Появилась в середине 20-30 г.г., 20 в., получив своё максимальное развитие в 40-50 гг. 20 в.
В основе концепции лежат исследования в области социологии.
Основная проблема, которая возникла в М-те этого периода – отсутствие истинного сотрудничества м/у администрацией и персоналом.
Представители
Этой школы рассматривали организацию как социо-техническую систему. Формальные, обезличенные взаимоотношения м/у подсистемами орг-ции снижали эффективность орг-ции в целом.
Американский социолог и психолог Э. Мэйо (1880-1949) является родоначальником школы человеческих отношений. На основе Хоторнского эксперимента Э.Мэйо были сделаны следующие выводы:
1. Наряду с формальной организационной структурой, в процессе производственной деятельности спонтанно возникают неформальные группы, в которых складываются свои нормы, правила, ценности и устанавливается социальный контроль за соблюдением этих норм.
2. Неформальные взаимоотношения нельзя пускать на самотёк, т.к. сотрудничество с неформальными группами позволяет повысить эффективность орг-ции.
Таким образом, по мнению Э. Мэйо задачей менеджера является решение экономических проблем орг-ции (максимизация прибыли), но достичь этого можно только ч/з создание и стабилизацию эффективно работающих коллективов и групп.
Последовательницей Э. Мэйо является М. Паркер Фоллет (1863-1933).
М. Фоллет изучала взаимоотношения в малых группах.
Основные проблемы, на которые она обратила внимание:
1. возможность управления конфликтами и их перевод в конструктивное для орг-ции русло.
2. Власть, принятая как подчинение одного человека другому не может быть основой эффективной орг-ции. Поэтому в рамках орг-ции необходима демократия, которая компенсирует несовершенство отдельных индивидуумов.
3. В трудовом коллективе должен быть лидер или лидеры, которые способны сплотить коллектив, группу и лидерство – это не врожденный дар господства над другими. Лидерству можно научить.
Таким образом, исследования человеческих отношений внесли следующие основные поправки в прежние концепции М-та:
1. Необходимо уделять максимум внимания к социальным, групповым потребностям сотрудников.
2. Необходимо отказаться от жёсткой иерархии власти и перейти к «менеджменту участия».
3. За счёт неформальных отношений можно добиваться успеха в орг-ции.
4. Необходимо изучать и использовать специальные методики для налаживания взаимоотношений м/у организацией и неформальными группами, входящими в состав этой орг-ции.






