именно в системе социальных ролей, подчёркивая и заостряя определённые индивидуально-характерные черты собранных вместе людей, и по этим чертам типологизируют людей, системой социальных ожиданий выталкивания их в определённые социальные роли. Так, почти в каждом стихийно живущем классе существуют и исполняются роли «лидера», «умника», «шута», «козла отпущения», «дурочки», «мальчика для битья», «красотки», «недотроги» и пр. [6, 13, 14, 16, 18]
7. Группа присутствия, и эталонная группа.
Группа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т. д.). Наиболее распространены классификации групп по размеру: большие, малые, микрогруппы (диады, триады); по общественному статусу: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные); по непосредственности взаимосвязей: реальные (контактные) и условные; по уровню развития: низкого уровня развития (ассоциации, корпорации, диффузные группы) и высокого уровня развития (коллективы); по значимости: референтные и группы членства и т. д. Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, в которую она включена или ради которой создана. Содержание совместной деятельности членов группы опосредствует все процессы внутригрупповой динамики: развитие межличностных отношений, восприятие партнерами друг друга, формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. В свою очередь, сформировавшиеся в группе отношения влияют на эффективность групповой деятельности. [6, 13, 14]
8. Психологическая атмосфера в системе межличностных отношений.
Психологическая атмосфера - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Важнейшие признаки благоприятной атмосферы: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр. Таким образом, характер психологической атмосферы в целом зависит от уровня группового развития. [3, 13, 14]